Питцтальский ледник в этом году лишился части своих трасс. Было их и так немного - 68 км -ледник вместе с Rifflsee, а стало 40.6 км трасс. Нет, они никуда не делись, просто пришлось их перемерять по новым требованиям - по прямой. На самом леднике их всего 22,2 км.
Нас малое количество сильно не смущало, высокие отметки и гарантия снега на Новый год - вот что было главными критериями нашего выбора. И не прогадали - зима 2013-2014 выдалась аномально теплой в Австрии. Хотя бронировали в сентябре, и еще не знали, какая зима выпадет. Могло быть с точностью наоборот, и тогда могли бы запросто околеть на сильном морозе с ветром.
Высшая отметка ледника 3440 м. Это самый высокий ледник Тироля. Соответственно, там находится и самое высокогорное кафе, только уже не Тироля, а всей Австрии. Ассортимент блюд в нем так себе, на перекусить пойдет.
В долине Питцталь 3 зоны катания: Hochzeiger со своими честными 40 км трасс, Rifflsee и, собственно, питцтальский ледник. Rifflsee и ледник объединены друг с другом, и можно перебираться с одного на другое (только через низ подъемников), а вот Хохцайгер стоит обособленно, ближе к въезду в долину со стороны автобана и железной дороги.
Из аэропорта Мюнхена можно добраться на поезде до станции Imst-Pitztal, оттуда - на автобусе 4204, отправляющимся в Питцталь каждый час. На сайте pitztal.com указывается, что нужно попросить у владельцев жилья ваучер, тогда проезд на автобусе от вокзала и обратно бесплатный. Уж не знаю, как этот ваучер заиметь заранее, но при поездке обратно, действительно, все работает, проверили на себе. У других пассажиров при разъездах туда-сюда по долине проезд с подобными бумажками тоже бесплатный до деревушки Арцль (Arzl)
Как добраться, более-менее разобрались, теперь определимся с местом, где жить. По долине, как бусинки на нитку, нанизаны на дорогу, идущей вдоль реки Питце, крошечные поселки и хутора. Если кататься на Hochzeiger, то жить лучше в Jerzens, а если планируется катание на леднике с Рифльзее, то пешая доступность подъемников есть в Мандарфене (Mandarfen). Из всех остальных мест без проблем можно добраться на скибусе. Ведь в каждом хуторе имеется его остановка. Но желательно селиться все-таки не дальше остановки Zaunhof Hairlach. (На карте Гугл вы легко найдете это место). Потому что количество скибусов заметно сокращается. От Hairlach до ледника их достаточно, чтобы не испытывать каких-то неудобств. Начиная от Weißwald их становится еще больше, но и жилье заметно дорожает ближе к Мандарфену. Понятное дело, если вы на машине, то все равно где жить.
Хутора есть хутора, глушь, со всеми вытекающими - почти нет магазинов, да и рестораном не каждый хутор может похвастаться. Самое простое решение - селиться с полупансионом. Или рядом с рестораном, или рядом с магазином, если готовить в апартах. А что делать тем, у кого нет под боком продуктового магазина? Что ж, придется выделить время и закупиться по полной всем необходимым в Wenns, например. Именно там ближайший крупный супермаркет. Небольшие продуктовые магазины есть в поселках Piösmes, Plangeross и Mandarfen. В Мандарфене есть и Интерспорт.
Если вы на машине, закупиться можно в Имсте по дороге в Питцталь. Рядом с автобаном большой комплекс торговых центров. Несколько супермаркетов, в том числе и спортивных.
Адрес: Imst, Industriezone 34a.
С ресторанами в долине дело обстоит гораздо лучше, чем с магазинами. Но все равно, не каждый хутор таковым обладает. И опять Мандарфен выигрывает, здесь их больше всего. Вот и получается, что по инфраструктуре Мандарфен и Ерценс (Jerzens), что у подножия Хохцайгера - самые лучшие в долине. Но и в хуторах вполне можно жить, если подходить к этому осознанно. А все осознать и познакомиться с инфраструктурой поможет интерактивная карта долины. Нажав на пиктограммы, можно выставить на нее интересующие объекты, магазины, рестораны и автобусные остановки и пр., правда, на немецком.
Мы жили в апартах на хуторе из пяти домов под названием Enger,
прямо напротив была автобусная остановка, неподалеку - ресторан в симпатичном отеле Alpenhof. В пешей доступности в Eggenstall также есть булочная и крошечный магазин с предметами первой необходимости. Машина сначала у нас была, потом она уехала, и мы без нее обходились, оказалось, что жить можно и без машины.
Где жить и где есть, разобрались, пора бы теперь и о катании рассказать. Сразу оговорюсь, что на Хохцайгере покататься не довелось, от Рифльзее впечатления туманные, были там пару раз в плохую погоду. В основном катались на леднике, и один раз съездили в Каунерталь. Но обо всем по порядку. И начать надо со скипасса, потому что тут есть нюансы. Два вида скипассов:
- Skipass Pitztaler Gletscher + Rifflsee – при покупке такого на 6 дней и более включен ледник в соседней долине Каунерталь (Kaunertal) 2 дня на выбор.
- Pitztal- Regio Skipass – он подороже и сюда входят ледник с Рифльзее, Хохцайгер и Имст. А вот Каунерталь уже не входит почему-то. А жаль, ведь хочется и того, и другого.
Стоит упомянуть еще про скипасс на 5 ледников Тироля White 5. 10 дней на выбор в сезон. Хотя, это подходит больше для местных.
После некоторых раздумий мы выбрали первый вариант, с Каунерталью. Потому что кругом была такая теплынь, что только ледники могли спасти положение.
Нижний подъемник Gletscherexpress, прозванный нами "метро", самый нелюбимый:
Московское метро в час-пик, вот что это такое. В московском, по крайней мере, поезда чаще ходят. Производительность у него небольшая, поэтому в посленовогодние праздники приходилось подолгу стоять в ожидании. А потом - ехать стоя в плотно набитом лыжебордерами вагоне. В голову лезли мысли о страшной трагедии 2000 года в подобном капрунском метро, унесшей жизни 155 человек.
С субботы 4 января толпы заметно поредели, и только тогда метро стало справляться со своей задачей.
Поднялись на верхнюю станцию метро, здесь и ресторан самообслуживания, и Интерспорт, и прокат. Совсем новичкам можно направо, на короткий бугель на учебном склоне. Рядом - длинюююющий бугель. Вдоль него шикарные трассы, с одной стороны синяя, с другой красная.
На красной постоянно кто-то тренировался. Но это бугель, и я его тоже не особенно люблю. Потому что сразу становится ясно, что я не слишком усердствовала, готовясь к сезону.
Прямо перед нами новый современный гондольный Wildspitzbahn. Словно НЛО, приземлившийся в Альпах.
Вот он-то и ведет на самую высокую точку, на отметку 3440м. Со смотровой площадки великолепный обзор в хорошую погоду.
Вниз ведут замечательные красные трассы. Причем, в верхней части они даже чернят немного, затем выполаживаются. Мне очень нравилось с этого верха лететь (ну, мне так казалось) к низу другой гондолы Mittelbergbahn, получалась такая хорошая длинная трасса. Вдоль этой гондолы с обеих сторон тоже замечательные широкие красные трассы. Можно здесь кататься и новичкам - по самой крайней правой (если смотреть вниз), но только до промежуточной станции. Вторая половина будет, действительно, красной. Ну и в самом верху выезд с гондолы - небольшой неприятный отрезок, потому что узкий, а людей много.
Мне и тут нравилось «лететь» по этой самой крайней правой. С нами была начинающая, вот почему заостряю на этом внимание. Но наша начинающая оказалась очень способная и быстро перешла в разряд продолжающих, спускаясь везде.
Черная трасса на схеме вроде есть, а в действительности мы не видели. Похоже, ее оставили в целине на растерзание фрирайдерам.
Что получается: один бугель (маленький не считаем), две гондолы и одна креселка. Не густо. К тому же, трасса вдоль креселки - синяя, и была бы совсем не плохой, не используйся она, как транзитная, всеми подряд. Кто-то разучивает первые шаги, а кто-то «летит» по ней, чтобы попасть к низу гондолы. Могут попасться и вьебуки - самый опасный подвид лыжебордеров. Нет, я не выражаюсь нецензурно, если что. Вьебук в переводе с французского - старый козел. Но именно слово вьебук более емкое и понятное (хоть и французское) применительно к ситуации на склоне, когда кто-то вье… въезжает в кого-нибудь. Но надо отдать должное этому месту, такого не случалось, и ни разу спасательный вертолет не потревожил его безмятежный покой.
Может, кто и заскучает от небольшого количества трасс, но таких здесь нет, не едут они сюда, пожиратели километротрасс. Они вон там, за хребтом, в соседней долине Отцталь, там, где знаменитый Зельден. Нам видна даже его верхняя станция.
Ходят слухи, что хотят соединить питцтальский ледник с Зельденом. А я как представлю себе, как орды лыжебордеров нахлынут сюда, испортив безмятежный покой, изрыв склоны буграми... Хочется, чтобы этого никогда не произошло. Регион, конечно, получит большой толчок к развитию, построятся новые отели, магазины и прочее. Но будет это совсем другой Питцталь.
Ледник Питцталя славится своей немноголюдностью. Хотя, в сезон, здесь бывает так оживленно, что не хватает мест в ресторанах в обед, но на широких склонах все рассредоточиваются. Бывает местами густо, а где-то при этом пусто.
Развиваться курорту, на первый взгляд, есть куда. Вот, например, огромное непаханое поле. Сколько новых трасс можно было бы проложить...
Но прокладывать их не будут. Ледники нужно беречь, чтобы хватило до следующего ледникового периода. Они не только для удовольствия лыжебордеров, но и часть сложной экосистемы. Пока на этом поле бегают зигзагами бегуны, или медленно, не спеша, поднимаются вверх ски-туристы.
Есть возможность (нелегальная) спуститься с ледника на лыжах, минуя метро. Раньше этот путь был даже указан на карте трасс. Но после несчастного случая с австрийским тренером его закрыли, с карты стерли. А народ все равно ездит, старательно объезжая запрещающие знаки. Путь периодически ратрачат и держат как аварийный спуск для эвакуации людей в случае поломки метро. После трагедии в Капруне стало необходимостью иметь аварийный спуск. Хотя построили его без разрешения ведомства по охране окружающей среды, а оно сильно против грубого вмешательства в природу.
Мы, насмотревшись видео в ютубе от какого-то немца, в котором выглядело всё так заманчиво, решили поехать. Нам хватило одного раза, уж лучше битком набитое метро, к которому стали привыкать. Дело в том, что эта дорога местами очень узкая, ледяная с камушками, и разбитая в конце дня.
Я потихоньку чих-пых, а народу много и сзади все время пугающий скрежет несущихся сноубордистов. Ощущения такие, будто вниз несется табун диких животных, а ты у них на пути. У немца на видео просто идиллия, вельвет и никого. Наверно, снимал с утра после снегопада.
С погодой нам, в основном, повезло, был свежий снег и слабый морозец. В конце подул сильный ветер и, к нашему великому разочарованию, весь снег он начисто сдул, оголив местами голубой, ничем не прикрытый материковый лед. На трассах снег, припечатанный ратраками, остался, конечно. Но это уже совсем не то, это обычный австрийский железобетон. При ветре отключали гондолу Wildspitzbahn - а что делать, это ледник.
И пара слов про Каунерталь. Если вы без машины, то Каунерталь вам ни к чему. Скибусы туда не ходят. Да и на машине добираться не быстро, почти полтора часа. Ехать лучше в хорошую погоду, потому как горная дорога, все-таки, и в самом конце серпантин. Пусть он и непродолжительный, и хорошо чистится, но тем не менее.
В один из погожих дней мы отправились туда на машине. Въезд в долину платный, при наличии скипассов бесплатный. На этом контроле можно купить скипасс, у кого нет. Долина узкая, почти ущелье, очень живописная и не похожая ни на что, виденное нами до этого. Выглядит суровой, дикой и необжитой.
Небольшой серпантин - и мы на стоянке возле подъемников.
Зона катания компактная, трассы так же в отличном состоянии до самого вечера. Большая часть - в тени. Синих трасс много, но есть и красные и черные. Можно от души погонять в меру своих возможностей. Людей мало, патамушта.
В этом году построили лыжный освещаемый тоннель под дорогой и проложили сквозь него новую черную трассу, №6.
С верхней точки можно заглянуть в Италию. Как раз здесь и проходит государственная граница.
С итальянской стороны солнышко хорошо припекает. На то она и Италия!
Всем хорош регион, одно но - слишком много бугелей. Но, как объясняют, именно бугельные подъемники оказывают наименее разрушающее влияние на лед, который, к тому же, находится в постоянном движении из-за глобального потепления. В проспекте утверждается, что ледник движется по 30-50 м в год! И каждое лето 35 работников приезжают сюда для восстановления опор под бугели. Так что - не ропщите, катайтесь в свое удовольствие и любуйтесь суровой красотой здешних мест.
Время поездки 2-12.01.2014г.