Говорить будем о горных лыжах. Со сноубордом, к сожалению, не знаком. Поездка по России, в автомобильной доступности (до 1500 км). Преимущества снаряжения от разных производителей не обсуждаем. Чуть-чуть поговорим об экономии дензнаков.
Решил выложить обновленную и дополненную по замечаниям из комментариев версию.
Разделы:
- До поездки. Одежда и снаряжение - что купить, что взять в прокате.
- В какой компании и на чём добираться до Горы.
- Правила поведения на горнолыжном склоне. ОЧЕНЬ ВАЖНО!
- Как снарядиться на Гору. Одеваемся в номере и прокате.
- Как подняться на Гору.
- Кто будет учить Вас первым шагам (скаткам).
- Какое время года, день недели и час выбрать для Первого раза.
- Что поделать вечером.
ВступлениеИли «Зачем эту муть написали?»
Принимаем как данность тот факт, что Вы уже решили встать на горные лыжи и собираетесь в свой первый горнолыжный вояж. Конечно, это отдых. Вы едете туда на позитиве, но горные лыжи не зря называют экстремальным видом спорта и отдыха. Существует множество организационных мелочей, простых правил техники безопасности, несоблюдение которых может превратить вашу первую поездку в последнюю.
Пример из моей жизни: девушка вышла первый раз на Гору, проехала первые 50 метров на очень пологом участке, и в неё на большой скорости врезался другой «горнолыжник». Итого – у девушки легкое сотрясение мозга, и больше в Горы она не ездит.
Мораль: была бы в шлеме – каталась бы и дальше с удовольствием.
Итак, будем говорить о всякой ВАЖНОЙ ерунде.
1. До поездки. Одежда и снаряжение - что купить, что взять в прокате
Давайте просто перечислим одежду и минимальное снаряжение горнолыжника.
Одежда: термобельё (трико и майка), носки-гольфы, кофта из флиса (или подобного материала), брюки и куртка с "дышащей" мембраной (испаряющей пот и не пропускающей воду с поверхности внутрь), подшлемник (для холодного времени года) или просто чулок на голову, перчатки или варежки (могут быть с мембраной).
Как это всё вместе работает?
Вы катаетесь, под штанами и курткой Вы усиленно потеете, синтетические материалы, из которых сделаны термобельё и кофта, очень хорошо впитывают пот и передают его от нижнего слоя верхнему (от тела - термобелью, далее флиске, далее, допустим, куртке), через мембрану куртки пот испаряется. Процесс этот происходит настолько активно, что сильно мокрым весь этот пирог не бывает, и если Вы войдете в тёплое помещение, то через 10 минут будете абсолютно сухим. Если заменить хоть одну из составляющих на не синтетическую, процесса «высыхания» не будет, и Вы будете всё время мокрым и можете простынуть. Так что вещам из чистой шерсти и хлопчатобумажным вещам вход на Гору заказан. А снаружи - мокрый снег (весной и осенью), дождь. Так вот, мембрана вашей куртки и штанов должна не пропускать эту воду до вашего нежного тела. Ну и защищать от ветра, разумеется. Дешёвые комплекты штаны+куртка (3000-5000 руб.) никакой мембраны, естественно, не имеют, от них лучше отказаться сразу. Лучше чуть-чуть переплатить и купить комплект с мембраной.
Снаряжение: ботинки горнолыжные, лыжи, палки, шлем горнолыжный, очки горнолыжные (маска).
Аксессуары: тонкий кошелёк.
Теперь остановимся на каждом элементе подробнее.
Одежда:
Термобельё (трико и майка). Я предлагаю купить эти вещи до поездки. По чисто гигиеническим соображениям. В прокатах термобелья нет, ну а в жизни оно вам пригодится для занятия любым активным видом спорта на открытом воздухе.
Носки-гольфы. В прокатах тоже, как правило, нет. И для другого спорта сойдут. Так что - покупаем.
Кофта из флиса (или подобного материала). Кофты в прокатах бывают. Но лучше созвониться с прокатом заранее и уточнить. Я бы взял напрокат у друга. Как правило, у горнолыжников со стажем имеется не одна «флиска».
Брюки и куртка с мембраной. В прокатах бывают (уточняйте заранее наличие), но самые дешёвые. Лучше купить. Сейчас в таких куртках и штанах разгуливает вне работы каждый второй - пригодится в быту.
Подшлемник, он же - балаклава (для холодного времени года). Покупаем из гигиенических соображений. Берте самый тонкий.
Перчатки или варежки (могут быть тоже с мембраной). Берем в прокате или у друзей. Стоят они недёшево и применить их вне горных лыж особо негде.
Снаряжение:
Ботинки горнолыжные. Берем в прокате, однозначно. Может, горные лыжи вам не понравятся, останется только продать их за полцены. Если уж так хотите купить, скатайтесь пару раз на прокатных, затем сделайте уже более осознанную покупку.
Лыжи. Всё то же, что и с ботинками. Лыжи, как, впрочем, и ботинки - самый тонкий и сугубо личный элемент всего горнолыжного снаряжения. Единого мнения быть не может. Помимо марки (производителя), нужно выбрать модель. Так что предлагаю опросить как можно больше доступных вам экспертов и попробовать обязательно самому в прокате несколько разных лыж. Правда, чувствовать разницу Вы сможете не раньше 3-5 поездки. Есть, правда, универсальное правило: если Вы будете очень часто кататься, то сменить лыжи начального уровня (как правило, более мягкие и короткие) вам захочется очень быстро.
Палки. Брать палки перед первыми поездками точно не стоит. Тому есть несколько причин. Во-первых, есть универсальный способ выбора длины палок (консультанты в магазинах Вам помогут), но на разные виды катания нужна разная длина палок. Для карвинга - длиннее, для фрирайда с его низкой стойкой - короче. Обкатаетесь, потом и определитесь с длиной и моделью (а их множество). Во-вторых, применить палки можно ещё разве только в трекинге, при этом палки должны быть телескопическими, чтобы в сложенном виде было удобно к рюкзаку пристёгивать. Лично я катаюсь сейчас с такими телескопами, и в трекинг можно взять, и при смене погоды (ну, допустим, снегу за ночь навалило) можно оперативно, за 2 минуты, изменить длину палок на нужную.
Шлем горнолыжный. На этот счет у меня нет однозначного мнения. Из гигиенических соображений, вроде, надо брать свой шлем сразу, особенно - если катаешься без подшлемника. С другой стороны, если взять самый дешевый шлем с ценой 1500 руб., вроде и не так дорого. Главное, при покупке шлема меряйте его с подшлемником, иначе потом может и не налезть. Шлем должен сидеть на голове плотно, но не давить и не болтаться, уши в раковинах не должны ни с чем соприкасаться. Любой малейший дискомфорт через 4 часа катания в шлеме превратится в боль. Те же правила действуют при выборе шлема в прокате. К сожалению, кроме горных лыж, применить данный шлем нигде больше нельзя (правда, с натяжкой, можно надеть его при катании на снегоходах, но оригинальные снегоходные шлемы несколько другие).
Очки горнолыжные. Это уже более универсальное снаряжение. Можно надеть при катании на снегоходах, квадроциклах, при восхождениях (наверное, я сам этим не занимался). Опять же, из гигиенических соображений, лучше купить самые дешёвые очки сразу. Если Вы не брезгливы - возьмите в прокате. Еще раз напоминаю о необходимости проверять наличие снаряжения в прокатах заранее. Если впоследствии лыжи стали частью Вашей зимней жизни, то лучше на очках не экономить и купить более продвинутую модель. Ведь от обзора и прозрачности очков зависит Ваша безопасность на Горе.
Аксессуары: Тонкий кошелек. Смешно, да. Но, когда Вы выйдете на Гору, а Ваши карманы будут переполнены абсолютно ненужными вещами, такими, как: толстый кошелек с кучей «нужных» на Горе кредиток, дисконтных карт и прочего хлама, мобильный телефон, рация (могут бывалые друзья подсунуть), и т.д. - будете ощущать себя обвешанной новогодней ёлкой. Всё это будет выпирать из карманов, плюс еще тяжеленные лыжи и палки надо нести. Короче, берите только самое необходимое на 2 часа катания, причем в минимальной по объему "комплектации". Брать на первые выезды на Гору рюкзак - это уже перебор. Уточняю, что мы собираемся кататься по подготовленным склонам, про внетрассовое катание (фрирайд) - не в этой статье.
В заключение раздела:
Брать громоздкое снаряжение, на мой взгляд, лучше прямо на горе. Кто-то скажет, что в городах, удаленных от горнолыжных курортов - дешевле, но в предложенной мною стратегии есть плюсы:
1) Не надо таскать громоздкое и тяжёлое снаряжение в дороге.
2) Вам нужно будет место, чтобы надеть снаряжение (если только Вы не живете в отеле с катанием "от порога").
Там же, в прокате, можно бесплатно оставить в камере хранения свои вещи (ботинки, сумку). Если Вы ничего не брали в прокате, за камеру хранения придется заплатить. Выбирать прокат лучше максимально приближенный к подъемникам - меньше придётся тащить на себе лыжи и палки. Да, да, каждый таскает свое снаряжение сам, и инструктор, дамы, вам не поможет. Здесь работает принцип "любишь кататься, люби и лыжики носить".
2. В какой компании и на чём добираться до Горы
Насчёт компании. Идеальный вариант - ехать в компании опытных райдеров, хорошо знающих район катания. Ещё лучше (и дешевле), если Вашим обучением займется один из этих райдеров. Знание региона катания поможет избежать мелких неприятностей и сюрпризов. Ехать очень далеко от вашего дома в первый раз не стоит, вдруг Вам не понравится катание на горных лыжах и тогда Вы будете вынуждены скучать в отеле, пока Ваши товарищи будут кататься.
Насчёт транспорта. Я предпочитаю путешествовать на машине. Данный вид транспорта применим на расстояниях не более 1500 км в одну сторону. Какие плюсы у путешествий на авто? Практически не таскаешь снаряжение и одежду на себе, нет пересадок, можно взять неограниченное количество багажа, всегда можно изменить маршрут и заехать куда-нибудь ещё. Минусы: тяжело рулить и долго сидеть неподвижно, на трассе на кузове машины появляются сколы, лобовое стекло частенько от камней "трещит". Если водитель не имеет опыта дальних поездок, лучше воспользоваться альтернативным видом транспорта.
3. Правила поведения на горнолыжном склоне. ОЧЕНЬ ВАЖНО!
До того, как Вы выйдете на Гору, обязательно прочитайте «Белый кодекс» или «Правила поведения на склоне ФИС» - это универсальные правила поведения на горнолыжном склоне. Правила эти написаны потом и кровью, в прямом смысле. Труды сеи не объемны, прочтение их не отнимет много Вашего времени, но поможет сохранить здоровье, а иногда, даже и жизнь.
4. Как снарядиться на Гору. Одеваемся в номере и прокатеОдеваемся в номере гостиницы
В гостиницах на горнолыжных курортах, как правило, на первом этаже, есть комната для снаряжения, с местом для установки лыж и кабинками под остальное снаряжение. Это удобно, не надо таскать наверх, в номер, ботинки, лыжи, палки. При заселении оставляем это всё внизу. Есть сушильные комнаты. Вечером, после катания, в них можно развесить штаны, куртки, перчатки и ботинки для просушки. Для ботинок есть специальные аппараты разных конструкций - на месте разберётесь. Если Вы живете в месте где нет специальных сушилок для ботинок, то предлагаю взять с собой обычные электрические сушилки для обуви (те, которые внутрь вставляются), ибо кататься в мокрых ботинках — отвратительно! Не переживайте, никто не украдет у Вас снаряжение, в отелях такого почти не бывает. Термобельё и носки лучше сушить в номере, а если всё снаряжение принесете в номер - задохнетесь.
В номере - сначала надеваем термобельё. Затем носки. Если у Вас длинные термоштаны, то носки должны быть надеты поверх термоштанов, причём спереди не должно быть ни одной складки. Иначе при катании Вы натрёте ноги мгновенно (есть вариант, закатать термоштаны выше термоносков, но я таким не пользуюсь, либо нужно покупать термобриджи). Термомайку заправьте в термоштаны, чтобы не поддувало снизу. Флиску заправьте в горнолыжные брюки, опять же, чтобы не дуло снизу. Берём куртку, подшлемник, перчатки, очки и шлем, идём вниз, в комнату для снаряжения. Идём в сланцах или тапочках. После дня катания будет невероятно приятно, сняв горнолыжные ботики, пройтись в свободных тапочках. Просто кайф, поверьте! А позавтракать не забыли? Позавтракайте обязательно. На Горе Вы быстро проголодаетесь, и надо будет идти в кафе или гостиницу, тратить на это драгоценное утреннее время, когда склоны ещё не раскатаны оголтелыми туристами.
Надеваем и застегиваем ботинки. Занятие это непростое, лучше попрактиковаться (если есть возможность) заранее. Если вдруг Вы неправильно наденете ботики, всё катание может пойти насмарку, Вы просто натрёте ноги. Вставив ногу в ботинок до конца, чуть вытащите (поднимите) пятку, буквально на 3-5 сантиметров, и затем обратно вставьте. Это позволит разгладить образовавшиеся при надевании ботинка складки на носках. Горнолыжные брюки надеваем поверх ботинок. Не смейтесь, видели оригиналов, запихивающих брюки в ботинки. Представляете, как они натрут себе ноги.
Ни в коем случае не оставляйте сумку с горнолыжными ботинками на ночь в машине. За ночь ботики задубеют, и надевать утром их будет очень тяжело и неприятно. Всегда в тепло.
Застёгиваем все карманы, иначе всё Ваше имущество посыплется в снег, как горох, при первом же падении, или когда Вы едете на подъёмнике. В сугробе его найти будет почти невозможно.
А деньги! Деньги взяли? На поесть на Горе, на выпить, на оплату подъёмников. Бюджет на день лучше просчитать заранее. Есть на Горе - недёшево. На большинстве российских горнолыжных курортов оплату принимают только наличными. Так что обеспечьте их присутствие в кошельке заранее.
Всё, лыжи, палки в руки, и на улицу!
Катаем от порога. Либо у Вас есть деньги, либо хорошие друзья - если у Вас гостиница с возможностью взять в руки лыжи, выйти на улицу, тут же их надеть и покатиться к месту посадки на подъемник.
Идем к подъемнику. Как правильно нести лыжи и палки, тоже надо знать. Лыжи тяжёлые и негабаритные. Складываем лыжи скользящими поверхностями друг к другу, при этом чуть сместив их на 15 сантиметров относительно друг друга, затем опускаем верхнюю лыжу вниз вдоль нижней, при этом они цепляются друг за друга тормозными скобами (ски-стопами). Взваливаете обе соединённые лыжи себе на плечо, причём внизу должна быть лыжа, у которой скоба расположена снизу относительной другой скобы (это когда лыжи стоят вертикально). При этом всё крепление должно быть у Вас за спиной и упираться передней своей частью в плечо. Да, лыжи перевесят назад, но, если положить на носок лыж ту же руку, на каком плече лежат лыжи, они восстановят равновесие. Так идти удобно, крепление не давит в плечо. Обе палки берём за их верхнюю часть в другую руку, и пошли. На палки очень удобно опираться при ходьбе. Вот как-то так, путано.
Едем к подъёмнику. Если до подъёмника надо ехать на машине, можно не вытаскивать с вечера лыжи и палки из машины.
Одеваемся в прокате. С одеванием в прокате почти всё то же самое, что и с одеванием в гостинице, НО. Можно попросить прокатчика помочь Вам с надеванием/снятием горнолыжных ботинок. В хороших прокатах следят за тем, как обуваются/разуваются их клиенты (особенно - девушки), и сами предлагают свою помощь. Если не предложили, не стесняйтесь, попросите помощи сами.
В заключение раздела:
Перед катанием нужно отрегулировать крепления горных лыж под Ваш вес и размер горнолыжного ботинка. Не забудьте это сделать. Это делается один раз для своих лыж, и каждый раз для прокатных (под каждого человека по-своему). Лучше взять в прокат ботинки и лыжи в одном месте, и сразу отрегулировать лыжи. Если взяли в разных, попросите прокатчиков отрегулировать крепления в том прокате, в котором взяли последнее из этой пары. Для регулировки нужны и лыжи, и ботинки.
5. Как подняться на Гору
Казалось бы, странный раздел. Что тут умного, сел на подъемник и поехал. Но я разделю эту процедуру на этапы: изучаем карту местности, какие бывают подъёмники, как происходит оплата подъёмов, как проходить через турникеты подъёмников, как садиться на подъёмник и как, а главное - куда поднимают подъемники.
Изучаем карту местности. Перед выходом на Гору внимательно изучите карту горнолыжного курорт и горнолыжных трасс. Бывает, что не так-то просто добраться до места непосредственного катания. Найти карту можно в туристических центрах – это непосредственно на самом курорте, или на странице курорта в интернете. На больших горнолыжных курортах, на узловых станциях подъемников есть большие электронные карты подъемников, которые подсвечиваю работающие в настоящий момент подъемники зеленым счетом, а не работающие – красным.
Какие бывают подъёмники. Подъёмники бывают: бэби-транспортеры, канатные, бугельные, кресельные (с колпаками и без), гондольные и больше-гондольные (нууу, сам так назвал). Бэби-транспортеры - это ленточные транспортеры маленькой протяженности, метров 30-50. Стоят на учебных склонах и предназначены для подъема детей с очень маленькой скоростью. Канатные - тоже вроде как для детей, но длина склона побольше. Это веревка, протянутая на уровне метра от поверхности земли, и к ней прикреплены с интервалом примерно 5 метров пластиковые упоры длиной 40 сантиметров. Бугельные – это палка, по форме напоминающая швабру, привязанная к тросу. На них подниматься труднее всего для начинающих. Кресельные – это кресла с защитными колпаками от ветра или без них, прикрепленные, опять же, к тросу. Гондольные - это кабины, в которые входят, при этом лыжи оставляют снаружи в специальных креплениях. Внутри есть лавки, и они полностью закрыты от ветра. Больше-гондольные – это огромные кабины, в которые входит до сотни человек и лыжи с палочками все держат в руках. Едут стоя.
Куда и как поднимают подъёмники. До того, как оплатить подъёмник, нужно выбрать этот самый подъёмник. Хорошо, если он один на курорте, а если их много? Вам нужен подъёмник для начинающих с малой протяжённостью и малым уклоном горы. Как правило, с одного края учебного подъёмника можно увидеть его другой край. Оптимальный вариант, если подъемник будет кресельным, а не бугельным. Гондольные и больше-гондольные подъемники перевозят на большие расстояния и на учебных склонах их не ставят. Подниматься начинающему горнолыжнику на бугельном подъемнике сложнее, чем на кресельном. Если уж совсем боитесь подъемников, тогда идите к беби-лифту. На канатном подъемнике, по моему мнению, подниматься тяжелее всего (просто он самый дешевый в монтаже).
Оплата подъёмов. У подножия большинства подъемников (я ездил на горе, где кассы были вверху) находятся кассы, где можно купить электронную пластиковую карту (размером с банковскую), на которую «кладутся» либо деньги, либо абонемент. При зачислении денег за каждый подъем с карты списывается определённая сумма (разные подъёмники могут стоить разных денег), при абонементе: абонементы бывают полудневными, дневными, на несколько дней, месяц и даже сезон. Один раз заплатил, и катайся оплаченный период. Если катаетесь с утра до вечера, абонемент выгодней, если нет, лучше положить деньги. Выбор способа оплаты в России сродни искусству, нужно учесть множество факторов: на российских курортах подъёмники на одной горе могут принадлежать разным владельцам, и они не принимают карты друг друга; оплатив одну карту, Вы привязываете себя к определенным подъёмникам; может случиться, что испортилась погода и оплаченные Вами подъёмники не работают, а работают подъёмники другого собственника, т.е. нужно идти и платить заново. Ну, разберётесь с этим делом со временем. Карта эта, кстати, называется по-английски SkiPass (лыжный пропуск), и она ещё имеет залоговую цену, причем её всегда можно сдать назад в кассе и вернуть залоговые деньги.
Не всегда оставшиеся (не выкатанные) деньги можно в конце отдыха снять с карты. Уточняйте это в кассах заранее. Как правило, их можно выкатать до конца текущего сезона. В другом сезоне остаток средств на карте сгорает.
В прочем, есть подъёмники, на которые продают одноразовые билетики на каждый подъем.
Проходим через турникеты подъемников. Подносим СкиПасс к считывателю, звучит звуковой сигнал или щелчок, проходим через вертушку или проход. Турникеты без вертушки удобнее, но их ставят на новых подъемниках, на старых - вертушки. Как правило, вертушки стоят под открытым небом, и их сильно заносит снегом. Если в начале сезона вертушка упиралась Вам в пояс, то к середине сезона может уже больно ударять по колену - будьте аккуратнее. У некоторых вертушек есть экраны в районе считывателя. После звукового сигнала на них отображается очень важная для Вас информация: если Вы платите за каждый подъем - остаток денег на карте, за минусом этого подъема. Внимательно следите за этой цифрой и вовремя пополняйте карту. Можно отстоять очередь в 40 минут и обнаружить, что денег на карте не хватает. Если у Вас абонемент - отображается время до окончания его действия. Это важно при абонементе на полдня. В зависимости от высоты расположения считывателя турникета, СкиПасс можно положить в карман брюк, карман для СкиПасса на рукаве куртки (возле запястья или на предплечье), в карман на перчатках\варежках. При этом не нужно будет снимать перчатки при прохождении через турникеты - это очень неудобно с лыжами в руках или на ногах.
Садимся на бугельный («шваберный») подъёмник. Вот Вы прошли турникет и ждёте в сторонке своей очереди на посадку уже за турникетом. Надеваем лыжи, если Вы ещё их не надели. Вот подошла Ваша очередь. Дождитесь, чтобы подъезжающий бугель был максимально от Вас далеко (не надо вставать на посадку перед самым бугелем). Встаём вдоль линии подъема, точно под тросом, к которому подвешены бугели. На бугель можно сесть слева или справа (зажимать бугель между ног запрещено). Обе палочки берём в одну руку. Если садитесь слева, то палочки тоже в левой руке, если справа, то в правой. Оборачиваетесь назад через плечо свободной руки и ждете подъезда бугеля. Если на бугеле работают «канатчики», которые помогают садиться на бугель, то этот самый Канатчик поймает рукой подъезжающий бугель, опустит его вниз и заведет его точно Вам под попу. Вам останется только взяться за него свободной рукой. Если Канатчика нет, Вам самому придётся ловить подъезжающий бугель свободной рукой и притянуть его себе под попу. Далее, разворачиваем туловище назад, прямо вдоль линии подъема, и готовимся к рывку - это вас начало вверх поднимать. Сидеть на бугеле не надо, нужно стоять. В координации всех вышеперечисленных действий и поиске баланса при движении состоит трудность подъёма с помощью бугеля.
Чтобы слезть с бугельного «шваберного» подъемника, нужно просто оттолкнуть его (ну или себя от него) свободной рукой в сторону. В конце линии подъёма всегда висят таблички с надписью «брось бугель» - будьте предельно внимательны и не заезжайте дальше этих табличек.
Если Вы садитесь на бугельный подъемник, у которого вместо «швабры» - «блин», все действия те же, за исключением того, что блин нужно заводить между ног, так, чтобы он уперся в Вашу попу снизу. По-другому на него просто не сесть.
Чтобы слезть с бугельного «блинного» подъемника, нужно взяться свободной рукой за бугель на уровне груди, потянуть его чуть вниз и вперед, так, чтобы тащить блин из под попы и провести его вперед между ног. Всё, толкаем бугель вперёд и катим в сторону.
Садимся на кресельный подъемник. Лыжи, опять же, надеваем. Ожидаем своей очереди за турникетом в сторонке. Кресла - достаточно массивные сооружения, очень больно бьют по коленям, ломают палки и роняют невнимательных лыжников. На креслах всегда есть Канатчики. Так же, как на бугеле, встаём на линию подъёма слева или справа, берём палочки в одну руку, причём поднимите их чуть выше, чтобы при посадке они одним концом не упирались в снег, а другим в Вас. Оборачиваемся назад, чуть приседаем, как будто собираемся садиться на стул, но не садимся до конца, а зависаем, и, когда кресло ударит Вас под колени, нужно завершить посадку. Если не присесть, Вы будете не садиться в кресло, а бухаться. Далее, аккуратно опускаем защитную рамку, убедившись, что Ваш сосед по подъёму сел благополучно. Всё, едем и наслаждаемся окружающими видами!
Высадка с кресельного подъёмника даже сложнее, чем посадка в него. Заранее (но не сильно заранее) поднимаем защитную рамку (как правило, на опорах висят таблички: «Подними защитную рамку»), на месте высадки свободной рукой отталкиваемся от кресла вперёд и едем вперёд и сразу в сторону, чтобы кресло не ударило Вас сзади.
В заключение раздела:
Во всех случаях, после высадки с бугеля или кресла, СРАЗУ откатитесь максимально в сторону, чтобы на Вас не наехали поднимающиеся за Вами люди. Типичная картина: слез с подъёмника, остановился перчатки надеть, фотоаппарат достать и т.д., и тут в тебя врезается следующий человек.
Канатчики для того и работают, чтобы в случае Вашего падения при посадке\высадке уменьшить скорость движения подъемника или даже совсем его остановить. Так что не забудьте их поблагодарить, когда они подают Вам бугель или кресло.
ВАЖНО! Ни в коем случае не идите на поводу у своих «друзей», зовущих Вас сразу подниматься на самый верх Горы. Рискуете навсегда приобрести страх катания на горных лыжах - это в лучшем случае. А в худшем - травмироваться при таком спуске, вплоть до очень серьезных травм.
6. Кто будет учить Вас первым шагам (скаткам)
На мой взгляд, лучше всего опросить катающихся друзей или почитать форумы, и сразу пойти на занятие к инструктору, т.е. одному на гору вообще не ходить. Это позволит избежать очень многих неприятностей.
Сколько времени нужно заниматься с инструктором? Я выбирал для себя такую стратегию: первый день - один час занятий с инструктором (можно два, как финансы позволяют), затем до вечера отрабатываем новые знания; второй день - с утра опять час занятий с инструктором, до вечера опять отрабатываем. Ну и так далее.
Второй вариант - это когда Вас будет учить некий старший товарищ. Как известно, Товарищи бывают разные. Если Вам повезет с Товарищем - здорово! Если нет - получите ущербную и некрасивую технику катания. Поэтому я очень настаиваю на варианте с инструктором. Не пожалейте денег, Ваши затраты окупятся с лихвой.
Маленько огорчу Вас, удовольствие от катания на горных лыжах Вы начнете получать не сразу. Только в тот миг, когда вы научитесь более или менее хорошо кататься, горные лыжи откроются для Вас во всей своей красе! Я завидую Вам, у Вас впереди столько новых открытий и ощущений: езда плугом, езда на параллельных лыжах, первые спуски на кантах лыж, ну и так далее.
7. Какое время года, день недели и час выбрать для Первого раза
Катальный сезон условно делится на несколько видов: катание при солнце и при морозе, при солнце и тёплой погоде (вплоть до плюса), катание в метель. На мой взгляд, для первого раза можно выбрать всё, кроме метели и мороза – для катания в этих условиях нужен опыт и дополнительная экипировка (сейчас о ней говорить не будем).
День недели. Лучше выбрать дни с минимальным количеством людей на Горе. Проще нанять инструктора. Проще вселиться в отель. Никто не будет мешать вашим занятиям на склоне. Если Вы не в курсе, на Горе может быть огромное количество народа на один квадратный метр . Таким образом, выбираем будни. В праздничные дни народу еще больше, чем в простые выходные.
8. Что поделать вечером
Тут вариантов немного. Если Вы действительно будете кататься каждый день, у Вас останутся свободными только вечера. Варианты дневных поездок по прилегающим к региону катания окрестностям здесь рассматривать не будем.
Баня/сауна/аква-центр. Бань на горнолыжных курортах множество, лучше с прорубью и на дровах. Записываться в баню лучше заранее, иначе на самое удобное время будет уже всё занято. Аква-центры - вещь замечательная, но они есть только за границей. На поездку в аква-центр лучше потратить целый день.
Ночной клуб. Ну, тут всё ясно. Выбрали самый массовый, откатали, пришли в номер - приняли душ, вздремнули и к 22-00 в клуб! Один минус - не выспитесь.
Бар Апре́ски (apres ski - фр. «после лыж») - в зарубежных оригиналах подразумевается, что Вы с лыжами и одеждой, в которой катались, идёте в бар и тусите там не очень долгое время. Для ночных тусовок есть Ночные клубы.
Боулинг – если есть на курорте (без комментариев).
Спа-салоны в отелях на Горе. Тоже часто встречающаяся штука. Девочки очень любят. Туда ходят многие из тех, кто вообще не катается на лыжах, а ждёт своих спонсоров в Спа-салонах отелей, пока они катаются.
Вечеринка в номере отеля или съемной квартире - частный вариант.
Прошу, рассчитайте свои силы. Если Вы будете весь день кататься, сил на вечернюю тусовку много не останется.
Шопинг. Очень приятно вечером пройтись по магазинам. На зарубежных горнолыжных курортах есть много спортивных магазинов, с ассортиментом значительно шире, чем в их российских аналогах. В продуктовых магазинах можно продегустировать плоды местного сельского хозяйства: сыры, хамоны, вина и т.д. Ну и сувенирные магазины конечно. Отечественные горнолыжные курорты, в лучшем случаем, могут предложить сувенирную продукцию и дары лесов и полей: мед, орехи, лесные чайные сборы, варенья и т. д.
Хорошей катки!
Берегите себя.
Март 2016
Так подробно всё описанно, новичкам точно пригодится.
Только флиску лучше купить сразу, на мой взгляд, она стоит недорого(например сейчас в декатлоне 600р, летом дешевле), и её можно ещё много где использовать: на беговых лыжах, просто на прогулке и т.д.