Испокон веков люди «драли» друг с друга фрагменты и целые произведения интеллектуальной собственности и выдавали за свои. Например, испанский композитор Исаак Альбенис наслушался народных мелодий под гитару, переложил некоторые из них на фортепиано и подписался «И.Альбенис». В свою очередь американская контора «20th century fox» в 2008 году взяла «Астурию» Альбениса для «фильма» «Зеркалá» (реж. Александр Ажа) и подписала: «музыка Хавьер Наваррет». Имя автора «Астурии» продюсеры зарыли в гуще финальных титров, чтобы обычный зритель не понял, что к чему. При этом, начиная с 1991 года российским школьникам не устают напоминать, что, мол, на Западе не списывают, на Западе решают задачки своим умом.
Не только в музыке, но и в спорте американцы, немцы, русские не брезгуют плагиатом, в частности в рекламной и имиджевой политике, да ещё и без ущерба собственной репутации. Поразительно! Причин этому несколько. Одной из них стал XXI век с его требованием к производителю подновлять время от времени свой образ в глазах целевой аудитории и расширять продуктовую линейку в связи с появлением новых видов спорта, а значит вновь и вновь испытывать продолжительные креативные муки, а этого мало кому хочется. Так что PR и рекламные отделы многих фирм по возможности идут лёгким путём, стараются выкрутиться нахаляву. Вот некоторые из них…
1. Компания «Adidas». Основана в 1924г. Слоган: «Невозможное возможно».
Слоган списан с И.В.Гёте
В свою очередь И.В.Гёте вполне мог «ската́ть» эту фразу с высказывания Петра I. Немецкий поэт был знатоком русской истории, читал «Жизнь Петра Великого» Г.Галема, «Историю Руси Петра Великого» Л.-Ф.Сегюра, учился в Лейпцигском университете вместе с А.Н.Радищевым. В начале XVIII века в Российской империи в городе и в войсках на каждом шагу можно было услышать лозунг «Небываемое бывает!» Император даже приказал отчеканить эти слова на первой русской боевой медали, которой наградили победителей в морском бою со шведами 7 мая 1703 года в устье р.Невы.
2. Компания «VR-boardwear». Основана в 1999г, как «Virus-boardwear». Ребрендинг и новый логотип появился в 2015-2016г.г. https://www.instagram.com/virus_boardwear/
Логотип скопирован с логотипа компании «VR Group» FIN ж/д перевозки. Компания основана в 1862г. https://www.vrgroup.fi/en/
3. Компания «Oakley» основана в 1975г. Нынешний слоган: «Be who you are»
https://www.oakley.com/en-us
Слоган списан с высказывания американского политического деятеля и финансиста Бернарда Баруха (1870-1965г.г.)
4. Компания «Scott» основана в 1958г. Нынешний логотип разработан в 2009г.
https://www.scott-sports.com/ru/ru/
Логотип скопирован с логотипа польской фирмы «Polsport», ушедшей с рынка горных лыж в 1980-1990 годах
Поддержание хорошей репутации обходится дорого. Испанский политик Антонио Альварес де Толедо, пятый герцог Альба держал у себя секретарём драматурга Лопе де Вега. Джон Рокфеллер нанимал журналиста Айви Ли. Если бы Адольф Дасслер (основатель «Adidas») взял к себе в PR-отдел писателя Томаса Манна, то мог бы получить целую коллекцию великолепных слоганов лет на двести вперёд. У отечественных же производителей в области экстримальных видов спорта в ближайшие 50-70 лет нет шансов получить стратегическое преимущество перед западными конкурентами, даже прибегая к помощи писателей и выдающихся пиарщиков, посему россиянам остаётся лишь наблюдать внимательнее и отдавать предпочтение достойным игрокам.
______________________________
Андрей Кравченко
ноябрь 2021г.
У Скота, сдвиг целого, а Польспорт-там зацепы, и кто Скот, а кто дрова