Почему лыжному спорту нужно больше таких парней, как Лукас Браатен? Потому, что он - парень, из-за которого люди включали телевизор.
Мы писали, что 27 октября, накануне этапа открытия сезона Кубка мира в Зельдене, 23-летний норвежский горнолыжник Лукас Браатен, выигравший в прошлом сезоне Кубок мира по слалому, шокировал горнолыжный мир своим неожиданным уходом.
В ленте возникла дискуссия, кое-кто обвинил норвежца в легкомыслии, даже эгоизме. Поэтому расставим точки над «и» и узнаем, что думают об этом коллеги и эксперты.
Во время эмоциональной пресс-конференции, которая состоялась в номере 44 фешенебельного отеля в Зельдене, Браатен выразил глубокую благодарность за поддержку своим поклонникам. Снаружи с неба падали капли дождя, внутри слезы катились по лицу Лукаса.
«Я закончил. С меня хватит», - около 20 минут эмоциональный норвежец с бразильскими корнями объяснял причины своей отставки собравшейся прессе. «У меня было три победы в карьере. Я хотел быть лучшим в мире в чем-то. Я хотел воплотить в жизнь мою мечту и сделать катание на лыжах пространством, где есть место для принятия самых разных личностей», — объясняет Браатен, которого часто называют «разноцветной птицей» в лыжном спорте из-за его внешнего вида — он ярко красит ногти, а также носит юбки.
Эта третья цель – сделать лыжный спорт более открытым – заставила молодого норвежца работать на пределе своих возможностей. — «Моя самая большая цель в жизни — быть как можно более счастливым», — говорит Браатен. «И когда я решил посвятить свою жизнь лыжам, я поклялся кататься, пока это делает меня счастливым. Но я застрял здесь, — потерянно говорит Браатен, - что бы я ни делал, все не так. Если я продолжу жить в этой системе, мне придется отложить в сторону свое счастье и свои мечты. Я к этому не готов».
По словам Браатена, одной из причин отставки стал конфликт с Норвежской федерацией лыжного спорта (NSF), которая придерживается строгой политики в отношении спонсорства спортсменов. Молодой амбициозный спортсмен демонстрировал одежду для модного бренда «J. Lindeberg» и, видимо, обидел ассоциацию NSF, которую одевает бренд «Хелли Хансен». Отец Лукаса - Бьорн Браатен не пожалел резкой критики ассоциации и рассказал об издевательствах. Его сын пытался сотрудничать, но это было безнадежно. До Лукаса Браатена суперзвезды Аксель Лунд Свиндаль и Хенрик Кристофферсен уже были в клинче с руководством норвежской федерации, который запретил им иметь собственного главного спонсора. В апреле 2023 Олимпийский чемпион по лыжным гонкам Йоханнес Хёсфлот Клебо покинул национальную команду и самостоятельно финансирует свою карьеру.
Вместе с другими спортсменами Лукас настаивал на открытом обсуждении прав спортсменов в контракте национальной сборной. Вместо этого норвежская федерация еще больше ужесточила контрактные условия для спортсменов. Браатен обвинил федерацию в провокационном поведении в течение последних трех лет.
«После трех лет я ухожу с чувством, что моя федерация не уважает своих спортсменов», — нашел Браатен точные слова. Но при этом подчеркивает: «Я ухожу не в знак протеста. Я ухожу из-за разочарования. В тот день, когда я достиг своей, казалось бы, большой цели – Кубка мира – я потерял свободу», — вспоминает Браатен.
«Я всегда шел к своей мечте и делал то, что делает меня счастливым. И я никогда не перестану это делать. Это всегда было одной из причин моего успеха. Впервые за более чем полгода я счастлив. И впервые за много лет я чувствую себя свободным».
Он рассказал, что в четверг вечером поделился своим решением с товарищами по команде.
«Лукас позвонил мне вчера вечером, и у нас был долгий разговор. Я все понял, ак только мы начали разговаривать, задолго до того, как он сам об этом сказал. Я не думал, что это случится, но хочу сказать, что очень горжусь Лукасом, он осмелился встать на первое место», — сказал его друг и однокашник Атле Ли МакГрат. Они дружат с детства, делили одну комнату во время сборов и соревнований. МакГрат плакал, когда разговаривал с NRK в Зельдене.«За последние 24 часа у меня было много слез. Трудно сказать что-то… Мне будет его ужасно не хватать. Включая мою семью, он единственный, кто был частью всех моих взлетов и падений, и я тоже был частью его. Будет очень грустно».
Александр Аамодт Кильде: «Было сказано многое. Мы потеряли дар речи. Единственное, о чем я думал, это о его собственном здоровье. Что ему сейчас несладко. Все были в шоке. Все молчали. Я сказал, что мы всегда рядом с тобой и тому подобное.
Нина Лёзет: Это полная катастрофа для норвежского горнолыжного спорта. Столько шума из-за ухода спортсмена – такого быть не должно. Я не ожидала, что до этого дойдет.
Эксперт NRK Ларс Элтон Майр: Эта новость - бомба всех времен в горнолыжном сообществе. Глобальный шок. Он посылает мощные волны всему лыжному миру, и тем из нас, кто любит этот вид спорта.
Лейф Кристиан Нестволд Хауген: Это шок. Никто не ожидал, что это произойдет, и это большая потеря.
Бывший норвежский горнолыжник, тренер Кьетиль Андре Аамодт: Я в шоке от того, что все зашло так далеко. Он «единственный в своем роде». Он на уровне Томбы с точки зрения интереса. Выражаю уважение Лукасу. Какой храбрый малый. Он больше не заморачивается и следует своим убеждениям.
Бывший норвежский горнолыжник Джонатан Нордботтен: Это как гром с ясного неба, и это невероятно грустно. За свою короткую спортивную жизнь он сделал замечательную карьеру. Он был лучшим горнолыжником в мире, а затем сошел с дистанции за два дня до Зельдена, это шок. У него было 15 лет большого веселья! В этот уик-энд он мог бы участвовать в гонках и выиграть. Он был фаворитом в Зельдене наравне с Хенриком Кристофферсеном.
Бывший напарник по команде Маркус Монсен поддержал все заявления звездного горнолыжника. «Он - свободный духом, для него самое худшее – быть зажатым в систему. Наверное, ему было тяжело. Я очень хорошо его понимаю», — говорит Монсен..
Сам Монсен в 24 года ушел в отставку после нескольких лет, проведенных в национальной команде. Долго считался большим талантом и конкурировал с мировой элитой. Он тоже не скрывал, что «федерация демонстрирует нулевое уважение к огромной работе, проделанной отдельным спортсменом».
Монсен до сих пор тесно общается с Браатеном, но и он не знал о решении завершить карьеру.
«Я был поражен и не ожидал, что это произойдет. Но существуют границы давления. Ты поднимаешься до определенного уровня, а затем тебя ставят в рамки и диктуют, что делать», — утверждает он.
Бывший горнолыжник не стесняется в упоминаниях о федерации. «Если вы хотите попасть в Кубок мира, федерация лыжного спорта получает над вами полную власть. Очень обидно, что так сложилось, они тотально перегибают палку и не прислушиваются к мнению спортсменов. Лукас и его отец сами добились поразительных результатов, но потом федерация решила полностью подчинить его и диктовать ему свою волю. С ним обращались довольно неуважительно».
Сразу после разговора с коллегами Лукас с помощью SMS уведомил Норвежскую федерацию лыжного спорта NSF. На этот шаг повлиял конфликт с ассоциацией, возникший из-за модельной работы Браатена для бренда "J. Lindberg" и вызвавший напряженность в отношениях с NSF, оснащенным "Helly Hansen".
Браатен резко критиковал NSF, который он считал провокационным и неуважительным. Несмотря на то, что он извинился перед своими товарищами по команде и спонсором Хелли Хансеном за свое поведение, его критика в адрес федерации осталась.
Что касается возможного возвращения, Лукас скептически отметил, что это возможно только при кардинальном изменении ситуации. Хоть парень и считает свою миссию проваленной, он достиг большего, чем сам думает. Об этом свидетельствуют многочисленные реакции на его отставку.
Вот комментарии под собственным благодарственным постом Лукаса в Instagram.
Мануэль Феллер (Австрия, команда Кубка мира): Он именно тот парень, ради которого люди включают телевизор. С этой точки зрения, горнолыжный спорт определенно понес потерю.
Штефан Бреннштайнер (Австрия, команда Кубка мира): Лукас — невероятно крутой человек и немного экстраординарный. Лыжный спорт отчаянно нуждается в чем-то подобном.
Атле Ли Макграт (товарищ по команде): Всегда на твоей стороне!
Кристоф Иннерхофер (Италия, команда Кубка мира): О нет, братан, мы должны продолжать танцевать самбу на склонах.
Йохан Клэри (бывшая звезда французского горнолыжного спорта): Ты не можешь этого сделать!! Такие парни, как ты, очень важны для нашего спорта, я надеюсь, что это не окончательное решение. Система должна измениться, но это огромная потеря для мира лыжных гонок.
Йоханнес Клэбо (Норвегия, звезда лыжных гонок): Это просто грустно.
Жоан Верду (горнолыжник Кубка мира из Андорры): Респект, брат.
Филипп Шоргхофер (бывший горнолыжник сборной Австрии): Как нам будет его не хватать!
Кьетил Янсруд (бывший горнолыжник команды Норвегии): Очень жаль! Сожалею, это потеря талантливого и популярного спортсмена.
Виктор Муффа Жанде (французский горнолыжник): Я не могу в это поверить, друг мой. Все мы с вами!
Патрик Римл (директор горнолыжной команды США): Это жестоко. Такой замечательный лыжник, отличный парень, который привнес краски в наш спорт.
Ева Пинкельниг (австрийская прыгунья с трамплина): Спасибо за летнее веселье. Делай то, что делает тебя счастливым.
Бывший немецкий горнолыжник Феликс Нойройтер, который в настоящее время является экспертом по горнолыжному спорту на немецком телеканале ARD, также был ошеломлен: «Он завершил карьеру в 23 года из-за конфликта с норвежской федерацией. И это меня расстроило, потому что он был очень важен для нашего спорта»,- говорит Нойройтер, ведущий подкаста BR24Sport «Pizza und Pommes».
В свойственной ему манере Феликс предложил сменить национальную федерацию и выступать за Германию. «Если дело в федерации, я выйду за тебя замуж, и ты сможешь выступать за Германию. Жена согласна. (Жена – бывшая норвежско-немецкая биатлонистка Мириам Нойройтер – ред.) Такого парня будет очень не хватать. Немцы, которые не интересовались лыжами, все равно знали, кто такой Лукас Браатен», - сказал Нойройтер.
Жена Феликса Мириам прокомментировала пост мужа: «Я в восторге! Добро пожаловать в нашу сумасшедшую семью».
В последнем выпуске подкаста BR24Sport «Pizza & Pommes» («Что ты думаешь, Магдалена Нойнер?») Нойройтер раскрыл, как Лукас отреагировал на предложение.
«Как вы все заметили, Феликс сделал мне очень щедрое предложение. Я был бы сумасшедшим, если бы не сказал «да» такому мужчине», — написал Браатен, подмигивая своим подписчикам в Instagram.
«Я люблю тебя!» - ответил норвежец под постом. А Феликс парировал с ухмылкой: «Ну, это начало брака». Однако дальше дело не продвинулось...
«Вы знаете, он - парень, который любил фотографироваться с детьми, раздавать автографы, уделять им время, это действительно «редкая птица». И он достиг широты, которой я, честно говоря, никогда не видел, когда катался на лыжах. И мне очень жаль».
Досрочный уход норвежца напомнил совершенно неожиданный уход на пенсию немецкой биатлонистки Магдалены Нойнер. Она завершила карьеру, отдав предпочтение семье, в 2012 году, после третьей подряд победы в общем зачете Кубка мира – и в возрасте всего 25 лет.
«Королева биатлона», 2-кратная олимпийская чемпионка, 12-кратная чемпионка мира, единственная биатлонистка, которую знаменитый американский канал ESPN включал в число самых популярных спортсменов мира (2012 год), рассказала подкасту BR24Sport, что чувствовала в то время: «Я приняла это решение, прежде всего, для себя. Мои родители говорили: «Ради Бога, у тебя стабильная работа, ты зарабатываешь деньги, ты успешна. Почему ты уходишь?»
Нойнер, как и Браатен, пошла своим путем. И по сей день она считает, что это было правильное решение. Будем надеяться, что Браатен будет чувствовать то же самое.
Менее пяти лет назад Лукас Браатен в 18 лет дебютировал на Кубке мира, а свою первую победу одержал в 20 лет, в Зельдене, три года назад. С тех пор было еще четыре победы и семь подиумов. В прошлом сезоне он также выиграл Кубок по слалому. Ему всего 23 года. Несмотря на столь юный возраст, он заметно повлиял на лыжный спорт за это время. Браатен выделялся с самого начала – как своими спортивными достижениями, так и внешним видом.
У норвежца была репутация «белой вороны» и «занозы в заднице». Когда в январе 2022 года, за две недели до чемпионата мира, он перенес незапланированное удаление аппендицита, то снял в прямом эфире, как врач снимает с него швы.
Он красит ногти, носит юбки, придумывает модели одежды, сам выступает в роли модели и путешествует по всему миру, когда не катается на лыжах.
«Во мне есть творческая жилка. В спорте довольно строгий режим, он очень консервативен. Но у меня есть семья и друзья, которые позволяют мне быть собой», - говорит Браатен. «Это то, ради чего я работал. Не каждому тренеру понравятся мои ногти, но я несу ответственность за свой путь. Если дела пойдут плохо, я за это отвечу».
Он действительно как «райская птица». У него необычны не только ногти, но и ботинки. На прощальную пресс-конференцию парень приехал в черных ботинках на толстой подошве от люксового бренда Moncler. Мануэль Феллер, сидевший рядом с ним, спросил: «Ноги не потеют?» Ответ был прям: «Не хочешь быть рядом, когда я их сниму?», — усмехнулся Браатен. «Красота требует жертв».
Кто-то считает его странным, кто-то любит именно за это.
Браатен не притворяется. Он был одним из немногих «настоящих» парней в Белом Цирке. Он назвал Марко Одерматта лучшим горнолыжником современности, выиграв у него гонку. И он единственный прямо критиковал Хенрика Кристофферсена за не-командную манеру поведения. Искрометный и по-свежему разный! Горнолыжный спорт, который становится все менее глубоким, нуждается в этом очень сильно.
23-летний парень не стеснялся высказываться по любым острым вопросам, всегда знал, что хочет донести до мира. Браатен хотел, чтобы его спортивные достижения были видны независимо от его внешности, несмотря на критику и ненавистнические комментарии в социальных сетях.
«Я хочу показать этим людям, что они ошибаются. Если я одеваюсь и выражаю себя так, как хочу, это не делает меня худшим лыжником», — сказал он однажды. «Если я смогу быть собой и при этом быть успешным, тогда я смогу изменить этот вид спорта».
В его лице горнолыжная молодежь получила образец для подражания.
О том, что дети и молодежь равняются на него, свидетельствует, в частности, большая популярность «Лыжного лагеря Лукаса Браатена», который он регулярно организует в течение последних трех лет. При этом 23-летний спортсмен в первую очередь поддерживает молодых людей, которым не так легко в жизни и ограничен доступ к спорту.
«Вы должны снять шляпу перед Лукасом! Сколько он возится с детьми! Лукас – хороший наставник и отличный пример для подражания. Это показывает, насколько важно получать удовольствие от спорта», — недавно Мануэль Феллер отдал должное норвежцу за его преданность делу.
Самому Браатену не всегда было легко в юном возрасте. Сын норвежца и бразильянки, он в юные годы не имел постоянного дома. За неполные 20 лет парень переезжал с места на место 21 раз!! Следствие - трудности с адаптацией и принятия себя.
Именно лыжи стали его опорой в это трудное время. Лукас начал заниматься горнолыжным спортом сравнительно поздно, в девять лет. Вместе с отцом он путешествовал по миру, в своей первой гонке Кубка мира он стартовал на лыжах, подготовленных его отцом.
Несмотря на все это, парень осуществил свою мечту о карьере горнолыжника и стал восходящей звездой. В прошлом сезоне он впервые выиграл малый Хрустальный глобус в слаломе. Всего он выиграл пять гонок Кубка мира, в том числе в 20 лет -гигантский слалом в Зельдене в 2020 году.
Главный гоночный директор FIS Маркус Вальднер выразил сожаление по поводу решения Браатена. «Эта плохая новость, это как большой взрыв. Он отличный лыжник, гоночная машина, но также и тусовщик. Яркая личность и лучший слаломист прошлого года. Я надеюсь, что норвежская федерация предъявит нам объяснения».
Норвежская федерация потеряла одного из своих флагманов. Они признают это, несмотря на, казалось бы, непреодолимый спор с 23-летним горнолыжником.
«Это печальный день. Мы немного в шоке, и спортсмены, и тренеры. Нельзя останавливаться в 23 года», — объясняет руководитель норвежской федерации Клаус Ристе. «Отставка Браатена, которая также стала результатом длительных споров о контрактах и правах спортсменов, станет уроком для норвежской федерации. Мы должны признать, что все можно было бы сделать по-другому с точки зрения контракта между спортсменом и федерацией», - сказал Райсте. «У нас есть правила, группы, система и много топ-спортсменов, очевидно, что мы должны посмотреть на все это сейчас».
В этом смысле молодой парень оставил свой след в горнолыжной истории и, возможно, проложил путь для следующего поколения.
Чем теперь будет заниматься молодой бунтарь? Есть интересные предположения. Джино Кавицель, швейцарский горнолыжник, считает, что Браатен может передумать. А Марко Одерматт предположил, что Лукас может выйти в стартовом составе сборной Бразилии. Одерматт утверждает, что Бразильская федерация лыжного спорта не будет возражать, если Браатен привезет своих спонсоров, в том числе J. Lindeberg и Red Bull. Это предположение основано на двойном гражданстве Браатена, поскольку он является гражданином Норвегии и Бразилии через свою южноамериканскую мать.
Успешные переходы в малоизвестные лыжные национальные команды не редкость. Например, американец Эй Джей Гиннис, который переехал из США в Грецию и стал вице-чемпионом мира в слаломе.
Глава гоночного отдела Atomic и один из ближайших доверенных лиц Браатена Кристиан Хёфленер также не исключил возвращения молодого гонщика в команду через определенный период времени.
Сам Браатен утверждает, что не планирует ни возвращения, ни перехода...
Источник: Laola1.at , Blick.ch, heute.at, vol.at
Если бы он за какую-то нормальную фигню топил, как чернокожие спортики на Мексиканской олимпиаде, я бы понял. А тут слезки из-за кронок, и это вот еще, я накрасил ноготки и надел ботинки монклер-смотрите, какой я уникальный! Ну смешно же)
Рассказали бы лучше, как там у них с деньгами устроено и почему спортсменов и компании это не устраивает. Я так понимаю, что есть компании типа ауди, которые платят ФИС и радуются, а есть, которые хотели бы тоже "покататься" на медийности ФИС мероприятий, но хотят работать напрямую с спортсменами, а федерация против.
Я понимаю позицию федерации, потому что они считают, что они потеряют рекламные бюджеты, я понимаю атлетов, которые хотели бы монетизировать свою карьеру, но это сугубо коммерческий вопрос, который решится каким-то компромиссом, типа спортики смогут рекламировать лак для ногтей, а федерация будет получать процент