Собственно, да, попробую в популяризаторской манере разобраться в вопросах фотографии в зимних горах, а если точнее, как законнектить процесс фотоискусства и катания со снежных гор. Сублимат моего личного опыта.
Вопросы, выносимые на повестку:
Чем снимать?
Что снимать?
Как снимать?
Чем заряжать?
Чем снимать?
Ответ на этот, казалось бы, простой вопрос сокрыт в ещё более простом непреодолимом обстоятельстве, открывающем сомн разнообразных вариантов и мнений, на которых будет базироваться окончательное решение.
( Свернуть )
Итак аксиома первая: «Для того чтобы что-то сфотографировать в зимних горах, а тем более если добавить в кадр райдера, необходимо остановиться и достать из себя – из одежды или рюкзака – то, с помощью чего будет произведён снимок». Можно достать смартфон, а можно извлечь из рюкзака профессиональную зеркалку с огромной «колбасой», или компакт со сменным «стеклом». Отсюда аксиома вторая: «Средство труда фотографа – есть материализация его философского восприятия фотографии как процесса, детерминированного конечным продуктом». И как следствие императив – «Для начала разберись с собой! Ответь себе на основной вопрос – для чего ты хочешь делать фотографии?» Вот в результате такого разбирательства и начинаются варианты:
1. Фото для социальных сетей. Их удобно пересылать, размещать собственно в социальные сети и почти не жалко потерять со временем;
2. Фото для личного архива. Их приятно рассматривать со временем, приятно просто осознавать, что они есть и они и сделаны тобой, размещать на профильных фотосайтах, можно распечатать большой формат, подарить или повесить у себя дома в рамке;
3. Фото эксклюзив. Как правило, очень хорошее качество, режимное время, подчищенные, а может и «клееные» в редакторе элементы кадра, раскрытие нестандартных качеств камеры, очень большая печать, фотоконкурсы и монетизация, признание публики, наконец.
Важно понимать:
1. Приведённые варианты, как правило, смешиваются друг с другом и, как сказали бы химики, имеют определённую растворимость друг в друге. Фотография – это в первую очередь творчество, а людям творческим свойственно экспериментировать, это их суть. К тому же производители фотоиндустрии умело подстёгивают устремления криейторов;
2. Множителем при выборе варианта может быть эго фотографа. Это когда думаешь, что достаточно вломить кучу бабла на аппарат, а он всё сам за тебя сделает. Это больше про психологию, нежели чем про фотографию;
3. Фотография – одна из немногих форм информации, почти не подверженных изменчивости цифрового мира: во-первых, нет никакой войны форматов – жыпег он и есть жыпег на все времена, да и тиф с равом все программы понимают, во-вторых, глубинная цель процесса фотографии, которая за почти двести лет существования так и не изменилась – это получение изображения, не даром фотография – это жанр изобразительного искусства, а отпечатки из хороших лабораторий живут очень долго, значительно дольше вконтактов и инстаграмов, ну и в-третьих, фотоархив легко сделать, легко управлять, легко бэкапить;
4. Ограниченность растворимости вариантов друг в друге определяется ценой фототехники и личным отношением к следующей аксиоме, являющейся, по сути, продолжением первой: «Катать или снимать? Вот в чём вопрос!». Соответственно, имеем из этой второй императив – «На что ты готов ради фотографии? Определись!»
И снова алгоритм разбивается на варианты:
1. В основном катать, иногда лупить чем попало куда попало, не заморачиваясь, и ни в коем случае не прерывать хорошей скатки ради хорошего кадра;
2. Катать и снимать. Грамотно расставлять акценты, работать с выбором места для съёмки, умело встраивать такие места в чекпойнты предполагаемой траектории скатки, «видеть» кадр ещё до того, как попал в точку съёмки, работать с человеком в кадре, заставить его сделать то, чтобы кадр состоялся и, в конце концов, получать удовольствие от скатки;
3. Только снимать. Никому, включая тебя не интересно, как ты спустишься, хоть пешком. Ты – режиссёр, оператор и продюсер. Горы, снег – это декорации в твоём спектакле. Райдеры – послушные ослики, которые поедут, куда скажешь им ты, и сделают так, как скажешь им ты. Профессиональная техника. За гешефт.
Теперь совсем близко к железу. Казалось бы, всё просто. Совокупность вариантов философского осмысления себя как фотографа и ответа на второй императив дают на первый взгляд абсолютно линейную транспозицию на повышение. Первое с первым и так далее по возрастанию. Смартфон для соцсетей, компакты для середнячков и профессиональное зеркальное и не зеркальное, но дорогое для профи соответственно. Отчасти это так. Но есть нюансы.
Важно понимать:
1. Очень часто в сети можно увидеть статьи с условным названием «Смартфон или зеркалка? Мы провели сравнение! И вот что получилось!». Это пустышка. Нельзя так сравнивать. Камера в смартфоне – это жутко кропнутая матрица, пара залапанных пальцами стекляшек, которые язык не повернётся назвать объективом, фиксированная диафрагма. Плюс умные алгоритмы. Они самые главные. Их задача слепить из десятка-другого непонятно каких кадров шедевр;
2. Зеркальные фотоаппараты по определению громоздкие. Их конёк – это визирование объекта съёмки через видоискатель. Этому будет мешать как минимум горнолыжная маска. Более того, коррекция видоискателя под близорукость, как правило, работает до -2.5. В целом, пользоваться видоискателем на склоне среднестатистическому фотографу сверхнеудобно;
3. Бесзеркальные камеры потребляют энергии раза в 3 больше, чем зеркальные фотоаппараты. За счёт экрана. Смартфоны с их тачскрином на морозе потребляют ещё больше;
4. Трудно предугадать реакцию вашего девайса на зимние условия. Но думаю, что все эти зеркала в зеркалках, ультразвуковые двигатели автофокуса в объективах и тачскрины в смартфонах, мягко говоря недолюбливают низкие температуры, ветер со снегом, перепады температур и прочие зимние радости. Какой фотоаппарат лучше всех работает на морозе – вопрос риторический. Хотя есть нюансы. Попутный нарратив – «Ищи информацию! Фильтруй!». Попутная аксиома – «Вместе с понижением температуры растёт риск отказа любой фотоаппаратуры». Это вполне закономерно – смазка в объективах замерзает – двигателю тяжелее перемещать автофокус, у ультразвуковых двигателей тоже неоднозначные отношения с морозом, электрическое сопротивление проводников снижается с градиентом 0,4% на 1°С, что может вызвать отказ электроники, перепады температуры, по-инженерному термоудары, могут привести к конденсированию влаги внутри корпуса аппарата, в том числе на матрице;
5. Одна из особенностей камеры смартфона, повторюсь, это фиксированная диафрагма, обеспечивающая высокую светосилу объектива. Отсюда большая глубина резкого изображаемого пространства. Маловероятно получить на смартфоне портретное размытие перспективы, но вот с пейзажем смартфон справится, и если он стоит немало, то справится без замыленных, искажённых краёв и ощущения плоской картинки;
6. Затраты финансовые, организационные и психологические – вот в смысле вся эта возня мышиная с фотосъёмкой на склоне, должны быть адекватны месту и райдерам. И если пейзаж может быть более чем достоин того, чтобы его снимать большим аппаратом, то кривая стойка ваших друзей может быть не достойна съёмки с кнопочного телефона;
7. Надо признать, что «мыльницы», так популярные совсем недавно – линейки экстремальных камер были у многих производителей, теперь практически выдавлены с одной стороны смартфонами, с другой стороны бесзеркальными камерами. Это сухая правда реальности;
8. Нельзя не учитывать такой сегмент техники, позволяющей делать фотосъёмку, как квадрокоптеры и экстремальные камеры. Это замечательное дополнение к арсеналу криейтора, позволяющее получать кадры с нестандартных положений;
9. Наличие поворотного экрана у фотокамеры – это благо, это удобно. Съёмка смартфоном в данном контексте – это стрельба по-сомалийски, от бедра куда попало;
10. Остановка на склоне для съёмки не всегда приходится на безопасное место. Самые вкусные для фотографа места зачастую лавиноопасны. Там и останавливаться не надо, а ещё снимать рюкзак, доставать камеру, ждать райдеров… Издержки увлечения. Искусство требует жертв;
11. У смартфонов нет переменного фокусного расстояния, или иными словами оптического зума. Бывает его эрзац вариант – это когда несколько камер есть с фиксированным фокусным расстоянием, а программа их умело переключает. Поэтому, достичь диапазона фокусных расстояний в 14-150мм, характерного для тревел-зумов, на смартфоне не удастся;
12. Опыт братьев наших старших, а именно профессиональных фотографов, которые снимают зимой в Арктике, надо использовать с осмотрительностью, в силу разности парадигмы. К тому же человек с руками и на простеньком агрегате шедевр сделает;
13. В нашем случае любой фотоаппарат, положенный в рюкзак, будет лежать где-то между термосом и лавинной лопатой как минимум. При падениях придётся выбирать, что подставлять в первую очередь – себя, старый термос или фотик за сотку тыщ;
14. «Хороший» фотик – это тот, который хорошо справляется со сложными условиями съёмки, как то «снегопад+движущийся райдер», «облачность+снег+движущийся райдер», «вечерний курорт» и подобные винегреты. Солнечный пейзаж, как правило, умеют снимать все аппараты;
И, наконец, пришло время верстать выводы:
1. Поскольку для визита в снежные горы с лыжами и досками люди, как правило, сбиваются в стаи, то в команде хорошо иметь максимально возможный набор техники, хорошо если техника с руками, а если техника с руками и ещё и с головой, так совсем замечательно. О том, как это - "с руками и головой" будет расписано ниже;
2. Если вы не профессионал и не снимаете людей за деньги, то зеркалка на склоне вам не нужна. В противном случае вы лучше меня знаете что делать;
3. Нужно беречь фотоаппаратуру. Ни один производитель не даёт гарантии, что их аппаратом можно снимать в сорокоградусный мороз. Это значит, что не надо без нужды на морозе и в снегопад перестыковывать объективы, не надо "А давай щас в кафе с мороза зайдём и посмотрим фотки". При выборе камеры и объективов, особенно с большим фокусным расстоянием следует искать указания в описании о "всепогодном" исполнении;
4. Фотография – это искусство. Только осознание этого факта даст драйвер к самообразованию, творчеству. Это действительно приятный процесс. А снимать себя бухого и голого наперевес с лыжами после каталки на кухне съёмной хаты залапанным смартфоном – это без понтов;
5. Фотография – это искусство. Даже себя бухого и голого наперевес с лыжами после каталки на кухне съёмной хаты залапанным смартфоном можно снять понтово.
Теперь, собственно, о своём наборе.
У меня с собой постоянно, как правило, две камеры – Olympus OM-D E-M10 в первой редакции, в эксплуатации с 2015 года. Основной объектив - тревел зум Olympus M.Zuiko Digital ED 14-150mm f/4-5.6 II, запасной – китовый на 14-42мм, вторая камера это Olympus TG1, в эксплуатации с 2013 года. Основная камера с тревел – зумом покрывает большую часть потребностей. Конечно, в планах апгрейд до тушки М5 в версии III, в том же замечательном под серебро исполнении. Хотелось бы расширить парк стекла до чего-то светосильного для малых фокусных расстояний и плюсануть фишак. На данный момент в камере отказала вспышка, видимо накопительные кондёры сдохли по естественной старости. Вторая камера осталась от эпохи «мыльниц», была для своего времени очень даже гранд футура, но имела неважную оптику, мылившую и искажающую края кадра, надеюсь что в версии TG6 это исправили, иначе за что платить в нашу эру смартфонов 35 тыщ решительно непонятно. Вторая камера хороша тем, что её можно повесить на карабин, сунуть в карман и спокойно лезть наверх, а когда надо - достать её и лупануть кадр, даже в сложном месте, где снимать рюкзак не хотелось бы, или для этого нужны дополнительные манипуляции. В условиях горнолыжных курортов такая камера – больше запас на случай разрядки или неисправности основной. Кстати, в основной камере хороший аккум, которому уже 6 лет, только недавно прикупил запасной.
Ниже приведены снимки, сделанные камерой Olympus OM-D E-M10
Ниже приведены снимки, сделанные камерой Olympus TG1
Ниже пара интересных ссылок по теме.
Важно понимать при всех раскладах, чем бы мы ни фотографировали в горах, при загрузке фото в соцсети они будут изородованы, пожаты до неузнаваемости внутренними алгоритмами сайта. И отличить смартфон от фотоаппарата будет очень трудно.
Ниже приведены кадры с очень хорошего смартфона samsung SM-G780F , сделанные Вадиком Кимом в марте этого года на Приполярном Урале.
И никакой разницы с моим Olympus OM-D E-M10 не обнаружится. В соц сетях, во всяком случае. А если загружать оригиналы на фотохосты — тут то и полезет разница.
А для тех, у кого гематоэнцефалический барьер имеет ограничение в 250 буквенных символов, типа «многабукаффниасилил», тоже есть рекамендация:
Покупаете бесзеркальную камеру типа Olympus OM-D E-M5 III с объективом Olympus M.Zuiko Digital ED 14-150mm f/4-5.6 II и любой смартфон с хорошей камерой. И будет вам щастье.
Дальше будет про "Чокак снимать"
Пропущен самый первый и самый главный вопрос:
ЗАЧЕМ СНИМАТЬ?