Антон Миронов когда-то был тележурналистом. А сейчас он владелец горнолыжной трассы в Новосибирской области. На весь проект у него ушло около $25-30 тыс.- честно заработанная и отлежавшая несколько лет на депозите зарплата. В нынешнем году трасса окупилась, в следующем владелец надеется получить прибыль в 60%.
"Горнолыжка" на бумаге
По словам Антона, идея построить "горнолыжку" к нему пришла еще в университете, когда на семинаре всей группе было предложено составить и просчитать какой-нибудь бизнес-план. Антон вспомнил, как ездил на каникулы домой, и его осенило: "Практически все зимние каникулы я катался на горных лыжах, правда, на дорогу до склона и обратно уходило по шесть часов". В своем бизнес-плане Антон расписал "идеальную горнолыжку" в черте города. На ее строительство требовалось примерно $100 тыс. "Естественно, тогда я о таких деньгах даже и не мечтал, поэтому, благополучно сдав зачет, тут же и забыл про свою идею".
Деньги у Антона лежали на депозите с неплохим процентом, и он решил, что капиталы должны, наконец, заработать.
Если же капиталов, которые могут заработать, попросту нет, а толковый бизнес-план готов, то выход из ситуации как всегда - поход в банк.
Учитывая опыт Антона Миронова, который на строительство трассы потратил $25 тыс., то есть раза в два меньше стоимости самой плохой московской квартиры, эту самую квартиру можно продать. Или заложить. Или взять под нее кредит на любые нужды, который сегодня предлагают некоторые банки.
Другой вид кредита, на развитие бизнеса, также доступен практически во всех банках.
Например, "Уралсиб" предлагает на срок до 36 месяцев сумму от 5 тыс. до 6 млн руб. при процентной ставке в 19% годовых. В качестве залога банк требует автотранспорт, торговое и производственное оборудование, товары в обороте, личное имущество, недвижимость и прочее имущество - то есть все то, что у любого человека, решившего начать собственное дело, как правило, имеется.
В свою очередь Райффайзенбанк осуществляет среднесрочное кредитование инвестиционных проектов, связанных с затратами капитального характера, и выделяет на нужды заемщика до $5 млн. Срок кредитования - до трех лет, целевое же назначение - затраты капитального характера, связанные с расширением, техническим перевооружением, модернизацией действующих производств. Правда, у Райффайзенбанка более высокие требования к заемщику и к ситуации вокруг его бизнеса. Так, в качестве основных требований банк перечисляет реализацию проекта в отраслях, определенных банком в качестве приоритетных, наличие территориального учреждения банка в том регионе, где реализуется проект, вложение заемщиком не менее 30% собственных средств и даже такой параметр, как наличие поддержки местных органов власти. К счастью, у Антона были собственные средства, не растраченные на веселую студенческую жизнь, поэтому ему не требовалось улаживать формальности, связанные с обращением в банк. Но, естественно, у него было много своих, "горнолыжных" проблем и проволочек.
"Горнолыжка" в реальности
Для начала Антон Миронов решил проверить, насколько реально в Новосибирской области построить толковую горнолыжную трассу. Приехав на несколько дней в свой родной город и посетив две трассы, где по выходным катались горожане, Антон заметил, что для спуска там ничего не было сделано.
"Увидев, что на склонах нет ни трамплинов, ни пайпов, я определил целевую аудиторию своей будущей "горнолыжки" - любители экстрима и горнолыжники, которые будут кататься в будни по вечерам". Затем было определено место для будущей трассы - городской парк. Как вспоминает Антон, он серьезно опасался, что ему не сдадут в аренду лог, где он намеревался развернуть свое строительство.
Некоторое время он изучал закон Новосибирской области об аренде земли, согласно которому выходило, что земли под спортивно-развлекательные сооружения арендуются на льготной основе. "Так что аренда земли мне обошлась вдвое меньше, чем я планировал,- я плачу 134 тыс. руб. в год двумя частями".
Следующей большой сложностью стала покупка самого оборудования для трассы - никак не удавалось найти недорогой подъемник и ратрак- трактор для трамбовки снега.
По словам Миронова, импортные подъемники стоят от $50 тыс. и выше, при этом их еще надо растаможить. А ратрак, пусть и подержанный, стоит порядка $100 тыс., то есть весь бюджет предполагаемой "горнолыжки".
На поиск подъемника ушло около полугода. "Я уже совсем было отчаялся, когда наткнулся на пресс-релиз одного конверсионного завода, который производит подъемник БМВД стоимостью $10 тыс. А подходящий ратрак я так и не нашел.
Помогла смекалка друга, предложившего купить снегоход "Буран" и прицепить к нему "приблуду", как он ее назвал,- что-то вроде специального плуга. Получился замечательный агрегат - раз в неделю трамбует трассу вполне сносно". С покупкой "Бурана" и "приблуды" Антон из сметы не вышел: на "новосибирский ратрак" у него ушло еще $3,5 тыс.
В итоге проект обошелся его хозяину примерно в $25 тыс.- было необходимо расчистить лог в городском парке, сделать подъездные пути, соорудить трамплин, пайп, проплатить чиновникам определенную сумму за необходимые разрешения. "Мне очень помогли друзья,- вспоминает Антон,- именно они все обустраивали на месте, я только прилетал раз в месяц и контролировал ход работ".
"Горнолыжка" в перспективе
По расчетам трасса должна была окупиться примерно за один сезон, к тому же сезоны в Сибири длинные. Однако на деле вложения вернулись к нему только сейчас - через полтора сезона. "А все потому, что я сначала ввел плату за каждый подъем, а многим это оказалось не по карману, и трасса была загружена не полностью. В этом сезоне я исправил ошибку- ввел почасовую плату в 200 руб. Сезон у нас долгий, через три месяца мое предприятие окупилось и теперь приносит прибыль. В следующем году рассчитываю на норму прибыли 60%".
Строительство горнолыжных трасс - не самый распространенный бизнес в России, хотя спрос на подобные услуги, безусловно, есть. Большая часть россиян предпочитает местным зимним курортам трассы Франции, Швейцарии, Австрии. При этом неплохие "горнолыжки" построены в Краснодарском крае на Красной поляне. Причина, по которой строительство горнолыжных трасс в России ведется не очень активно,- это, безусловно, высокая рискованность.
Помимо сложностей, сопряженных с возведением трассы, одним из непростых моментов остается реклама. Причем реклама не столько самой "горнолыжки", сколько данного вида спорта и отдыха в целом. В сознании большинства людей горнолыжный спорт наравне с гольфом и теннисом остается прерогативой состоятельных людей. И как только этот стереотип будет сломан, инвестиции в строительство горнолыжных курортов на территории России перестанут носить рискованный характер и займут свое место среди стандартных видов малого бизнеса. Таких как аптечное дело, индустрия развлечений, ресторанный бизнес, производство продуктов питания, розничная торговля и т. д.
Подъемник для денег. Для запуска горнолыжной трассы достаточно $25 тыс.
Источник: Деловая газета "Бизнес"
Комментировать