Над этим вопросом основательно задумался мой лыжный учитель-наставник много лет назад. Он очень любит заниматься с детьми и заметил, насколько неудобно и сложно осваивать "плуг", и какие следы он оставляет в технике катания.
Полбеды, когда дети приходят к инструктору или тренеру на долгий период и могут относительно быстро перейти к параллельным лыжам, но когда визиты к инструктору заканчиваются на этапе "плуга" - он очень сильно "закатывается", и в дальнейшем это очень сложно искоренить.
К тому же заметил, насколько быстро прогрессируют лыжники, которые начинают катание без плуга. Ведь любое проявление "плуга" очень часто заканчивается падением - будь то крутой склон, лед или мягкий снег.
Егор (так зовут моего наставника) поделился своими наблюдениями со мной, а также изложил свои методы и упражнения для обучения без использования плуга. Мы несколько сезонов трудились вместе, и все это время я впитывал огромный опыт коллеги и, конечно, прогрессировал в своей технике.
И вот уже больше 10-ти лет я занимаюсь самостоятельной практикой со взрослыми и детьми от 3-х лет. Основная задача - приблизить горнолыжную технику к естественным движениям и рефлексам человека, и, тем самым, максимально сократить путь к свободному катанию. У нас есть ряд новых элементов и методических приемов, которых нет в большинстве известных методик, несовершенствовавшихся уже много лет.
Особенность, прежде всего в том, что мы рассматриваем катание на горных лыжах, как единый процесс, а не набор отдельных приемов, навыков и упражнений. Мы не признаем шаблонов, слепого подражания, натаскивания. Взрослые должны понимать, как и с какой целью совершается то или иное движение, почувствовать и приспосабливать его к себе. С детьми все много проще - они учатся в игре очень расслабленно и легко, им не нужно ничего понимать - главное кататься с удовольствием.
Каждый начинает кататься так, как ему удобнее. Это не значит, что мы с вами отказываемся от определенных правил и приемов. Просто на первых порах надо дать возможность своему телу самому приспособиться к непривычной ситуации.
Горы, жесткие лыжные ботинки, палки, лыжи… сколько нового, да еще и непонятно, что со всем этим делать!? Очень важно плавно подготовить начинающего лыжника к тому моменту, когда он обует две лыжи и поедет. К этому моменту уже должно быть понимание о том, как стоять на лыжах и как ими управлять. И очень важный вопрос - как все-таки остановиться?
Всё, конечно, начинается с разминки и после нее мы первым делом переходим к катанию на одной лыже!
Это, на первый взгляд, может показаться очень сложной задачей, но это не сложнее, чем езда на самокате. У вас есть нога без лыжи, которая всегда поможет остановиться или удержать равновесие. На пологом склоне с палками в руках можно освоить основные принципы катания на лыжах. Можно почуствовать, как скользит лыжа по снегу, что меняется, когда лыжа едет плоско или "становится на кант", можно пробовать переносить нагрузку ближе к носку или пятке, очень легко освоить боковое соскальзывание и, самое главное, как я считаю, научится пользоваться палками!
Конечно, для всего этого есть определенный набор последовательных упражнений, описывать которые сейчас мы не будем. Основа - мы тренируем одну ногу, после проделываем это на другой ноге. Очень интересно - благодаря симметрии, второй ноге гораздо легче выполнять эти упражнения, поэтому их можно усложнить или требовать более правильного и четкого выполнения. И только после всего этого мы с учениками надеваем две лыжи, учимся ходить, подниматься, падать и вставать на двух лыжах. Ну и дальше - поехали. И тут, между прочим, я немного использую "плуг", но… Я предлагаю поехать спиной вперед "обратным плугом", стойка и положение лыж, как при подъеме "елочкой".
Цель та же, что и в "плуге"- учимся переносить вес с ноги на ногу. "Носки шире", "пятки ближе" - намного удобнее и легче, чем сводить носки внутрь, к тому же - голень по умолчанию давит на язычки ботинок и тело занимает более правильное передне-заднее положение (отличие от классического плуга, в котором сильное отсаживание назад - это практически норма). После всех проделанных упражнений, развернув человека лицом к спуску, у него будет минимум страха и максимум понимания того, что ждет его впереди. Итак, за час (для более координированных людей))) или за пару часов (для менее координированных))) ученики осваивают скользящий поворот на паралелльных лыжах с уколом палкой.
Я очень люблю катание по любым склонам, но при наличии мягкого природного снега, буду кататься по нему. Внетрассовое катание более интересное и доставляет невероятное удовольствие, но оно более требовательно к владению техникой. Существует стереотип, что этому нужно долго учится. В этом есть доля правды. У лыжников, которые начинали кататься "в плуге", уходит больше времени на достижения достаточного уровня техники для катания в мягком снегу, на крутых склонах, в лесу. При освоении параллельного ведения лыж и укола палкой с первых занятий-прогресс в технике идет огромными темпами. После 5-6 занятий можно спуститься и по "черной трассе", и среди елочек в мягком нетронутом снегу.
Все самое главное в вашей технике складывается на первых занятиях. Плуг очень сильно сковывает верхнюю часть тела и закладывает неверные стереотипы о повороте. В катании участвует все тело: ноги, туловище, руки, голова. Особенно руки!
Они не должны "безжизненно висеть" или без движения постоянно находиться впереди, "везя" палки. Без движения руками и укола палкой не может быть правильного катания! Нужны время и последовательность, чтобы у начинающего выработались правильные мышечные реакции на воздействие сил, возникающих при катании на разных склонах.
Более опытный лыжник обладает большим запасом таких правильных реакций и мышечной памятью. Эти реакции, по существу, и являются «элементами» горнолыжной техники.
Не существует техники для начинающих и техники для мастеров - есть различные уровни владения единым процессом, именуемым «катание на горных лыжах».
Тут появляется еще одно - ученики не могут тренироваться и кататься, как выдающиеся мастера, но они могут и должны у них учиться принципам свободного катания. Каждый новый прием должен соответствовать уровню вашей подготовки. Не старайтесь сразу ездить «красиво», старайтесь ездить надежно. Красота и элегантность движений придут вместе с естественностью и мастерством. Хотите ставить ноги шире? —Пожалуйста. Вам удобнее нагнуться вперед? — Ваше право! Вы на ходу балансируете широко расставленными руками??? — И так можно.
Главное — чтобы вы чувствовали себя раскованно и понимали, какой эффект дают те или иные движения. Вскоре, привыкнув к новому для вас положению на горе, вы сами откажетесь от большинства лишних движений и придете к оптимальной стойке.
Когда вы идете по улице или бежите по дорожке стадиона, вы не думаете о том, как поднять и поставить ногу, какую руку вынести вперед, какую-назад. Для вас это естественная и единая совокупность движений, которой вы автоматически (и мастерски!) владеете. Вы научились этому когда-то давно (или не очень), учились вы этому сами, а родители на первых шагах вас поддерживали и немного помогали. Однако, большинство движений лыжника на горе не кажутся для человека естественными, рефлекторными. Чтобы в совершенстве овладеть совокупностью этих движений, надо стать мастером-горнолыжником.
То, что вам, начинающему, приходится расчленять на множество простых движений, для умеющего — едино. То, что для вас ново и необычно, для опытного горнолыжника —привычно и естественно. Таким со временем станете и вы. Но запомните: принципы движений и у мастера, и у новичка одни и те же!
Желаю всем легкого катания и невероятного удовольствия! Ведь все это ради удовольствия).
Да нет такой проблемы . Зависит от тренера. Никто к плугу не привыкает , и ничего исправлять не надо, если человек занимается методично. На крутом склоне без этого элемента поворот не поставить. Нынче во Франции я работал с людьми , которые сносно карвят, но на крутом развернутся не могут толком. Плуг - всег лишь момент, звено, никто в плуге кататься не должен, и кто этому может учить? Это упражнение, а не катание! Недавно в демо ролике какой-то евро школы видел, как и при резаном ведении с плуга плавно переходят на параллельное ведение. Нормальный элемент, не надо делать из него какой-то камень преткновения.