Новогодние каникулы окончились, и снова возобновилась активная подготовительная работа к Зимней Олимпиаде – 2013. В начале текущего года список предприятий, занятых в этом процессе пополнился новым партнером – Тверским вагоностроительным заводом. Его коллектив уже приступил к выполнению договорных обязательств по выполнению заказа от ОАО «Федеральная пассажирская компания», являющейся дочерней компанией Российских железных дорог.
Напомним, что согласно контракту, ТВЗ обязуется к 2013г. разработать и предоставить заказчику готовые вагоны, общее количество которых достигает 50 штук, из которых северокавказским филиалом ФПК будет сформировано 3 состава.
Как сообщает промышленный портал России в своих новостях, в заказ входит изготовление 41-го пассажирского купейного вагона со стандартными 4-х местными купе (64 спальных места); 3-х пассажирских купейных вагонов класса СВ с купе на 3 места (30 спальных мест); 3-х специально оборудованных «штабных» вагонов, предназначенных для начальника поезда; и пассажиров, требующих специальных условий (50 спальных мест); и, наконец, 3-х вагонов-ресторанов (в баре одновременно могут обслуживаться 6 человек, в зале – 48).
В конструкции вагонов будут использованы агрегаты, не требующие частого ремонта, поэтому затраты на эксплуатацию составов максимально минимизируются. Скорость эксплуатационного хода состава – 160 км/ч. В первую очередь, эти составы будут направлены на обслуживание гостей Олимпиады. Согласно запланированному плану работ, один из составов будет складываться из 15-ти двухэтажных вагонов, а 5 вагонов будут стоять в резерве, для экстренных случаев.
Двухэтажные вагоны – не новинка на российской железной дороге, хотя они были, скорее, не практической, а научно-технологической разработкой, которая не получила широкого распространения. Так, первый дуплекс на ТВЗ был сконструирован еще в начале прошлого века (1905 г.), затем в 1960 г. конструкторы завода разработали двухэтажный вагон туристического плана, который сейчас находится в музее железнодорожного транспорта в Ташкенте (бывшая союзная республика Узбекистан). Сегодня в некоторых странах Евросоюза (Бельгия, Германия, Швейцария) двухэтажные вагоны Shinkansen E1, Shinkansen E4, TGV Duplex уже зарекомендовали себя удачной технической разработкой. В указанных странах двухэтажными вагонами и вагонами купольного типа оснащены пригородные и туристические поезда. В европейских туристических двухэтажных вагонах дополнительные посадочные места служат смотровыми площадками, а нижняя часть вагона занята под кухню (иногда не нижнем ярусе устанавливается открытая галерея с креслами). Европейская практика показала, что главной сложностью производства двухэтажных вагонов является тот факт, что высоту верхней части такого вагона нужно будет конструировать с учетом высоты контактного электрического провода, с одной стороны, и туннеля, с другой.
Руководство Тверского вагоностроительного завода, в рамках выполнения взятых на себя обязательств, планирует, что на испытания в режиме реальных условий, три первых вагона смогут быть подготовлены уже в этом году. В случае успешного тестирования, образцы будут предоставлены в распоряжении сертификационной комиссии. А завод в этот период будет обязан подготовить максимально выгодный производственный цикл для серийного изготовления российских дуплексов. В пресс-релизе ТВЗ сообщается, что двухэтажные российские вагоны своими конструктивными особенностями отличаются от всех известных образцов вагонов. Во-первых, такие вагоны увеличивают объемы грузоперевозок, во-вторых, в них применяется европейский принцип экономии средств – низкое расположение входной двери, для которой на станциях будут использоваться более дешевые короткие платформы.
Следует отметить, что над оптимальной технологией конструкции двухэтажного вагона, Тверской вагоностроительный завод работает уже более двух лет. Первый подготовленный ими образец проходил «полевые» испытания в начале 2010 г. в Институте вагоностроения в Твери. Тестирование показало, что существенной доработки требует система безопасности двухэтажного вагона – смещение центра тяжести на высоту привело к тому, что возможность увеличения риска опрокидывания вагона возросла в несколько раз. А несколько месяцев назад, положительной оценки и утверждения Российских железных дорог удостоились опытные образцы вагона-ресторана и обычного 4-х купейного вагона. Если сертификация пройдет успешно, РЖД получит великолепную возможность удвоить число пассажиров и при этом сохранить уровень комфорта и сервиса.