Если верить в теории энергетических полей, аур и прочего отрицательно и положительно заряженного эфира, то с момента рождения человека он крепко связан с местом, где родился и вырос. Правда, размеры и дефектность пуповины у всех разные. Для кого-то родная деревня – чистилище. А для кого-то – земля обетованная. Мне повезло быть одним из последних. Еще в сопливые годы, когда я с друзьями выпиливал из отцовской охотничьей лыжи себе доску для катания – где-то между бакенбард громоздилась плита уверенности, что это только начало. Как оказалось – не зря.
Поездка на Южный Таймыр – зовущую родину, напрашивалась сама собой. Только рождение дочери, дела семейные и многие другие приятные, а иногда и хлопотные события не давали возможности сконцентрироваться и вырваться на Север зимой.
Но в этот раз все получилось.
Билет до п.Светлогорск был куплен за день до отлета. В апрельский солнечный понедельник девушка из агентства по продаже билетов, наморщив лоб, долго искала в базе данных указанный населенный пункт. Потом наконец нашла и радостно хихикнув, стала оформлять мне проездной документ. Стоимость перелета до поселка составляет 9400 рублей со всеми сборами в одну сторону. В голове прокрутилась масса вопросов об обоснованности и законности таких тарифов, но потом старое доброе русское «ну и хрен с ним», а также мамино воспитание не дали мне омрачить свою радость выяснением сути такого зыбкого явления как «правда».
Рейсы на север, по традиции осуществляются из аэропорта Черемшанка. Признаюсь, мне нравится оттуда улетать. Отсутствие толкотни. Спокойное место. Сосенки вокруг. Лица людей с родным отпечатком Севера. Душа пела. А улетающие подозрительно поглядывали на мой камуфлированный чехол со снарягой. Как сказал один из попутчиков, «ну у тебя и волына». Когда он узнал, что везу сноуборд – то улыбнулся и покачал головой. Вот мол народ, дурью мается.
Приятно все-таки быть первопроходцем. Пусть даже и не глобальных масштабов.
С точки зрения катания важно следующее. Обычное (если можно считать это обычным) место для катания на Таймыре – это плато Путорана и окружающие его столовые горы. Высоты по меркам молодых ландшафтов не большие. Максимальная точка – около 1700 метров на уровнем моря. Но за счет резких поднятий склонов, перепад высот может быть до 1100 метров на относительно коротком участке по вектору спуска. Лес редкий. Мощность снежного покрова большая. Снег лежит долго. До июня. Но условия по снегу неоднозначные. Об этом позже.
П.Светлогорск был выбран по одной веской причине – там еще остались родственники. И организовать Бураны или еще какой снегомобильный транспорт не составляет большой трудности. А расположение поселка у самого края Путорана, а также прямое авиасообщение с Красноярском просто не оставили альтернатив. Общее население, что-то около 1200 человек. Инфраструктура маленького города. Есть магазины. Цены, конечно, неопытных пугают. Молоко – 100 рублей пачка. Пиво – 280 рублей за два литра. Это связано с тем, что дорог до «материка» нет, и все продовольствие зимой завозится только самолетом.
Присутствует также и сотовая связь от компании «Мегафон». Насколько мне известно, планируют и ЕТК там обозначить.
Летел на старом добром АН-24. Вместе со мной летело человек 14. Все примостились на боковой лавке без спинки и уныло уставились в массивы коробок со сметаной, бананами, пивом и прочей снедью, которые удачливые в провинциальной коммерции люди везли продавать северянам. Иллюминаторы были заставлены, так что насладиться видами родного края с высоты гусиного полета не получилось. Наслаждался я видом крутобокого огурца, торчащего из коробки напротив. После трех часов взаимного гипноза мы с огурцом признали ничью, и самолет приземлился. Пикантной подробностью можно также назвать то, что бортинженер, кокетливо улыбаясь, разносил пассажирам легкий обед и даже выражался «спасибо» и «будьте добры», но когда пассажиры стали нетерпеливо вываливаться на твердую землю - тактично указал одному «куда Вы прете, б…ть!». Эклектичные натуры все-таки эти летчики.
Я вышел и замер. В Красноярске снег оставался только в Бобровом логу (горнолыжный курорт), да на грязных полях. Но здесь все сверкало и, судя по фактуре снега, наст еще не встал.
Апрель идеальный месяц для Путорана - относительное тепло и обилие снега.
Программа пребывания состояла из выездов на близлежащие склоны на снегоходах. В ряде случаев получалось заехать практически на вершины. Иногда приходилось и походить.
Разминались на небольших сопках с редкой растительностью и высотами не более 300 метров. В дальнейшем перебрались повыше. До 600 и 700 метров. Прикидывая данные по снегоходу, траектории получались в среднем от 300 метров до 1700 метров. Все время преследовала непогода. То пурга, то дождь.
Температура плясала от минус 24 ночью до плюс 7 днем. Что привело к образованию фирноподобного покрова и провалами под ним. Катать было тяжело и с тоской вспоминались первые дни, когда еще стоял пушок. Но, тем не менее, хандра была забита общим кайфом от происходящего.
Мелкие шероховатости в организации, даже не воспринимались таковыми – все было расцвечено в позитиве.
Наиболее запоминающейся была поездка на столовую гору Тюптур. По местному - «Чемодан» Высота что-то около 700 метров. Массивная трапповая гора со скалистыми обрывами высотой до 200 метров. Склоны интересные и разнообразные. Снег – от пуха, до жестких, едва взрезаемых кантом наддувов. Но в сутки катания там, погода для съемок была непригодна. Катались вдвоем – эгоистично не останавливаясь на склоне, а дуя вперед. Сочетание этого фактора и пурги привело к отсутствию большого количества фотографий с гор.
Видимость в районе 50 метров. Обильный снегопад и ветер. Так что главным источником образов служат не фотографии, а воспоминания. Катали долго. С 9.00 утра до 18.00. Плюсом было то, что подъезжали на Буранах почти к полке, с которой катали. Позже расслаблялись на небольшом естественном трамплине.
За сутки перед отъездом – выехали на небольшую сопку вблизи поселка. Два дня до этого шел дождь, и стояла плюсовая температура. Но потом за ночь градус упал, и снег взялся ледяным настом. На фотографиях видно, что доска толком даже снег не режет. Убравшись - раз, другой, третий – плюнули и поехали жарить шашлыки из сохатины.
Я очень доволен, тем, что вырвался на Север и уж тем более тому, что покатал там. Непередаваемая природа, отличное катание, добрые и простые люди – все это только делает больше желание туда возвращаться. Я вернусь.
Автор: Александр Попов aka bearkind
Даты поездки: апрель 2008г.