Почему российские байкеры не ездят на Sellaronda Hero (им просто слабо?)
Впервые соревнования «Герой Селла Ронды» (Sellaronda HERO) прошли в 2010-м году. Идея лежала на поверхности: круговой маршрут Селла Ронда очень хорошо знаком горнолыжникам – это связка трасс и подъёмников, «закольцовывающих» горный массив Селла, этот же маршрут служит для соединения между долинами и регионами катания. В разгар зимнего сезона на трассах Селла Ронды не протолкнуться – толпы людей курсируют из одной долины региона Dolomiti Superski в другую, а то и просто «крутятся» вокруг Селлы в обоих направлениях. Общая длина кругового маршрута, включая подъёмники, составляет около 40 км.
Однако организаторам кросс-кантрийного веломарафона показалось, что того расстояния, которого лыжникам и сноубордистам хватает для неспешного круизного катания, для настоящей маунтинбайк-гонки будет недостаточно. В итоге были разработаны два круговых маршрута – длиной 52 и 82 км, с общим набором высоты в 3000 и 4000 м. Покорять оба маршрута в первой гонке отправилось около 1000 человек – в основном, любители велогонок из Южного Тироля. Для пущей статусности мероприятия были приглашены известные люди, в том числе спортсмены Кубка мира по горнолыжному спорту.
Итальянские горнолыжники Петер Филл и Кристоф Иннерхофер прокатились по "малому" кругу
На втором, уже международном, «издании» Героя Селла Ронды на старт вышли 1500 спортсменов и любителей, в том числе и российский велогонщик Алексей Медведев. В 2011-м он занял третье место и был единственным россиянином, принявшим участие в этом однодневном марафоне.
В 2012 году большой круг Sellaronda HERO подрос на 2 км, а гонка получила полуофициальный статус «самого сложного однодневного байк-марафона Европы», при этом, однако, сохранив статус любительских соревнований с участием профессиональных спортсменов.
Количество участников, как профессионалов, так и любителей, год от года становилось все больше и в 2014-м составило 4500 человек.
В 2015-м произошел качественный скачок – в рамках грандиозного фестиваля горного велосипеда HERO BIKE FESTIVAL 2015, проходивший в Валь Гардене с 20 по 28 июня, состоялись соревнования чемпионата мира USI Mountainbike Marathon 2015, а также детский чемпионат мира HERO KIDS и чемпионат Италии по эндуро.
фото: (c) Freddy Planinschek
На этот раз обе трассы марафона стали ещё серьёзнее: большой круг – 87 км и 4700 м общего перепада, малый – 60 км и 3800 м. Чемпионат мира также прошел на этих двух трассах – покорять большой круг отправились 140 мужчин, малый – 62 женщины. Среди стартовавшей элиты были такие гонщики с мировым именем, как колумбиец Леонардо Паэз, швейцарец Кристоф Заузер, бельгиец Роэль Паулиссен и австриец Альбан Лаката, женский топ-3 представили Гунн-Рита Дале из Норвегии, Сабина Шпитц из Германии и датчанка Анника Лангвад.
За команду России вновь выступил один-единственный Алексей Медведев. Старт для чемпионов был дан в 7:10 утра, основная гонка Sellaronda HERO стартовала на полчаса позже.
Альбан Лаката, фото: (c)www.wisthaler.com
Победу в заезде чемпионов одержал Альбан Лаката, опередивший Кристофа Заузера и Леонардо Паэза. У женщин самой быстрой оказалась Гунн-Рита Дале, обогнавшая Аннику Лангвад и неувядаемую Сабину Шпитц. Алексей Медведев показал 40-е время.
Анника Лангвад, Гунн-Рита Дале, Сабина Шпитц
фото: (c)www.wisthaler.com
Теперь немного о том, что ждет байк-марафонца на трассе вокруг массива Селла.
Старт находится в поселке Сельва Гардена (Волькенштайн), на высоте 1562 м – огромная толпа байкеров собирается на улице Meisules, у церкви и магазина SPAR.
Первая часть гонки начинается подъемом из Сельвы к Дантерчепис, на высоту 2298 м. Отсюда начинается спуск в Альта Бадию – через Пассо Гардена (2191 м) и Корвару (1568 м). После Корвары пути «большого» и «малого» кругов расходятся. Те, кто едет 60 км, напрямую отправляются через перевал Пассо Камполоньо (1875 м) в Араббу (1605 м), те, кто испытывает возможности своего организма на большом круге, после Корвары делают петлю в несколько километров и через Pralongia (2157 м) спускаются к Пассо Камполоньо.
В Араббе пути вновь расходятся – малый круг идет по привычной горнолыжникам Селла Ронде в сторону Пассо Пордой, большой круг уходит влево и дугой более 10 км поднимается на высоту 2351 м, откуда траверсом по склону выкатывается на автомобильную дорогу.
По асфальту спортсмены поднимаются на перевал Пордой (2239 м), откуда чемпионы уходят вниз, в поселок Канацеи, а 60-километровая дистанция – направо, через перевал Пассо Селла, справа от горного массива Саслонг, к финишу в Сельве.
фото: (c) Freddy Planinschek
Большой круг из Канацеи ведет в Кампителло (1414 м), откуда начинается затяжной убийственный подъем на перевал Дюрон высотой 2280 м. Далее, обходя Саслонг слева, по краю пастбища Альпи ди Сиузи, 87-километровая дистанция наконец спускается в Валь Гардену и финиширует в Сельве.
Подъем на Дантерчепис, фото: (c) Freddy Planinschek
В этом году в гонках чемпионата мира и Sellaronda HERO приняли участие более 4000 человек, из них финишировали 3863 спортсмена. Из этого числа 1253 – любители, не имеющие спортивной лицензии UCI, 2610 – действующие и бывшие спортсмены, категории Masters из 42 стран мира. И только один представитель России – Алексей Медведев. Думаю, что не сильно ошибусь, но и в других массовых велогонках, в которых участие ограничивается лишь стартовым взносом, ситуация схожая: при достаточно высоком интересе к горному велосипеду как виду отдыха, в России практически напрочь отсутствует интерес спортивный. Это характерно, кстати, и для других видов спорта, к примеру, для тех же горных или беговых лыж.
Возможно, что касается велосипеда, это связано со сложностями транспортировки байка в Европу, хотя сколотить команду и доехать до места соревнований на 2-3 машинах не так уж и сложно. Но вот что интересно – и внутри России массовость в любительских стартах отсутствует напрочь. Достаточно зайти на сайт Федерации велоспорта России и взглянуть на количество участников, например, прошедшего недавно Кубка Итеры. В той же дисциплине кросс-кантри (мини-марафон, дистанция 21 км) на старт вышли 32 человека.
Понятно, что Федерация – слишком серьезная организация, чтобы заниматься любителями, но даже если вспомнить давно почивший в бозе Фестиваль журнала Вело-Темпо, в начале 2000-х проходивший в подмосковном парке Волен, то и там в марафоне участвовали в лучшем случае человек 100. Из них больше половины – представители компаний, так или иначе связанных с продажей велосипедов. И это в 50 км от гигантской 12-миллионной агломерации, которую всё ещё продолжают называть Москвой.
В Южном Тироле, численность населения которого никак не сравнится со столицей России, на вело-покатушки Sellaronda Bike Day, проходившего в рамках фестиваля HERO BIKE 2015 21 июня, в Валь Гардену приехало 22000 (двадцать две тысячи) любителей гор и горного велосипеда…
фото: (c)www.wisthaler.com
Мне скажут, что вот – в Красной Поляне и в других горных местах появляются трассы для маунтин-байка. Но насколько я понимаю, это трассы даунхилла и эндуро, соревнования по которым никогда не станут такими массовыми, как кросс-кантри. В той же Поляне было бы неплохо оборудовать под кросс-кантри (да и вообще под прогулочную байк-трассу) старую дорогу, но её использовали для размещения опор ЛЭП…
Не судите за текст строго, в конце концов текст - просто причина выложить здесь красивые фото Доломитовых Альп и вот это видео :)
Комментировать