Тем, кто уже не может обойтись без того, чтобы каждый год не утюжить любимые склоны своими лыжами или сноубордом известно, что даже одна неделя отпуска на горнолыжном курорте может пробить солидную дыру в семейном бюджете.
Самый скромный семейный отдых «на троих» уже давно исчисляется шестью цифровыми знаками. При этом отдых этот ежегодно растет в цене. Многих любителей зимнего катания с горок в последнее время так раздражает рост цен на ски-пассы и другие услуги, что они предпочитают вообще не приезжать на горнолыжные курорты. Другие пытаются оптимизировать свои затраты: в конце концов, рост цен – печальная реальность. Интернет-ресурс Snowplaza попытался "на пальцах" объяснить, откуда берутся такие расходы во время катания на лыжах и почему ски-пасс такой дорогой.
Дорого ли катание с горок?
Дневной абонемент для взрослого, например, в Австрии в основной сезон 2021/22 будет стоить 59,50 евро в Китцбюэле, 60,50 евро в Заальбах-Хинтерглемме и 61 евро в Хохциллертале. Это довольно дорого, и с каждым годом становится все дороже. Зарабатывают ли владельцы горнолыжных курортов на очередной Porsche в течение сезона? Или все деньги забирает глава туристического отдела? Если бы горнолыжный туризм был убыточным бизнесом, то, конечно, в Альпах ежегодно в таком количестве не появлялись бы новые канатные дороги. Понятно, что большая часть доходов от продажи абонементов на подъемник остается непосредственно на горнолыжном курорте и затем идет на инвестиции, строительство систем искусственного оснежения на склонах или на оплата труда персоналу.
Новое строительство и инвестиции
Новая канатная дорога Росскарбан в Обергургле была сдана в эксплуатацию как раз к началу нового сезона, который не так давно стартовал в горнолыжной зоне Гургль. В соответствии с новой концепцией перестроен и Музей мотоциклов в Хохгургле. В Швейцарии горнолыжные курорты в Les 4 Vallées также вложили немало средства, чтобы в наступающем сезоне предложить любителям зимних видов спорта больше комфорта: четыре новых подъемника предназначены для более быстрой и комфортной транспортировки лыжников и сноубордистов через крупнейшую горнолыжную зону страны часов и сыра. Хотя масштабы проектов и инвестиций не везде одинаковы, все горнолыжные зоны всегда заняты дальнейшим развитием и модернизацией, а это стоит денег. Это лишь одна причина того, почему ски-пасс такой дорогой.
Ежедневные расходы
Прежде всего, курорты вкладывают средства в строительство новых или модернизацию старых канатных дорог. Казалось бы, что при окончательном расчете затраты равномерно распределятся в зависимости от продолжительности сезона. То есть, чем дольше работает курорт, тем ниже ежедневные постоянные затраты. Но это не так. Есть еще текущие ежедневные расходы. Это не только затраты на электроэнергию, необходимую для работы. Сюда же можно отнести регламентные работы по техническому обслуживанию и связанные с ними ремонтные работы, которые являются фактором фиксированных затрат. Их тоже необходимо учитывать, если вас раздражают дорогие цены на ски-пассы.
Работа ратраков
Каждую ночь склоны подвергаются свежей уборке. Только в Зельдене для этого предназначено 26 ратраков по 12 тонн каждый, мощностью около 500 л.с. В процессе выравнивания трасс нужно иногда перемещать снег из пункта А в пункт Б, что требует больших затрат топлива. В Зельдене один ратрак Pistenbully работает около 1600 часов за сезон. Износ этих машин чрезвычайно высок. Это означает, что ежегодно необходимо заменять три-четыре ратрака – это примерно столько же, сколько пять домов на одну семью.
Гарантированный снежный покров
Однако одной подготовки склонов недостаточно. В первую очередь, снега должно быть столько, чтобы за склоном вообще можно было ухаживать. Поскольку естественного снега для этого часто не хватает, то на курортах используется искусственный снег. В Зельдене имеется более 400 систем искусственного оснежения, которые за одну секунду могут распылить 1204 литра воды. Это приблизительно шесть полных ванн. Вода из трех резервуаров и самой большой реки в Отцтале используется для производства снега, а затем фильтруется для поддержания качества питьевой воды. Наконец, вода перекачивается в соответствующие снежные пушки с помощью насосов через километровую сеть трубопроводов. При таких усилиях снег становится почти предметом роскоши, а рост цен на ски-пассы на горнолыжных курортах понять немного легче.
Безопасность на трассах
Даже при самых лучших снежных условиях и идеально ухоженных склонах несчастные случаи на горнолыжном курорте случаются каждый день. Согласно анализу несчастных случаев ASU, зимой 2019/20 – в последний зимний сезон перед пандемией – были госпитализированы более 36000 одних только немецких туристов. Служба скорой помощи всегда на месте, поэтому в экстренной ситуации помощь может быть оказана незамедлительно. Кроме того, в конце дня на всех склонах проводятся контрольные заезды, чтобы проверить - все ли добрались до долины целыми и невредимыми. Помимо службы спасения, в зоне катания работает много людей: водители ратраков, персонал подъемников, кассиры, горные гиды, информационные гиды и т. д. Им полагаются довольно высокие ежемесячные зарплаты и оклады. Вне зависимости от того, хорошая или плохая выдалась зима.
Косвенные расходы
Даже если местный гид настолько хорош, что смог внятно объяснить все самые привлекательные локации, среднестатистический горнолыжник все равно попытается заранее узнать немного о горнолыжном районе. Это, конечно же, совершенно несложно сделать, зайдя на сайт выбранного курорта или страничку канатных дорог выбранного региона. Но это тоже стоит денег - также как реклама, кассовая система, программное обеспечение для ски-пассов. За кадром по-прежнему существует ряд административных расходов, большая часть которых связана с ИТ и логистикой, и все это означает, что абонемент на подъемник не может стоить дешево.
Так стоит ли овчинка выделки?
В Альпах канатные дороги на горнолыжных курортах в основном принадлежат частным компаниям, зачастую совсем уж несерьезным AG или GmbH (акционерным обществам или обществам с ограниченной ответственностью). В конце сезона - как и в любой другой компании – компания должна получить прибыль. Даже если цены на ски-пассы кажутся нам чрезмерно высокими, лишь очень немногие лыжники и сноубордисты покупают ски-пассы каждый день по их полной стоимости. Большинство приобретает многодневные абонементы, есть также скидки для студентов/пенсионеров или же сезонных ски-пассов. Если после всего этого вычесть понесенные расходы, рентабельность горнолыжных курортов значительно снизится. Но одно можно сказать наверняка: если бы этот бизнес не был прибыльным, новых канаток и трасс мы бы просто не увидели. С другой стороны, та или иная горнолыжная зона регулярно вкладывает деньги в развитие, даже если зима была не очень снежной и морозной. Да, ски-пасс стоит дорого, как ни крути - катание на лыжах или сноуборде было и остается дорогим развлечением. Как для владельцев канатных дорог, так и для любителей зимних видов спорта.
Наконец то подробный разбор ответа на вопрос,- почему эти "жирные, зажравшиеся" горнолыжные курорты продают нам, таким классным ребятам, так задорого ски-пассы, ко....ы!
Ответ в основном некоторым форумчанам у которых от этого как то очень свербит.