Сама идея — поехать в 20-х числах декабря на машине из Москвы в Кировск - выглядит довольно странно. Полярная ночь, малоснежный (в сравнении с прошлым годом) декабрь делают удовольствие от поездки весьма сомнительным. Не стану называть все причины, побудившие на этот «подвиг», скажу лишь, что в последний раз я был в заполярном Кировске еще в прошлом веке. То есть повод — и довольно весомый - имелся: хотелось все-таки посмотреть, что изменилось в этом шахтерском городе за 20 лет моего отсутствия…
Дорога
Ничего сложного или экстремального: за 13 часов проехали 1000 км до мотеля «Вилга» под Петрозаводском, на второй день около 11 часов потратили на 800 км до Кировска. С платными участками трассы М-11 и бесплатной М-10 «Россия» все, в общем-то, понятно.
Автодорога Р-21 «Кола» просто порадовала - отличное покрытие почти на всем протяжении, низкий трафик, вежливость участников движения, фантастические по красоте закаты.
Хуже всего оказалась дорога 49К-05, идущая вдоль р.Волхов, причем это касается только Ленинградской области.
Зато это была самая живописная часть пути, где можно было посмотреть много интересного: факел нефтеперерабатывающего завода «Нефтеоргсинтез» в Киришах, одну из первых советских гидроэлектростанций – Волховскую ГЭС, а также завод «Метахим им. Кисыча», с дымным шлейфом на многие километры... Компенсацией за всю эту индустриализацию стал городок Старая Ладога, с древней крепостью, монастырями и видом на замерзшую реку. Летом я бы сюда вернулся…
Горнолыжный центр «Большой Вудъявр»
Горнолыжный центр «Большой Вудъявр» (BigWood) виден издалека, чуть ли не от Полярных Зорь — южный склон, которого и в помине не было в 1999 году, заливает светом мощная система освещения.
Вообще за 20 лет изменилось, конечно, многое. Хозяином склонов стал российско-кипрский химический холдинг «Фосагро», который и является источником основных вложений в инфраструктуру горнолыжного центра и города Кировска. Таким образом, закончилась чехарда с собственниками подъемников, дележ «шкуры неубитого медведя», и появились реальные перспективы дальнейшего развития.
Но о перспективах - в следующий раз, а пока, на что сразу же обращаешь внимание, впервые за 20 лет попав на «городские» склоны: подъемников стало… меньше!
Действительно - исчезли бугельные «Латвия», оба «Норда», легендарная «Букашка» и однокресельная канатная дорога. Вместо них (на месте «Латвии») появилась комбинированная гондольно-кресельная дорога швейцарской фирмы Bartholet Maschinenbau AG (К6). «Южный» бугель (теперь К7) остался на своем месте. Что касается «апатитских» склонов, которых в помине не было 20 лет назад, то здесь в настоящее время работают 4-кресельная канатка (К4), два бугеля-«швабры» (К3 и К5), а также две последовательные нитки «Татрапомы» (К1 и К2). Общая длина спусков заявлена в 30 км.
К сожалению, из-за малого количества снега (в декабре 2018 - всего 35 см) в городском (северном) секторе катания была открыта лишь трасса 15, идущая вдоль комбинированной канатки К6. Трассы южного сектора тоже были открыты не все, однако на 3 дня катания хватило вполне. Порадовала подготовка спусков - понятно, что все они обрабатываются ратраками, но за 3 дня я не словил ни одного камня, хотя внизу некоторые места были огорожены.
Конечно, катание вне подготовленных спусков было запрещено, тем не менее, повсюду были следы от лыж/сноубордов. Иногда с кресла подъемника слышался характерный звук удара железа/пластика о камень. Хорошо, что не головой… Что касается очередей, то их не было в принципе - общей мощности канатных дорог в обычный, непраздничный, период вполне хватает.
Иное дело каникулы - в первые дни Нового года камеры показывали очереди в несколько десятков метров. О проблеме очередей руководство курорта знает и пытается делать все возможное. Например, в пиковые периоды при посадке старается максимально загрузить кабины подъемника, которые вмещают по 8 человек каждая. На Южном склоне ситуация иная и здесь, по словам директора «Большого Вудъявра», Александра Лаппа, без строительства новой канатки не обойтись…
Погода и места отдыха на склонах
Если честно, то с погодой просто повезло - мы не нарвались ни на буран, ни на оттепель, ни на запредельные морозы. Температура была вполне пристойной - в пределах -10..-15 градусов. Туман, который по ночам наползал на склоны, превратил все вокруг в подобие декораций к морозильной камере, причем это в полной мере относится и к кресельному подъемнику К4, к неспешному креслу которого начинаешь элементарно примерзать. Я уже не говорю о подъеме на двух очередях бугеля в Южном секторе… В связи с этим хотелось бы побольше кафе на горе - хотя бы просто чтобы зайти погреться стаканом горячего чая.
Хм… Могу ошибаться, но это тот случай, когда затраченных усилий было явно гораздо больше, чем тех, для кого все это было устроено. Сюжет можно найти в программе «Вести Мурманск». В общем, дети из местной горнолыжной школы веселились, родители за них болели и снимали на смартфоны, начальство сказало речь, телевидение все это отсняло, катающиеся туристы на праздник внимания обращали мало, а из города вообще почти никто не пришел - несмотря на выходной.
Лично меня порадовала порция горячей солянки с подосиновиками и олениной, которую продавали в одном из автофургонов, специально приехавших из Мурманска - обалденно вкусно, особенно если с горячей шанежкой. Ну и доставило большое удовольствие «общение» с собаками хаски…
Город Кировск
Не знаю, хорошо это или плохо, но Кировск перестает быть исключительно шахтерским городом. Открыты современные кафе и бары, есть ночной клуб, большой фитнес-зал Khibiny Fitness, в скором времени будет достроен спортивно-развлекательный комплекс — на фоне полного инфраструктурного уныния конца 90-х перемены просто бросаются в глаза.
Особенно порадовал вид Парковой улицы, на которой в 1999-м здания пугали выбитыми окнами и отвалившейся штукатуркой. Теперь здесь вполне приличного вида особняки, в некоторых домах появились мини-гостиницы.
В городском парке проложена очень качественная беговая лыжня (под классику и под коньковый ход), сделано освещение. На беговых лыжах можно покататься и в 5-ти км от центра города, в парке Тирвас.
Здесь же можно взять в аренду снегоход и отправиться в путешествие по Кольскому полуострову (максимальная протяженность самого сложного маршрута — 450 км). В общем, теперь в Кировске есть куда пойти, где провести время и чем заняться помимо катания на горных лыжах или сноуборде.
Тем не менее, основным работодателем для жителей остается «Фосагро», хотя в самом городе уже нет старой обогатительной фабрики - ее снесли, как и трубу, дым из которой, в свое время, накрывал и город, и склоны.
Большого смысла ехать из Москвы в Кировск на машине нет – если только не везти с собой несколько пар лыж и оборудование для тренировок. Сейчас, помимо традиционного «ночного» поезда, из Москвы в Мурманск есть регулярные рейсы а/к «Нордавиа» (в феврале можно слетать туда-обратно за 10200 рублей), в аэропорту Мурманска можно взять такси и доехать до Кировска.
Напрямую из Москвы в а/п Кировск-Апатиты летает а/к «Северсталь», но такой перелет будет подороже – 14500-15000р. К тому же в зимний период перелет во многом будет зависеть от погоды, а запасной аэропорт - в том же Мурманске. Понятно, что основной сезон в Кировске - это март-апрель, и этот период гораздо приятнее, чем декабрь. Но зима за полярным кругом имеет свое очарование - если, конечно, повезет с погодой.
Далее: «О перспективах развития горнолыжного центра BigWood и города Кировска. Интервью с директором горнолыжного центра Александром Лапп»
П.С. Ну и все фото - кликабельны ))
" И коротко- о погоде"