Ну, а теперь к самому рассказу. Так уж получилось, что пристраститься к этой болезни - «горные лыжи» - нас вынудила дочь, Катя, которую бабушка отдала в горнолыжную школу в 2,5 года. Так потихоньку и стали мы интересоваться что же это такое – горные лыжи, и эта заразная болезнь нас все-таки захватила по полной. В начале это была просто игра, склонов в Москве вполне хватало. Но потом пришло понимание того, что уже просто тренировок с бесконечными трассами и криками «не опаздывай» стало просто не хватать. Потихоньку стали вывозить дочку в Шуколово, Степаново, Волен, а там и подоспели открывшиеся Сорочаны. Километраж пошел и, как это не было странно для нас, пошел прогресс, причем очень разительно была заметна разница между началом и концом сезона. Потом была не очень удачная попытка поездки на сборы в Кировск, и все закончилось пониманием необходимости все-таки съездить и посмотреть, чем же все-таки отличается эта Австрия.
Понятно, что горы есть везде – и у нас, и в Европе. Но… таких подготовленных трасс как в Австрии, как уже не раз писалось многими, нет нигде. Возможностей выката просто море, было бы только желание, время и деньги. Вот и нашлась одна из составляющих успеха. Поэтому весенний выезд в Австрию последние три года стал уже необходимой традицией, и весь год теперь считался от марта до марта…
В этом марте программа была уже более насыщенной, не ограничивавшейся только катанием и отдыхом. Нам крупно повезло, т.к. удалось совместить полезное с приятным, а именно: попасть на детские международные соревнования в Заухензее, что стало первым опытом участия в таких соревнованиях в жизни Катюхи, и самое главное – удалось попасть на тренировки в одну из спортшкол Австрии.
Шок от соревнований был сразу по нескольким причинам. Во-первых, это качество подготовленной трассы для гиганта. Несмотря на уже довольно теплую погоду (+6 С), трасса была жесткой и идеально отратраченной. После каждого стартовавшего пять человек заглаживали трассу. То есть, все превходящие помехи в виде бугров и плохой трассы, которые могли повлиять на результат соревнований были сразу убраны. Тут уж все зависело от подготовки детей, техники и везения. А дети (были спортсмены из пяти стран, от 6 до11 лет) ездят так, как нам и не снилось. И причем не занявшие первые пять –десять мест, а все!
Что еще бросилось в глаза – четко отлаженная система соревнований, очень много добровольных помощников. Никакой суеты и неразберихи. Старт начался точно по времени, всех детей спокойно по номерам запускали на старт. Никакой нервотрепки, вся информация была полностью доступна и видна. И главное – была атмосфера праздника, никакой разницы в приеме «своих» и «чужих» детей. Даже, пожалуй, чужих принимали теплее, подбадривали больше, понимая, что им и так тяжело. А это – уже еще одна из составляющих успеха. В отличие от наших соревнований дети были четко поделены на пять возрастных групп, по одному году в каждой группе, а не по два, как обычно делают у нас. Что, видимо, верно, т.к. для маленьких детей год разницы очень заметен.
Сама же трасса не шла ни в какое сравнение с тем, что было увидено нами раньше, в Москве. Это был дикий крутяк, с перепадом на 300 метрах в 105 метров, с перегибом, после которого приходилось лететь несколько метров до следующего флага. Может, у нас где-то и есть похожие трассы, но во всяком случае дети младшего возраста по ним точно не ходят и тем более не соревнуются. А здесь, хоть и было достаточно много падений, все проходили эту трассу легко, причем и шестилетние тоже. Одним словом, уровень подготовки австрийских детей (я говорю о них, т.к. их все-таки было большинство) на голову превосходит наш. У них – это система, которая работает, а у нас – это исключения, которые выбиваются не благодаря чему-то, а вопреки. Но все трудности и проблемы отступили в тот момент, когда мы увидели счастливое лицо Катюхи, стоявшей на пьедестале под гимн России.
Почему так получилось? Проанализировав, пришли к следующим выводам. Она довольно рано начала кататься – с 2,5 лет, так что времени на раскачку было более чем предостаточно. Тренер не гнал, а долго держал малышей на маленькой горке, давая разные упражнения, и больше играл с ними, чем тренировал. В этом ему огромное спасибо, что не отбил охоту к горным лыжам еще в детском возрасте (что часто бывает, к сожалению). Года три назад мы начали таскать ее, помимо тренировок на горки в Подмосковье, чтобы она смогла выкататься, потом - ежегодные поездки в Австрию, ставшие регулярными. Про выходные забыли совсем, только лыжи и лыжи…
Стали сами интересоваться техникой, читать книги, смотреть видеоролики и Кубок мира. Стали записывать Катю на видеокамеру и делать раскадровки. У нас даже появился «тренер по компьютеру» – Грег Гуршман, который здорово помогал весь этот год своими советами. Так и тренировались весь год – как у Райкина – «кто шмякнет, кто брякнет, вот и получается воспитание». И еще немаловажный, а пожалуй один из самых главных факторов – это огромная любовь Кати к лыжам и бешеная работоспособность.
А теперь про тренировки в австрийской спортшколе. Сказать, что они другие, значит просто ничего не сказать. Во-первых, это как правило, красная или черная трасса в горах. Во-вторых, за один спуск (около 2 км) это несколько упражнений. Причем на нескольких тренировках трассу в нашем понимании вообще не ставили! Очень много упражнений на баланс. Это и прыжки по буграм по крутому спуску, и тренировки на буграх по слаломным вешкам…
Причем с одной группой (пять-шесть человек) работают сразу два тренера. Один – наверху, второй – внизу. Каждому объясняют, какое у него задание и на что надо обратить внимание. А внизу уже разбирают то, что он сделал. И это – не сборная, а обыкновенная группа детей от 8 до 13 лет. Что вытворяла Катя на первом занятии, даже не стоит и рассказывать. Пару раз воткнулась головой в снег, перелетев через голову. Зато потом сразу стала думать, что же надо сделать, чтобы получилось.
Настолько непривычными были сами занятия и упражнения. И еще один интересный момент. Там до 11 лет дети не ходят слалом, только гигант, т.к., по словам тренера, они просто физически не могут этого делать, а просто закатают свои ошибки. Ну, а у нас? Даже умудряются соревнования проводить… Что уж тут говорить…
В один из дней на школьной горе (причем она FIS’овская) проходило первенство Австрии среди детей 1993 г.р. (по два лучших спортсмена из каждого клуба). Трасса была очень интересной, а именно – комплексной, если можно ее так назвать. Вначале – на крутом участке слалом с короткими вешками, затем четверо ворот гиганта с перегибом, затем въезд на трамплин сбоку по наклонной плоскости, затем несколько ворот «супер ж», затем опять трамплин и в конце – гигант. Зрелище – потрясающее.
Причем ребята одинаково хорошо справлялись со всеми этапами этой трассы. Все по уровню были примерно равны. Что по идее говорит об одинаковой системе подготовки горнолыжников. Что еще удивило – это наличие двух пар лыж. На одних они разминались, на других стартовали.
Потом на одной из тренировок представители компании «Blizzard» устроили детям тесты новых лыж на гигантской трассе. Что очень удивило, так это подход к ростовке лыж. Кате с ее ростом в 140 см были выданы лыжи GS 150 см (слаломные Фишеры у нее 133 см). Ей они не понравились, объективно – то, что они мягковаты, а в остальном, думаю, дело в привычке.
Плюсы таких длинных лыж были разъяснены тренером (он, кстати, был очень удивлен, что Катя умудрилась выиграть соревнования по гиганту на слаломных лыжах). Во-первых, длинные лыжи позволяют ехать горнолыжнику быстрее (я думала, что на детей это не распространяется), во-вторых, она перестанет крутить плечами в повороте, т.к. лыжи просто не позволят ей этого сделать. В этот день была пурга, и намело много бугров, а дети из спортшколы катались, как ни в чем не бывало.
На что еще мы обратили внимание. Тренер сам показывал упражнения, потом проходил по трассе, причем довольно легко. Отношение к детям на тренировке - именно отношение к ним как к детям, а не к материалу, который должен дать результат. Устал – отдыхай, нет желания – снимай лыжи. Слез и нытья мы ни разу не видели. Это все будет потом, когда они вырастут, а пока тренер просто учил детей кататься.
Здорово отличается методика тренировок. Очень много разных упражнений, причем на первый взгляд самых невообразимых. И у нас сложилось впечатление, что у них дети умеют на лыжах ВСЁ. Они довольно часто выезжают на различные соревнования, причем и на международные тоже. Для детей соревнования – эта игра, а не испытание, как для наших. Может, сказывается значительный опыт соревнований такого рода.
В общем, мы тоже сможем побеждать и занимать пьедесталы, если… Этих «если» набралось слишком много. Если будет массовый детский спорт для всех, а не для избранных… Если будет финансирование, достаточное для проведения сборов и тренировок… Если будут тренеры, «болеющие» за своих детей, а не за результаты, интересующиеся новшествами в технике, повышающие свою квалификацию… Если будут мало-мальские приличные условия для тренировок - пусть и на московских небольших склонах, но прекрасно подготовленных… Если будут регулярные выезды на международные соревнования… И куча разных других «если», то вполне возможно, что однажды, включив телевизор с трансляцией Кубка мира мы увидим счастливые лица наших ребят, стоящих на пьедестале…
А пока… Пока мы затягиваем потуже пояс, составляя план поездок на следующий сезон, чтобы хоть каким-то образом выполнить часть этих «если» в индивидуальном порядке: съездить на сборы; добраться до «думающего» тренера, и просто Тренера с большой буквы; приобрести новый инвентарь на следующий сезон, уже две пары лыж; отстоять свое первое место на следующих международных соревнованиях, постараться доказать, что это не случайность.
Что из всего этого выйдет? Сложно сказать…Но кто-то же должен начинать…
Материал опубликован в журнале «Горные лыжи» №4 2004 год
Автор: Мария Ткаченко Источник: SKIS/RU |