+27

Подготовка слаломных и спусковых лыж. Сходство, различие, финты

skigagarin Лента автора ср. 23 Ноября 2016 (13:52) Просмотров: 3460 46

Путь к победе на зимнем склоне состоит из многих компонентов. Есть необязательные - например, можно обойтись без таланта и при этом выиграть за счёт удачи: выпал свежий снег, и чем дальше стартуешь, тем более скользким становится покрытие трассы, создавая преимущество для «далеких» номеров, которого не было у безусловных лидеров.
А есть компоненты обязательные. Это основа, на которой базируется абсолютно любой успех на горнолыжных склонах. Одной их таких основ являются лыжи.


У "топовых" производителей всегда есть разделение на лыжи, производимые для спортсменов на контракте (договоре, заключенным между спортсменом и производителем снаряжения) и для магазинов. В них разнится и начинка, и скользящая поверхность (a.k.a. база, скользяк, скользячка, тефлон). Разница может быть очень существенной.

Допустим, нам удалось заполучить хорошую пару, подкупив шефа гоночного отдела фабрики, скажем, бутылкой водки. Предположим, нам удалось купить четыре пары разной жесткости и с разной начинкой для слалома. Что делать с ними дальше — при отсутствии «фирменного» сервисмена, который день и ночь будет колдовать над всеми четырьмя парами? Все очень просто — готовим лыжи самостоятельно.


В первую очередь подготавливаем канты на всех них. Снимаем оберкант (внешняя неметаллическая часть канта, поддерживающая кант), точим на один и тот же градус, на 87, к примеру. На следующий день несём все четыре пары на гору, дабы проехаться на каждой из них и выявить, какая помягче, какая пожёстче. Мягкие лыжи будем использовать на "каше", мягком снеге, жесткие будут отлично держать на льду. Учитывая то, что мы говорим об идеальной ситуации, когда за пазухой есть мешочек Буратино с четырьмя золотыми сольдо, мы идем в сервис-центр. Там отличный специалист, которого нам посоветовал один очень опытный тренер, сделает нам regrinding  (примерно переводится как "перешлифовка" ), иными словами обновит структуру скользячки для того , чтобы удалить все неровности, возникшие еще в следствие транспортировки и после первой рабочей нагрузки на снегу.


В идеале, цикл «катание - regrinding» надо повторить 3-5 раз. Хотя для слаломных лыж достаточно и одного-двух раз. При этом там же еще заказываем заточку канта со стороны базы: 0,3-0,7 градуса для мужчин, 0,5-1,0 - для женщин. Чем больше градус с этой стороны, тем сильнее надо закантовать лыжу для выполнения поворота.


Итак, завтра у нас этап Кубка мира по слалому. Склон ледяной. Стоит легкий мороз -5 градусов. Точим канты. Шлифуем их со стороны базы мягкой наждачкой на 600 - она уберёт заусенцы , а с внешней стороны сперва проходимся алмазником на 600, потом доводим полировочным камнем. Итог - одинаково острый по всей длине лыжи кант без единого заусенца.


Далее с помощью туалетной бумаги и смывки (не содержащей ацетона! Ибо он убивает скользяк, делая его плотным и твердым, что лишает мазь доступа к структуре лыжи: просто не за что будет цепляться) удаляем грязь со скользячки; очень осторожно проходимся мягкой стальной щеткой, дабы открыть структуру лыжи. Затем следует оплавка высокофтористой (HF, high fluor) мазью - чуть более холодной, чем температура по прогнозу на завтра. Лед очень агрессивен и в один момент сдирает мягкие мази. Например, в Леви в этом году отлично ехала HF -10...-30 при температуре воздуха -7...-10, без ускорителей-порошков и таблеток (по заявлению производителей, подобные порошки и таблетки должны давать ощутимую прибавку к скользкости на первых 100-300 метрах).



Мазь должна лечь ровно, чтобы получилась почти зеркальная поверхность. Утюгом надо пройтись по лыже три раза (в идеале у него должна быть толстая подошва толщиной 1,5-3 см и цифровой температурный индикатор). Не задерживаем его долго на одном месте, дабы не перегреть лыжу. Ориентироваться можно по влажному следу за утюгом, который должен быть примерно 10см длиной.


Далее циклим скользящую проверхность (см. картинку), проходим вручную медной щеткой, полируем сперва роторной нейлоновой щеткой, а после - конским волосом. При этом не задерживаемся с последними двумя щетками долго на одном месте, чтобы не спалить скользяк. Всё - лыжа готова.

Отлично, но если мы хотим выиграть не только слалом, но и этап по скоростному спуску, то можно ли просто повторить вышенаписанное? Можно. Однако, здесь тоже есть свои нюансы. Например, две одинаковые пары с одинаковой структурой и мазью могут скользить по-разному. Потому берётся 10 пар и среди них на тестах выбираются самые скользкие.


База у спусковых лыж -- самый главный элемент. Поэтому при заточке кантов на нее необходимо ровным слоем клеить скотч.
Угол заточки для спусковых лыж должен быть 88 градусов с внешней стороны - ибо нам не нужен агрессивный кант - и 0,7-1,0 с внутренней, дабы канты не тормозили нас во время скольжения, а ведь именно это у нас в приоритете.
Также стоит упомянуть следующее: если нет уверенности, что ускоритель (в виде порошка или таблетки) сработает как надо, то лучше им не пользоваться вовсе.


Самым скользким ускорителем - по крайней мере два сезона назад, - считался жидкий спрей от желтого бренда. Однако, и цена у него просто заоблачная.

На этом, пожалуй, закончу. Если возникнут вопросы - не стесняйтесь задавать их в комментариях. Я в свою очередь отвечу на них либо там же, либо в следующих постах. Всем жесткого снега и отличной погоды! 
Юрий Данилочкин 

+27
  • 3
  • 2
0  
kagarich    ср. 23 Ноября 2016 (21:03)   #
Спасибо за отличную статью!
Это дзен, который должен нравиться во время его исполнения. А иначе не получится.
Это как точить и выводить холодное оружие - есть у меня товарищ, которые заказывает за бешенные деньги бруски из Японии и Штатов и вручную долгие часы занимается выведением. Нравится ему.
Так и с лыжами. Если я правильно понимаю, то описанный процесс требует 2-3 часов работы над одной парой. Как итог - я хожу к сервис-менам :-)
  • 9
  • 10
  • 4
0  
skigagarin    ср. 23 Ноября 2016 (21:19)   #
Нет , всё не настолько серьёзно. У меня на пару уходит порядка часа. Так что скорее всего дело в том , насколько набита рука . 
  • 18
  • 7
  • 5
+1  
Mr.XX    ср. 23 Ноября 2016 (21:33)   #

Спасибо, Юрий.

Очень интересно.

Скажите, имеет ли смысл заточка слаломных лыж на 86 град?

И еще.

Притупляете ли Вы канты на носке и на пятке (слаломки)

И еще biggrin.png

Видел, что Вы катали слалом на Атомиках.

Как у Вас выставлен креп - в "0" или смещаете вперед или назад.

  • 9
  • 10
  • 4
+1  
skigagarin    ср. 23 Ноября 2016 (22:53)   #
Если вы регулярно катаетесь по льду , то имеет. В остальных случаях 4 и 5 градусов -- баловство, из-за которого только кант быстрее тупится, и его приходится чаще точить.

Вообще надо, но последнее время я над этим не запариваюсь и как-то не чувствую разницы. Хотя на мягкий снег надо обязательно так притуплять канты.

На нуле, по середине. Опять же: мне комфортно так -- потому ничего и не меняю.
Вообще надо смотреть на технику и на антропометрию. И в зависимости от этого пробовать кататься на креплениях , сдвинутых вперед или назад 
  • 25
  • 4
  • 4
0  
merry_candy    ср. 23 Ноября 2016 (23:24)   #

YUREZ, ср. 23 Ноября 2016 (13:52)

При этом там же еще заказываем заточку канта со стороны базы: 0,3-0,7 градуса для мужчин, 0,5-1,0 -- для женщин. Чем больше градус с этой стороны, тем сильнее надо закантовать лыжу для выполнения поворота.

Юрий, вот это поясните, пожалуйста. Зачем для женщин градус больше? Чтобы учились сильнее лыжи кантовать? :) Спасибо.
  • 9
  • 10
  • 4
+1  
skigagarin    ср. 23 Ноября 2016 (23:37)   #
Именно. Так легче контролировать закантовку лыжи.
  • 25
  • 4
  • 4
+1  
merry_candy    чт. 24 Ноября 2016 (00:14)   #

На нуле, по середине. Опять же: мне комфортно так -- потому ничего и не меняю.

Вообще надо смотреть на технику и на антропометрию. И в зависимости от этого пробовать кататься на креплениях , сдвинутых вперед или назад 

 

А лифтерами поднимаете пятку или носок? И про ботинки интересно - какая у вас жесткость? Какой наклон голенища предпочитаете - побольше или поменьше? И как эти параметры от техники и антропометрии зависят? Почему остановились на том, на чем остановились? И что у вас там внутри - какие стельки и внутренник? Если не секрет, конечно )

  • 9
  • 10
  • 4
+4  
skigagarin    чт. 24 Ноября 2016 (01:54)   #
А вот это уже тянет на отдельный пост ;)
0  
Maxon_09    чт. 24 Ноября 2016 (06:48)   #
Юрий спасибо за статью, очень интересно читать взгляд «изнутри» спортсмена уровня КМ. Вопрос про начальную оплавку, напитку базы, базовыми парафинами, не увидел информации о необходимости данной итерации в Вашей статье. 
 
  • 9
  • 10
  • 4
0  
skigagarin    чт. 24 Ноября 2016 (08:06)   #
Необходимость в пропитке уже отпала. Теперь , как я уже упомянул в тексте , важно сделать несколько циклов катания-реграйнда. А дальше всё упирается в то, как и какими мазями вы пользуетесь . 
+2  
кум808    чт. 24 Ноября 2016 (10:21)   #
Очень жду пост про ботинки.....судя по описанию подготовки лыж, пост про ботинки будет очень интересен....
  • 9
  • 10
  • 4
0  
skigagarin    чт. 24 Ноября 2016 (13:14)   #
Ну , не завышайте мне планку :)
+1  
capdim    чт. 24 Ноября 2016 (11:49)   #

Только бы сюда,Аферист не пришел, Юрий-респект, все по делу! 

  • 9
  • 10
  • 4
0  
skigagarin    чт. 24 Ноября 2016 (13:14)   #
А что с Аферистом?
0  
Александр Владимирович    чт. 24 Ноября 2016 (14:09)   #
Можно ли часто использовать ускорители ?или это не лучшим образом влияет на структуру скользяка?
 
  • 9
  • 10
  • 4
0  
skigagarin    чт. 24 Ноября 2016 (23:26)   #
Не влияют. Главное -- хорошо почистите лыжу от грязи жидкостью без ацетона перед оплавкой, и не оставляйте лыжи "сухими".
0  
capdim    чт. 24 Ноября 2016 (17:53)   #

А что с Аферистом?

С ним вот что..

Делать лыжи по предложенному выше алгоритму всего 1-1,5 ч, это вписывается в модель мира, а вот по алгоритму Афериста, там и трех суток не хватит, причем еще возможно и переделывать придется, т.к. перфекционизм заразителен....

  • 9
  • 10
  • 4
+2  
skigagarin    чт. 24 Ноября 2016 (18:30)   #
Да будет вам. В каждой избушке свои погремушки 
+4  
Aferist    чт. 24 Ноября 2016 (17:57)   #

С ним вот что..

Делать лыжи по предложенному выше алгоритму всего 1-1,5 ч, это вписывается в модель мира, а вот по алгоритму Афериста, там и трех суток не хватит, причем еще возможно и переделывать придется, т.к. перфекционизм заразителен....

post-93951-0-67178900-1479999412_thumb.j

0  
Peterzt    чт. 24 Ноября 2016 (20:19)   #

С ним вот что..
Делать лыжи по предложенному выше алгоритму всего 1-1,5 ч, это вписывается в модель мира, а вот по алгоритму Афериста, там и трех суток не хватит, причем еще возможно и переделывать придется, т.к. перфекционизм заразителен....

Где там 1.5 часа?

 

 

В идеале, цикл «катание - regrinding» надо повторить 3-5 раз.

0  
potap_69    чт. 24 Ноября 2016 (21:42)   #
Юрий, ну спуск мало кто покатит, а вот гигант самый популярный вид на любительских стартах. Какие отличия по углам и подготовке скользяка для гиганта?
  • 9
  • 10
  • 4
+1  
skigagarin    чт. 24 Ноября 2016 (23:18)   #
Ну , по сути отличий-то нет. Делаем всё тоже самое: убираем оберкант , точим канты мягким напильником на 87 , полируем с базы наждачкой-нулёвкой , а с внешней стороны -- 600-ым/красным  алмазником. Чистим скользяк жидкостью без ацетона , проходимся стальной щеткой, чистим снова, плавим HF/LF мазь , полируем нейлоном быстрыми безотрывными движениями вперед-назад , наносим (опционально) ускоритель, втираем пробкой , полируем конским волосом осторожно. Всё.

Можно еще по мелочи во время оплавки с боков над креплениями прикрепить малярный бумажный скотч.
0  
capdim    чт. 24 Ноября 2016 (21:43)   #

Где там 1.5 час

Ну  без этого реграйдинга

  • 9
  • 10
  • 4
0  
skigagarin    чт. 24 Ноября 2016 (23:21)   #
Конечно. Реграйндинг делается в начале и то , если деньги на него есть и есть отличный специалист в округе. А их не так много.
0  
Peterzt    чт. 24 Ноября 2016 (21:51)   #

Ну  без этого реграйдинга

А если без реграйдинга, то тогда смотри заветы Афериста. :)

  • 9
  • 10
  • 4
0  
skigagarin    чт. 24 Ноября 2016 (23:30)   #
Не обязательно. Главное не усердствовать с циклением лыж, ибо цикля сильно сдирает насечку, и от нее ничего не остаётся под конец сезона.
  • 18
  • 7
  • 5
0  
Mr.XX    чт. 24 Ноября 2016 (23:23)   #

Юрий.

Как вы относитесь к нанесению мазей на сайдвол?

  • 9
  • 10
  • 4
0  
skigagarin    пт. 25 Ноября 2016 (00:01)   #
Какой такой краний стена?
  • 11
  • 5
  • 1
0  
Mazay    чт. 24 Ноября 2016 (23:26)   #
Маньяки с утюгами рулят! Таким и кататься не надо-дай только лыжу помучать! Сам себя на таких мыслях ловил!
0  
capdim    чт. 24 Ноября 2016 (23:58)   #

Не обязательно. Главное не усердствовать с циклением лыж, ибо цикля сильно сдирает насечку, и от нее ничего не остаётся под конец сезона.

Оппа, то бишь структуру не катают между стартами?

  • 9
  • 10
  • 4
0  
skigagarin    пт. 25 Ноября 2016 (00:04)   #
Если не пользоваться реграйндом , то Лыжа будет хорошо скользить на высокофтористой мази уже на пятой тренировке. Потому необходимости в выкатывании уже нет.
Надеюсь , я правильно понял вопрос.
  • 18
  • 7
  • 5
0  
Mr.XX    пт. 25 Ноября 2016 (00:04)   #

Какой такой краний стена?

Сайдвол?

Ну пусть будет боковая стенка лыжиbiggrin.png

  • 9
  • 10
  • 4
+1  
skigagarin    пт. 25 Ноября 2016 (00:06)   #
Точнее сторонний стена :)

тогда уж если так наносить , то проще целиком окунать лыжу в чан с мазью :)
  • 18
  • 7
  • 5
+1  
Mr.XX    пт. 25 Ноября 2016 (00:11)   #

Точнее сторонний стена icon_smile.gif


тогда уж если так наносить , то проще целиком окунать лыжу в чан с мазью icon_smile.gif

Тоже вариант!biggrin.png biggrin.png

 

Просто фирма Volkl уже несколько лет делает спортивные лыжи со скользячкой  на боковой стенке. И рекомендует наносить на неё мазь горячим способом.

Вот и хотел узнать, заморачивается кто-нибудь этим на Кубке?

  • 9
  • 10
  • 4
+1  
skigagarin    пт. 25 Ноября 2016 (00:16)   #
Чушь какая-то. Ни разу ничего подобного не видел. Попахивает маркетингом сиречь впариванием.
0  
walentin    пт. 25 Ноября 2016 (00:22)   #
 По поводу HF парафинов встречал два противоположных мнения

1 Только как гоночная мазь, потом переплавлять ибо сушит скользяк.
2 Если уж HF то всегда HF

Какое же из них ближе к правде? :)
 
  • 9
  • 10
  • 4
0  
skigagarin    пт. 25 Ноября 2016 (00:55)   #
Надо иметь очень толстый кошелек , чтобы постоянно на HF ездить: дорогое удовольствие.
Не знаю ничего на счет сушки. Это скорее из разряда мифов. Скользяк сохнет только если мазь вся сошла . 
На тренировках можно ездить на LF с равным успехом.
  • 18
  • 7
  • 5
0  
Mr.XX    пт. 25 Ноября 2016 (00:28)   #

SPEEDWALLTECHNOLOGY  называется

На цеховых лыжах тоже  https://www.volkl.com/skis/race/racetiger/overview.html

  • 9
  • 10
  • 4
0  
skigagarin    пт. 25 Ноября 2016 (00:56)   #
Чем бы дитя не тешилось.

Не революционная технология. Судя по всему , ощутимой прибавки в скорости она не дает 
0  
Gluckauf    пт. 25 Ноября 2016 (00:29)   #
Volkl с 2011 г. применяет "фишку" Спидвалл в том числе и на гражданских СЛ и ГС в серии Racetiger.На цехе - с тех же времен. Это давно не новость ,и в свое время это инновация Volkl ими же широко рекламировалась, в Европе во всяком случае.
0  
Maykl    пт. 25 Ноября 2016 (04:28)   #

По теме можно еще здесь подглядеть.

http://mountains.livejournal.com/1116374.html

0  
I_like_ski    пт. 25 Ноября 2016 (07:06)   #

Юрий, Здравствуйте!

 

Подскажите пожалуйста:

вы лыжи готовите (с новья) самостоятельно, или доверяете "сервисмену-профи" (если он есть в команде)?

есть ли секреты, в подготовке новых лыж (с новья и в полымя), о которых специально не рассказывают широкой публике?

 

Спасибо.

  • 9
  • 10
  • 4
+1  
skigagarin    пт. 25 Ноября 2016 (08:27)   #
Самостоятельно. Однако, реграйнд отдаю делать в сервис.
По сути никаких особых секретов нет. Мир стремится к простоте , то же и с технологиями для подготовки лыж. Теперь для достижения максимального скольжения нет необходимости плясать с бубном над лыжами . 
0  
potap_69    пт. 25 Ноября 2016 (21:50)   #
Юрий, прокомментируй: "сейчас необхоимость в пропитке отпала". Не  нужны мягкие мази в "базе", мешают наплавлению "холодных" или ещё чего? СН в топку? НF или LF сразу наплавлять и выкатывать? И про графит что-нибудь можно пояснить, стоит ли пробовать?
  • 9
  • 10
  • 4
+1  
skigagarin    сб. 26 Ноября 2016 (18:32)   #

Юрий, прокомментируй: "сейчас необхоимость в пропитке отпала". Не нужны мягкие мази в "базе", мешают наплавлению "холодных" или ещё чего? СН в топку? НF или LF сразу наплавлять и выкатывать? И про графит что-нибудь можно пояснить, стоит ли пробовать?

Базовую только для консервации или если больше альтернативы нет.
Да, сразу HF-LF, но надо следить за тем, чтобы мазь была, и использовать эти мази только по чистой лыже.
  • 1
0  
swissmaker    сб. 26 Ноября 2016 (21:33)   #
Юра, начало рассказа о подборе лыж топовыми спортсменами наверно тоже тема  отдельного разговора? Ведь сам производитель никогда не угадает какая пара наиболее точно подойдет конкретному спортсмену. Наверно, чтобы угодить (попасть в яблочко) спортсмену нужно перепробовать целый арсенал похожих но более-менее отличающихся друг от друга снарядов. Сам спортсмен тоже никогда заранее не знает какая пара будет для него "наиболее родная". Так вот интересно, сколько примерно пар лыж таким образом спортсменом перебирается? И как много времени требуется на подборку?
Или это процесс бесконечный? Чем больше лыж и времени, тем лучше?