Половина удовольствия от путешествия заключается в эстетике потерянности. © Рэй Брэдбери
В качестве эксперимента в прошлом сезоне я решил пользоваться только общественным транспортом и не брать машину в аренду. Я ехал под снег, и знал, что будут большие снегопады, соответственно - много снега на дорогах, возня с цепями и очередями. Я выбрал зону катания Portes Du Soleil (в который входит Авориаз). Летел в Женеву. В принципе, дорога прошла без приключений. Вкратце опишу плюсы и минусы передвижения на поездах и как планировать маршруты по Европе.
Плюсы общественного транспорта:
• Стоимость. Если вы путешествуете в одиночестве или вдвоем, то стоимость проезда может оказаться значительно дешевле. Если вы проводите две недели в одном месте с хорошей инфраструктурой, то машина просто будет простаивать без дела. Учитывайте также дополнительную стоимость, как траты на аренду цепей, если они будут необходимы, налог на дороги в других странах, дополнительную страховку от мелких повреждений, мойку машины, бензин, а так же стоимость парковки (не везде она бесплатна).
• Удобство. Сели, достали книжку, или включили музыку и смотрите в окно на пейзажи. Или просто прикорнуть, но остановку не проспать. Рулить не надо. Не надо думать о машине, где ее припарковать, и что с ней происходит, вытянет ли ее аккумулятор после 2-х недель на морозе, морозоустойчивое ли топливо у вас залито, и сможете ли вы выехать из сугроба и успеть на самолет.
• Надежность и время. Когда я ехал на поезде, я наблюдал в новостях 2-х часовую пробку заезда на серпантин зоны катания. Обычно народ стоит в пробке, пока впереди другие надевают цепи, всех проклинает, но самому надеть цепи мысль приходит, только когда реально ехать не сможет, и только тогда их надевает, а другие опять ждут. И так со всеми. В результате, народ застревает на часы. Или известный случай во Франции, в прошлом году, когда все шоссе встало из-за снегопадов, и народ провел несколько дней отпуска в убежищах, вместо того, чтобы кататься в горах.
Недостатки общественного транспорта
• Стоимость. Если у вас большая семья или большая группа, то брать машину может оказаться выгодней, чем покупать билет на каждого.
• Свобода. Если вы не любите сидеть на месте, то можно свободно исследовать рядом расположенные курорты, посещать зоны отдыха, спа, достопримечательности, близлежащие городки, шоппинг.
• Удобство. Если у вас много чемоданов, лыжи, дети, все с собой, то в поездах можно испытать много головной боли. В вагоне может не оказаться свободного места для чемоданов. Так, мне пришлось все бросать в тамбуре, и потом смотреть на каждой остановке, не вывалилось ли что-нибудь, причем не я один там был такой, в тамбуре был просто завал чемоданов и чехлов. Нужно сменить поезд - опять надо все это тащить на другой перрон, а стыковочный поезд отходит через 3 минуты, например.
• Время. Обычно на поездах добираться в разы медленней, чем на машине, особенно это касается заключительного этапа, где вы едете на маленьком «трамвайчике», который тормозит на каждом фонаре. Время зависит от удаленности курорта - больше стыковок, больше времени проводите в ожидании поезда.
В моем случае, зону катания я выбирал поближе к аэропорту, поэтому на поезде доехать получилось за 2 часа 40 минут. В аэропорту Женевы вокзал находится тут же, на нижнем этаже, и если есть распечатка маршрута с номерами платформ, вы заранее знаете, куда идти и на какой поезд садиться. На машине я бы доехал почти на час быстрее, но прибавьте к этому время получения машины в прокате и мойку при сдаче, тогда время будет не сильно отличаться. Кстати, только на прошлой неделе я вылетал из Мюнхена и около 8 утра проходил мимо стойки Europcar, очередь была человек 5, так что как повезет.
Выводы:
Общественный транспорт может быть хорошим вариантом комфортного и выгодного перемещения при соблюдении нескольких условий:
- Зона катания расположена в месте с хорошим и быстрым сообщением
- Вы мобильны, налегке, без маленьких детей
- Хочется отдохнуть от машины.
Для оценки стоимости и времени, можно использовать ресурсы, приведенные ниже.
Из Женевы:
Удобнее всего скачать карту железнодорожного сообщения, и по ней уже смотреть названия конечных станций
https://www.sbb.ch/en/leisure-holidays/allgemeine-informationen/wallpaper-en/netzkarte.html
Информация для лыжников - на сайте аэропорта Женевы. По Франции и Швейцарии. Есть расписание автобусов и линки на сайты автобусных компаний.
http://www.gva.ch/en/desktopdefault.aspx/tabid-429/
По Швейцарии - задаете начальную и конечную точку перемещения. Будет отображена вся нитка маршрута, очень удобно, можно распечатать, с пересадками, номерами платформ и направлений.
http://www.sbb.ch/en/home.html
Например, в Port Du Soleil
Поиск маршрута с использованием google maps: в поиске набираем конечную цель, далее нажимаем на directions, и выбираем публичный транспорт
По Франции
https://uk.voyages-sncf.com/en/#/
Chambery - Bourg St Maurice
По Австрии
http://fahrplan.oebb.at/bin/query.exe/en?
Например, Мюнхен Аэропорт - Фюген (Zillertall)
По Австрии google maps не работает (у меня).
По Италии
http://www.trenitalia.com/tcom-en
Зато google maps работает в Италии
Для оценки стоимости топлива при передвижении на машине удобно пользоваться
http://www.viamichelin.com