И та, и другая точка зрения имеют, несомненно, право на существование, ибо, сколько людей столько и мнений. Но что же должен сделать в течение жизни лыжебордер - народная молва еще не придумала. Некоторые считают, что прямой обязанностью горного пипла по отношению к окружающим является развитие навыков и умений с целью все большего получения удовольствий от горного катания.
Не возьмусь оспаривать данное утверждение, потому как мне оно тоже близко. Только навыки-то бывают разные. И не только от грамотной перекантовки зависит мастерство управления телом на скорости и, как следствие, степень удовольствия. Физика диктует свои законы, и с ними, в той или иной мере, приходится считаться. Что можно сделать на горном снаряде, например, с тупым кантом? Ну, красиво упасть. Это наверняка получится неплохо. Или попробовать кататься. Это сложнее, но для профи возможно. Однако все же управляемость и безопасность напрямую зависит от угла заточки и остроты этих маленьких металлических полосочек, идущих по бокам лыж или доски. Пожалуй, этим пренебрегать не стоит.
Канты лыжи или борда, выполненные из легированной, как утверждают некоторые производители, но все же нержавеющей стали, с твердостью около 50 единиц по Роквеллу, являются наипервейшим инструментом, внедренным в поверхность горного снаряда, позволяющим выполнить предсказуемый поворот. Да что там поворот, эффективность торможения, да и сама его возможность, особенно на обледенелых склонах, напрямую зависит от остроты «лыжного ножа».
Нельзя сказать, что навык самостоятельной подточки канта является доминирующим знанием лыжника-бордера. Времена «сделай сам» все же на большинстве территорий прошли, и сносно поточить затупившийся кант можно практически в любом европейском прокате. Катающиеся на подмосковных трассах тоже не испытывают недостатка в обслуживании, и во многих горнолыжных парках за умеренные по столичным масштабам денежки трудолюбивые парни с улыбкой поставят доску-лыжу на станок. Однако все же некоторые умения по самостоятельной правке канта лыжебордеру не повредят.
Во-первых, это облегчит распознавание момента необходимости заточки. Во-вторых, выполнив пару нехитрых действий, вооруженный не сложным знанием лыжебордер всегда сможет подправить кант, не простаивая очередь в мастерскую.
Кроме того, иногда легче выполнить пятиминутную процедуру самому подручными средствами, например, пилочкой для ногтей с алмазной насечкой из набора solingen, вытащенного втихую из сумочки подруги, чем носиться по постсоветскому Чегету в поисках мастерской, укомплектованной машинкой, или умельца.
Вот несколько простых для понимания и не требующих особых знаний советов по осмотру и легкому оперативному вмешательству в геометрию лыж.
1. Точить или резать.
Для начала стоит осмотреть профиль скользящей поверхности лыжи. При наличии фонарика и плоской металлической линейки, это достаточно легко.
Положите фонарик на скользящую поверхность лыжи, а линейку поставьте ребром, создав некую ширму между фонарем и глазом. Светящийся зазор моментально покажет вам все дефекты профиля. Если под рукой нет линейки, то вполне можно использовать лист белой бумаги или фотографическую карточку. Их края достаточно прямолинейны для данного опыта.
Возможны 3 варианта развития событий.
- Кант выступает над скользячкой. Это лучше оставить профессионалам. Отнести лыжи в мастерскую или получить в прокате новые - много легче, чем махать грубым напильником, рискуя содрать скользящий слой. Впрочем, такое случается достаточно редко и, по большей части, при неправильном хранении лыж. (Рис. 1)
- Скользячка выступает над кантом. Можно, конечно, обзавестись скребком или напильником и сточить выступающую часть, однако без определенных навыков тут не обойтись. Лучше отдать эти лыжи в мастерскую, или обратно в прокат, попросив при этом новые. Лыжи с заглубленным или сработанным кантом - нестабильны. «Поврежденные блоки питания теряют стабильность» (с) Арнольд Шварценейгер .-) (Рис. 2)
- Поверхность ровная, свет от фонарика еле виден и равномерен. Это хорошо и вселяет надежду на успех. (Рис. 3)
2. Зачем точить.
Многие горнолыжники уверены, что заточка канта - это один из основных элементов подстройки снаряда, разрегулировавшегося после насыщенного катания. Конечно, скользящей поверхности внимание тоже следует уделять, но за стабильность динамичных поворотов на жестком снегу отвечает все же кант. Если внешняя в повороте лыжа начинает сильно проскальзывать, то впору задуматься о необходимости правки. После катания по жесткому снегу поверхность канта теряет свою остроту и закругляется. Округлый кант не впивается в снег, лыжа проскальзывает в повороте, и радиус меняется.
Также при интенсивном катании, особенно в начале и конце сезона, при малом снежном покрове, велика вероятность появления на кантах заусенец - следов от камней и железок, выступающих из-под снега. Появившиеся заусенцы цепляются за снег и создают дополнительное сопротивление при спуске. Кроме того, в повороте после зацепления может произойти своеобразный срыв и небольшой рывок лыжи, что тоже хоть и не смертельно, но весьма неприятно.
3. Немного теории
Оговорюсь сразу. Я лично всегда затачиваю кант под 90 градусов (стараюсь). Чего и другим советую. Весьма вероятно, что мне еще не открылось великое знание, и встретившийся на горе Гуру не просветил меня. Хотя у некоторого народонаселения бытуют и другие виды на геометрию заточки.
Поскольку у канта две рабочих плоскости, то варьировать можно 2 угла. Можно выполнить скос со стороны скользящей поверхности лыжи (Рис. 4) или скос со стороны боковой поверхности (Рис. 5).
Скос со стороны скользящей поверхности уменьшает контакт канта со снегом и выполняется, по большей части, любителями сильно динамичных поворотов. Иногда так затачивают учебные лыжи, поскольку сильной управляемости от них мало кто требует, а вероятность при неправильной постановке лыжи упасть боком на склон меньше. Угол скоса со стороны скользящей поверхности варьирует от 1 до 3 градусов.
Для исправления незначительно изношенных кантов угол изменяют на величину от 0,5 до 1 градуса. Говорят, что на характеристики это сильно не влияет.
Скос со стороны боковой поверхности, как правило, выступает в качестве компенсации скосу со стороны скользящей (Рис. 6). Особенно это актуально при многократной точке повидавшей виды лыжи. Иногда его используют для придания некой «остроты» поведению лыжи.
Обычно угол не превышает 93 градуса.
До некоторых лыжников доходили слухи о каких-то волшебных способах заточки с переменным по длине углом. Но люди, которые видели ее хоть раз, мне неизвестны.
3. Чем точить.
Многие говорят, что заточить кант можно простым напильником. Не возьмусь оспаривать данное утверждение, но я бы рекомендовал использовать абразив средней зернистости (25-63 мкм) или же надфиль с алмазным покрытием.
Если все же для заточки выбран напильник, то перед началом процесса проведите наиболее острой частью канта по боковине напильника без насечки. Если останется хоть маленькая царапина, то твердость канта сравнима с твердостью китайского изделия и инструмент следует заменить.
Если вместо надфиля используется пилка для ногтей, то стоит подложить под нее что-нибудь жесткое, дабы она не деформировалась, и выдержать угол было легче. При наличии под рукой скотча можно заклеить им скользящую поверхность, во избежание задиров.
4. Как точить.
Бесстрашно и не торопясь .-)
Предварительно удобно зафиксировать лыжу и в процессе стараться обеспечить необходимый угол заточки. Наибольшее внимание стоит уделить месту под ботинком, оно, как правило, самое «убитое».
Остроту заточки можно легко проверить с помощью простой пластиковой зажигалки, например criket. Проведите зажигалкой вдоль по заточенному участку, слегка надавливая. Если на корпусе останется ровная полоска, то все OK.
Теперь проведите поперек канта, если поверхность «заматится», и вы почувствуете, что кант соскребает поверхность пластика (раздастся звук «ззык»), значит кант острый. Использовать для проверки зажигалку zippo не рекомендую.
5. Напоследок.
В правке кантов главное - не переусердствовать. Чем меньше металла вы снимите, тем больше точек выдержит лыжа. И все же после нескольких правок в экстремально-горных условиях стоит отнести лыжу в сервис для точного восстановления углов по всей длине канта. И спеша на гору после правки, берегите руки. В результате оперативного вмешательства эта железочка наверняка стала очень острой. Не порежьтесь .-)
Автор: Ignath |