Люблю в катании чистое скольжение, которое даёт ощущение полёта над склоном, свободу и, как ни странно – минимум усталости. Ещё оказалось, что катаюсь я быстро, хотя к этому и не стремился. За последние годы помню все случаи, когда меня обгоняли. Например, итальянский инструктор на длинной красной трассе показал класс скольжения между лыжниками, такой, что я даже повторить не решился. Но в памяти этот образец остался.
Чтобы узнать что-то новое, решил поучиться в школе инструкторов.
Выбор школы инструкторов был случаен. Ничего я об этом не знал. По времени подошла школа Национальной Лиги Инструкторов.
Собственно, о школе и речь. Первый раз я удивился, когда инструктор, прошедший эту школу, рассказал, что катаясь с детства в спортивной школе и в общей сложности 15 лет, с первого раза не сдал экзамен по технике. Для меня спортсмены всегда были образцом, к которому я стремился.
И вот началось наше обучение. Со мной училось 8 человек, все были местные, давно и много катались, работали спасателями, были на лыжах постоянно, именно на этой горе, и прекрасно её знали. Почти новичком была только одна девушка. Как оказалось, я совершенно ничего не умею: не могу кататься в плуге, соскальзывать траверсом, поворачивать с проскальзыванием лыж, колоть палкой и делать повороты с проскальзыванием большого радиуса. У других дела шли тоже не блестяще. Ко всему прочему, у меня добавлялась ещё постоянная путаница стороны загрузки лыж и направления поворота. На кантах я об этом даже не думал. Там само собой отклоняешься в сторону поворота, упираясь кантом в склон.
Не получалось ничего. И, самое главное – не можешь найти критерий правильности выполнения приёма. Горка-то учебная, пологая, там по-любому всегда съедешь, как тебе надо и куда надо. Причём инструктор школы занимался с нами, не щадя живота своего и времени. Приёмы показывал, выполняя их красиво и гармонично, иногда для раскатки делали более сложные спуски и упражнения, в которых был виден его высокий класс.
И так – день за днем, без какого-либо просвета. Закрадывалась мысль: «Да уж вообще умею ли я кататься?» И тут немного повезло.
Как-то мы вдвоём с инструктором спускались с верней точки на отдых, и он предложил пройти за ним на кантах. Я шёл за ним, не отрываясь, получил истинное удовольствие от спуска и ответ: «На кантах умею». То же было сказано и инструктором: «Мы не спорим, на кантах и на высокой скорости ты кататься можешь». После хотели снять мои спуски на камеру, чтобы рассмотреть ошибки, но не случилось, жаль.
На экзамене технику я не сдал ни одну. Со мной не сдали ещё трое. С нами на экзамене пересдавали ещё два человека, которые не смогли сдать во время своей учёбы, оба местные, катаются давно, с детства. Из них один сдал. Итак, подведем итоги. Из 11 человек не сдали 5, причём 4 из них давно катаются. Относительно меня, получается, резюме следующее: «Может кататься на кантах на высокой скорости, не умеет кататься плугом, соскальзывать, делать карвинговые повороты начального уровня и базовый поворот на параллельных лыжах». Немного странно звучит. Ведь все эти элементы считаются простыми и служат для освоения более сложного катания на кантах. По-другому: «Может делать сложное и не может делать простое». Думаю, так и с другими тремя не сдавшими.
Теперь посмотрим на эффективность обучения. Нас училось 9 человек, семь дней по 6 часов в день, итого – 42 часа. Сдало экзамен по технике 5 человек – эффективность обучения составила 55 %.
Предположу:
• мы – не «особенные», и все другие – приблизительно такие же;
• если количество часов обучения меньше, то и процент успешно освоивших приём будет меньше.
Теперь найдите хоть одного нормального человека, который готов потратить 42 часа времени, денег, если при индивидуальных занятиях – их количество вообще немыслимо, а группу от 7 человек для экономии попробуй – найди, чтобы с вероятностью 55% освоить плуг, соскальзывание и карвинг начального уровня? Конечно, эти «выкладки» никому не приводят, но – всё равно, думаю, таких людей нет. Значит, подавляющее число обучаемых, после нескольких часов обучения не осваивает приемы и идёт кататься дальше, как может.
Посмотрим с другой стороны. Для чего нужны техники начального уровня? Для освоения техники катания на кантах, говорят, без них кантов не освоишь. Но мы же – 4 человека, пример того, что, не умея кататься плугом, можем кататься на кантах.
Получается, что необходимость освоения плуга для катания на кантах – это миф.
Как мне известно, НЛИ проводит обучение по собственной методике, которая разработана на основе методики обучения Австрийской горнолыжной школы. Но австрийская методика разработана для обучения новичков основам горнолыжной техники, а не для обучения людей, уверенно стоящих на лыжах. Получается, что методики для обучения уже катающихся лыжников вообще нет. Возможно, такой методики нет и в Австрии, потому что там не принято учиться катанию самостоятельно.
Нельзя одинаково учить новичка и опытного лыжника. Это подтверждается, если рассмотреть процесс обучения с точки зрения принципов обучения, которые мы изучали на нашем курсе. Первый базовый принцип обучения гласит: "От известного к неизвестному". Следуя этому принципу, если человек умеет кататься на кантах и не умеет плугом и карвингом начального уровня, его и учить надо по-другому, не как новичка, который ничего не умеет. Согласно этому принципу, умеющих кататься нужно учить, отталкиваясь от их уровня, а не разучивать сразу совершенно новый элемент. Согласно другому принципу обучения – "усложнять упражнения постепенно". Подозреваю, что таких как я – давно освоивших катание самостоятельно, приходит в школы инструкторов много. Сложилось мнение, что эти же проблемы есть и у бывших спортсменов.
Получается, нужно разработать методику обучения основам горнолыжной техники для лыжников, освоивших катание самостоятельно, и спортсменов. Тогда на курсах не будет отсева почти половины, не самых тупых и бесперспективных, курсантов.
Интересно Ваше мнение – есть ли такие проблемы в других школах, как они решаются и какие результаты достигнуты?
Кататься хорошо и выполнять типовые упражнения для ОБУЧЕНИЯ начинающих- это совершенно разные вещи, зачастую мало связанные.
Инструкторы "С" они же в 90% случаев видят ученика один-два занятия, сначала плуг, потом карвинг началного уровня- дальше "ученик" обычно считает что может и сам нормально кататься и уходит на вольные хлеба.