Самое сердце Альп, самая высотная зона катания, самые величественные 4-х тысячники, один из 10 самых престижных г/л курортов – все это находится у подножия великого и потрясающего воображение Маттерхорна. На этом пафос закончен, далее техническая информация, которой не хватает в предыдущих отзывах и которую приходилось узнавать своими силами во время 7-дневного пребывания на курорте Брюль-Червиния, граничащего с Церматтом.
Отель
У нас были аппартаменты Les Maison Charmantes – с 20 гг. прошлого века это бывший домик для пастухов и коровник (как сказали на рецепшн). В 90 гг. переоборудован под отель. Снаружи каменное старинное строение, изнутри достаточно новый ремонт, джакузи, просторный коридор, 2-х спалка в комнате и диван с раскладушкой на кухне, 2-я электрокомфорка, СВЧ. Сами аппартаменты находятся на горе в 25 минутах ходьбы от подъемника и в 15 минутах обратно (с горки быстрее), и в 3-х минутах спуска по трассе 3bis. В отличие от загазованного и шумноватого порой центра, воздух у нас был почище и потише вечером. Но рецепшн находится в главном отеле Punta Maquignaz на центральной улице. Из автобуса нас посадили в Дефендр (изнутри вылитый УАЗ), на котором отвезли на рецепшн, выгрузили, дали ключ и через 15 минут опять посадили и отвезли уже к отелю. Зайдя в номер, мы сразу обнаружили только 1 комплект белья на 2-х спалке. Водила не сразу понял, в чем дело, но потом позвонил на рецепшн и сказал, что сейчас повезет нас туда для решения вопроса. Время уже было около 15 часов и о катании в первый день можно было забыть. На рецепшн нам обещали после 18:00 принести второй комплект, а так же обещали отвезти обратно в отель, как мы возьмем в прокате лыжи, и отвозить нас каждый день наверх, после завершения катания (все бесплатно). Сходив в прокат и вернувшись на рецепшн, мы дождались водилу, и он нас отвез. Однако boy с бельем в этот день так и не пришел. Более того, вернувшись в номер и попытавшись приготовить поесть, мы обнаружили отсутствие чайника. Была только одна большая на 8 литров кастрюля и заварочный фарфоровый чайник. Звонок гиду – обещание, что через некоторое время все будет, и чайник, если это предусмотрено (!). Отчаявшись и решив разорвать большую простыню пополам, раскладываем диван, достаем оттуда раскладушку и, о чудо, 2-й комплект белья застелен прямо на свернутый матрас раскладушки! Причем никто об этом не знал и если б хозяев попросили бы найти этот комплект – вряд ли бы они сами догадались, что он внутри дивана. Но на следующий день у нас перед дверью номера стоял мусорный мешок, с двумя одеялами и металлическим литровым кофейником.
Двери номера выходят прямо на крыльцо, у каждого номера свой вход, причем на разной высоте, т.к. домик врезан в гору, и сам номер имеет внутри 4 ступеньки между ванной и комнатами. Поначалу в номере было холодно, но разобравшись, как включить батареи и электричество, на следующий день натопили так, что войдя после катания, пришлось долго не закрывать окна. Далее, на второй день – выяснилось, что в воскресение обещанный шаттл (Дефендр) работает до 15:00. И нам пришлось вызывать с рецепшн такси за 10 евро. Планируя следующий день, смотрим, что трасса, по которой спускаемся к подъемнику, находится прямо у отеля и, возможно, не стоит оставлять лыжи в прокате и связываться с полубесплатной доставкой. Так и вышло, в понедельник, используя местные карты-листовки и предварительно подготовленный GPS, съезжаем прямо со швейцарской стороны непосредственно к крыше отеля, которая находится под трассой «3bis».
Трассы, катание, подъемники
Как уже говорил, от отеля к главному подъемнику ведет трасса «3bis». Три минуты с ветерком и поднимаешься по лестнице станции.
8:30. в большую гондолу начинают пускать раньше, чем в «яйца», но к ней надо подняться на еще 1 этаж и неизвестно сколько ждать отправки наверх, поэтому если яйца открыли – садимся в них. Никто толком не знает, когда точно откроется тот или иной подъемник, у итальяшек нет расписания или они его нарочно не показывают, чтобы была возможность поспать – национальная черта, порядком раздражающая своей безалаберностью. Походу они специально ждут, пока народу побольше наберется. Надо сказать, что, несмотря на ожидание, гондола нас все-таки обычно обгоняла – 30 против 15 км/ч.
8:45 План мезон. Опять ждем, пока включат следующую очередь. Обычно к 8:56 – 9:00. Народу скапливается побольше. Дальше Lagi Cime Bianche, от нее либо в Plato Rosa в Швейцарию, либо немного вниз по 7 на креселку «Z» до Colle Sup. Cime Bianche и оттуда в Valtournenche.
Итак, едем в Швейцарию:
~ 9:10 Lagi Cime Bianche, пересадка на еще одну гондолу и примерно в 9:30 в Plato Rosa пересекаем границу. Высота по GPS 3420. На схеме 3480, но это, наверно, метеостанция, которая выше. Дальше вниз пошла трасса «80», на которой нужно очень хорошо разогнаться, желательно ехать по прямой, хотя бы от середины разгона, чтобы не пришлось идти пешком по «73» трассе.
Надо сказать, что в Швейцарию можно попасть и другим путем: от План мезон сесть на креселки и с пересадками добраться до Theodulpass, там пересечь границу и попасть на ту же «80» трассу. Но мы так не делали, т.к. креселка априори медленнее гондолы и «яиц», и открывают ее не раньше.
Итак, разгоняемся по «80», потом «73», проплываем параллельно бугелям мимо вожделенных швейцарских гербов (крест на красном фоне), смотрим налево – там отрывается Маттерхорн, и еще через несколько минут красный широченный спуск к Trokener Steg. Здесь уже перед станцией подъемников придется подняться немного вверх, метра на 3, обойти обратную креселку на Fruggsattel (имхо, там не интересно) и вниз к Furg по «66» – «63» или «64». За Furg сразу вправо пошла первая красивая трасса: «62» (черная, но по мне красная). Извилистый серпантин, с лесным массивом внизу, за которым начинается собственно Церматт.
Если поначалу боитесь по черной, то от Trokener Steg по «66» дальше «64» и левее, опять же разогнаться, чтобы влезть в горку на подъемник Schwarzee paradise. Но можно сесть сразу в Trokener Steg. Matterhorn Express («яйцевый» подъемник) курсирует от Церматта до Trokener Steg и обратно, с промежуточными станциями и пересадками. Чтобы не запутаться, лучше быть готовым выйти на ближайшей остановке, чем потом возвращаться. Так в Furi надо сделать пересадку, чтобы сесть на яйца до Riffelberg. Спустившись по «62», вы так же попадаете в Furi. Итак, еще одни «яйца», и вы в
~ 10:20 в Riffelberg. Здесь нужно прокатиться на поезде: поднимаетесь по лестнице, заходите на станцию, берете возле туалета швейцарскую карту трасс (бесплатно), ждете минут 10, вначале пройдет экспресс, потом следующий поезд остановится. В следующие дни с поездом можно не заморачиваться – сразу от Riffelberg левее креселка, поднимается до того же Gornergrat, что и поезд, но ниже самой площадки с рестораном.
От Gornergrat вниз идут трассы к Riffelberg и ниже, там же есть ледяной ресторан или Iglu. Мы не тратили время, т.к. на этих трассах больше народу из-за поезда и они менее интересны. От Gornergrat вниз все время правее, трассы «29», «28», мимо ресторанчика, и совсем пологая трасса «26», и около 11, Gant. Садимся на станцию в сторону Rothorn.
Blauherd, пересадка на гондолу (в Швейцарии гондол ждать почти не приходится, работают как часы), с дискотекой и 150+1 человек поднимаются на самую красивую смотровую площадку.
Начало 12-го, Rothorn Paradise. Paradise здесь действительно оправдывает свое название, т.к. видом на Его Величества Маттерхорн любуются на картинках и календарях, сделанных именно с этого ракурса и созерцать его вживую – истинное наслаждение для любителя гор. Здесь же ресторанчик с открытой верандой, лыжами пастора Шлагга ))). На мой взгляд, лучшие трассы Церматта здесь. По указателям едем на «14» – в северное ущелье, далее «15» – крутая и бугристая, скорее всего не ратрачат специально, но вид на горы – офигительный. Дальше «9» – пологая серпантином в лесу.
Дальше креселка от Patrullarve до Blauherd, опять гондола с дискотекой и Rothorn Paradise. Можно перекусить. Еда дорогая, одно блюдо порядка 20 Fr = 15 Ойро, но мы экономили на спирте и средний счет обходился в 40 ойро на 2-х за обед с самым потрясающим видом. На обратную дорогу брали термос и бутерброды. В подъемниках времени хватало, чтобы перекусить. Дальше трасса «11», переходящая в «9» – более укатанная, так, что кто не любит бугры – можно по ней. Опять до Patrullarve и вверх до Rothorn. Есть еще 2 черные: от Rothorn – «13», от Blauherd – «8». По последней съезжал – по прямой, быстро и не интересно, на мой взгляд. Еще один подъем на Rothorn и
Начало 14-го (~13:30) – время в обратный путь: «11» трасса, далее левее, «19» и Gant. Если сильно задержался, то в Rothorn можно не подниматься, от Blauherd на подъемник вниз в Gant. От Gant вверх на гандолле до Hohtalli и по «44» спускаемся в Gornergrat. Там все время левее (надо не уехать обратно в Gant) до Riffelberg, проезжаем под поездом, и параллельно тоннелю, похожему больше на винный погреб, спускаемся по «49», «41», «42» на промежуточную станцию до Furi. На обратной дороге всегда смотрите подсказку – указатель на Cervinia/Italy. В Furi либо делаем пересадку на яйца Matterhorn Express, проезжаем без пересадок Schwarzee paradise и едем до конечной Trokener Steg (на карте была отмечена пересадка в Schwarzee paradise), либо садимся на гондолу до того же Trokener Steg, если она открыта. Гондола быстрее, но ее почему-то часто закрывают, и еще в Matterhorn Express мы пили термос. Только сперва запомните, где какие остановки и будьте готовы к резкой высадке, т.к. мы поначалу путали подъемник Furi - Riffelberg и Matterhorn Express – пересадка между ними.
В Trokener Steg нужно попасть не позже 15:30. Оттуда идет еще одна гондола на Klein Matterhorn (Matterhorn paradise), последняя, кажется, в 16:05, но лучше не проверять. Или бугели до Plato Rosa, но они тоже закрываются примерно в это же время. Мы видели, как снизу «гондолъеру» кричала итальянка – и ее подождали, пока она забралась в последнюю кабинку. Мы решили, если не будем успевать – попробуем договориться со снегоходами – там спасатели на них разъезжают – может, вышло бы дешевле, чем снимать номер на ночь в Церматте или брать такси за 300 евро. Обратным бугелем не пользовались, т.к. вид с Klein Matterhorn стоил того, чтобы преодолевать тоннель в скале с «запахом цемента», длиной метров 70 и недостатком кислорода (здесь я его впервые почувствовал, наверно, это из-за того что тоннель плохо проветривается и толпа, идущая по нему с лыжами, съедает весь кислород). Из тоннеля, если ехать не на последней гондоле, можно подняться на лифте, а потом по лесенке на смотровую и зафиксировать 3883м, Маттерхорн вид с боку и потрясающую панораму Итальянских Альп на фоне заката.
Горка рядом, до которой ведут бугели, 3890м, но последняя очередь была закрыта – может, на лето берегут. Итак, из тоннеля выходим, дышим, и спускаемся по «85» (все время левее) к Плато Роза. Перед пологим участком не забываем разогнаться. Дальше два варианта: либо налево на «7»-ку, которая к этому времени порядком оббугривается, и вниз до самой нижней станции и в прокат, сдавать снарягу.
Либо направо опять в сторону Церматта, НО (!) здесь надо, чтобы кто-нибудь подсказал поворот налево, на «80» трассу (нам спасатели подсказали, выпроваживавшие нас в 17:00 из ресторана в Плато Роза, им надо говорить не в Червинию, а в План Мезон), либо с утра, когда начинаете спускаться от Плато Роза, зафиксируйте левый поворот (там есть указатель на Cervinia). Так вот, нам надо на этот поворот, но если пропустите – потом расскажите всем, как ночевать в Швейцарии с шенгенской визой, т.к. обратно сюда уже не подяться в этот день.
За поворотом проезжаем некое подобие ворот в скалах и открывается итальянская долина и закат в пиках и облаках.
Дальше спускаемся по красным трассам, кто куда. Имейте в виду, подъемники уже закрыты и направление на отель, если он на горе, надо выбирать, чтобы не промахнуться. Нам все время левее: «6», «6bis», План Мезон, «5», «3», «3bis» и
17 – 17:30 наш отель (с «3bis» можно съехать прямо на крышу, а оттуда на крыльцо 2-го этажа и по лестнице на 1-й, но можно и объехать, снять лыжи и пройти 20 шагов мимо гаража с мусорками). Мы выбирали такой способ возврата в Италию, т.к. к отелю можно было попасть именно с План Мезона. А если спускаться вниз от Плато Роза по 7-ке, пришлось бы связываться с шаттлами, такси или пешком, но у кого отель ниже или на другой стороне, наверно, имеет смыл спускаться традиционно по «7». Кстати, «3bis» и «7» заканчиваются вместе внизу у нижней станции.
По советам решили потратить полдня на Valtournenche – не пожалели. С утра поднимается через План Мезон, Lagi Cime Bianche, креселку «Z» до Colle Sup. Cime Bianche. Здесь открывается панорама Итальянских Альп.
Вниз на юг идет небольшая трасса «12», спускаемся, садимся на креселку «g» и поднимаемся к началу трассы «1». Можно съехать за 20 минут, можно за 40, если останавливаться на фотки. На высотах от 2800 – 2200 обычная красная трасса, где пологие переходы и развороты чередуются ступенчатыми крутыми спусками, средняя скорость порядка 50 км/ч, и горы, горы, горы…
А вот от 2200 до 1700 начинаются более длинные скоростные участки, частично окруженные деревьями и более походящие на черные. Здесь мне удалось зафиксировать 74 км/ч, с учетом, что ехал не по прямой. Разгонялся и побыстрее, но без GPS. От 1700 до 1500 ведет пологий серпантин, начинающийся с проезда через мост, потом тоннель, потом уже в самом городе параллельно автотрассе и подъемник «d».
Дальше две креселки и снова у начала 1-й трассы. Мы спустились по ней три раза, прежде чем отправиться в Швейцарию и в последний день еще 1 раз. Дальше съезжаем в обратную сторону по «10» буквально 50 м к бугелям «h» и поднимаемся на них до Colle Sup. Cime Bianche. Оттуда вниз правее по кусочкам «7» до Lagi Cime Bianche и вверх на Плато Роза в Швейцарию, если время позволяет.
А вот изучение левых швейцарских трасс (если смотреть из Италии в Швейцарию – они будут левее) оказалось впустую потраченным временем. Это район Matterhorn Cervino и Schwarzsee paradise. Сюда попасть можно, спустившись от Плато Роза до Trokener Steg, и затем, сев на креселку «v» подняться до Furggsattel. Трасса 69, проходящая ближе всего к подножию Маттерхорна, была закрыта всю неделю. Вниз идет 1 красная «70». В принципе, обычная красная трасса, но мы попали на ней в непогоду и не смогли оценить красоту близости к Горе.
Кроме того, из-за падающего и лежащего снега невозможно было ехать быстро и на пологих участках пришлось переходить на «шаг». Спустившись в Schwarzsee paradise, мы решили попробовать самую левую «52» трассу и сделали вывод: по «52» трасса НЕЛЬЗЯ съехать на горных лыжах или сноуборде! Сначала это обычная красно-синяя трасса, но потом она переходит в длинный лесной серпантин, по ошибке обозначенный красным цветом. Это пешеходная дорожка длинной пару км или трасса для беговых лыж. Она идет, в основном, горизонтально, но есть участки метров по 50 вверх, где приходится снимать лыжи, пехать пешком! Мы потратили 40 минут на это безобразие и даже хотели пожаловаться в администрацию курорта, но время жалко было. Теперь будем писать им по мылу, чтобы внесли изменения в схемы трасс. Рядом с нами шли еще человек 10 и матерились на разных языках! Но это был, пожалуй, единственный минус на швейцарской стороне. В конце трассы, рядом с подъемником Furi мы зашли в ресторан. Было уже около 15 часов и нас спросили, не из Италии ли мы и что мы не успеем у них поесть. Мы попросили что-нибудь на «take out», взяли 2 сэндвича, залили у них (!) свой термос чаем и с пожеланиями «good way to Cervinia» отправились к подъемнику, в котором все это и съели.
Реально я катаюсь третийй сезон. До этого была Андорра и «Маркофкен». По сравнению с этим курортом это небо и земля в прямом смысле слова. Хотя сервис в Австрии на порядок выше, а цены ниже, но такие Горы стоят того, чтобы неделю (а лучше две) пожить в суровых условиях и видеть эту красоту и величие! Думаю, что все предыдущие поездки куда бы то ни было (включая пляжные, экскурсионные, походные и т.д.) стоят после этой. Маттерхорн потряс мое воображение и зарядил ожиданием следующего сезона, в котором непременно нужно будет посетить это место еще раз.
Автор: Артем К.
Рядом с трассой 52 идет пешая тропа Цермат-Фури-Штафель-Шварцзее
http://www.zermatt.ch/en/page.cfm/erlebnis...afel_schwarzsee
Здесь видно как близко
http://www.zermatt.ch/de/page.cfm/pp_gornergrat
http://www.zermatt.ch/de/page.cfm/pp_matte...lacier_paradise
Вы наверно где-то ошибочно ушли с трассы и на нее съехали