Экспедиция доказала возможность прохождения трудного маршрута по морям Северного Ледовитого океана на простых надувных плотах с управляющим парусом. Как и тысячи лет назад, подобно первым викингам, экипажи (по четыре человека на катамаране) преодолели приливы и отливы, шторма, туманы и коварные скалы, и невредимыми на исправных суднах дошли до финиша. Еще раз подтвердилась истина древних – океаны не разъединяют, а соединяют материки.
Путешественники стартовали 23 июля 2009 года от маяка Белокаменный в Мурманске. На двух парусных надувных катамаранах – "Георгий Победоносец" и "Марсельеза" – за 17 дней пересекли Баренцево и Белое моря, и 8 августа прибыли в Архангельск.
Цель проекта – исследовать возможности прохождения первого участка большого маршрута – всего Северного морского пути от Кольского полуострова до Чукотки – была достигнута. В это масштабное путешествие экспедиция отправится летом 2010 года, и пройдет все расстояние за одну навигацию. Особенности – еще никто не преодолевал на парусных катамаранах маршрут такой сложности.
К тому же путешествие имеет гуманитарную основу – изучение археологических, исторических и других культурных мест береговой линии северных морей. Так, уже в морском варианте, продолжается проект "Культурная навигация" – поиск, изучение и открытие всему миру неглянцевых, но важных для страны и мира точек и мест. К примеру, лабиринтов мыса Варзин или легендарного маяка на мысе Святой Нос – в месте, где встречаются волны Баренцева и Белого морей.
Способ передвижения участники выбрали неслучайно. Проект прохождения Северного морского пути родился ночью на экваторе в районе Сейшельских островов, после того как был завершен переход через Индийский океан на надувном катамаране под парусом в марте 2009 года (дневники читайте на сайте www.dorogi.ru ). Именно в этой, экваториальной, экспедиции, стало понятно, что парусный надувной катамаран – единственное судно, которое беспрепятственно может пройти рифы, отмели и прочие сложные участки береговой линии, так как у этого плавсредства практически нулевая осадка в воде.
В экспедиции по Северному морскому пути уникальная конструкция катамаранов позволила чалиться в любой бухте при любом шторме – чего нельзя сделать на всех остальных судах. Беспрепятственное прохождение мелей и лавирование между камней было возможно только на таких катамаранах.
Подход к формированию команд тоже был продуман на Сейшелах. Каждый этап (от Мурманска до Архангельска – 2 этапа) состав практически полностью менялся. В скоростном режиме при сильных нагрузках это единственно верный вариант. Сложнейшие условия Баренцева и Белого морей предполагали наличие в командах смелых, думающих, креативных, способных реагировать на быстро меняющиеся условия и способных работать в командах, когда общение происходит практически на интуитивном уровне, когда каждый участник понимает друг друга в буквальном смысле с полуслова, или без слов. Это особенно важно в сложных условиях изменения прямой видимости, когда очень трудно держать связь между командами двух катамаранов, сообщает CЭ "Экстрим".
Команды
Мурманск - Святой Нос
Анатолий Кулик (капитан, Новосибирск),
Стас Березкин (капитан, Новосибирск),
Александр Кравцов (Москва),
Василь Газизулин (Москва),
Александр Киселев (Москва),
Тарас Шарыга (Петропавловск-Камчатский),
Василий Мозжухин (Санкт-Петербург),
Татьяна Парфишина (Санкт-Петербург).
Святой Нос - Архангельск
Анатолий Кулик (капитан, Новосибирск),
Стас Березкин (капитан, Новосибирск),
Андрей Каменев (Москва),
Николай Луговой (Москва),
Юрий Барсуков (Москва),
Хироси Като (Москва),
Андрей Зенин (Москва),
Татьяна Парфишина (Санкт-Петербург).
Новости, дневники и фото экспедиции – на сайте www.dorogi.ru