Путь к победе на зимнем склоне состоит из многих компонентов. Есть необязательные - например, можно обойтись без таланта и при этом выиграть за счёт удачи: выпал свежий снег, и чем дальше стартуешь, тем более скользким становится покрытие трассы, создавая преимущество для «далеких» номеров, которого не было у безусловных лидеров.
А есть компоненты обязательные. Это основа, на которой базируется абсолютно любой успех на горнолыжных склонах. Одной их таких основ являются лыжи.
У "топовых" производителей всегда есть разделение на лыжи, производимые для спортсменов на контракте (договоре, заключенным между спортсменом и производителем снаряжения) и для магазинов. В них разнится и начинка, и скользящая поверхность (a.k.a. база, скользяк, скользячка, тефлон). Разница может быть очень существенной.
Допустим, нам удалось заполучить хорошую пару, подкупив шефа гоночного отдела фабрики, скажем, бутылкой водки. Предположим, нам удалось купить четыре пары разной жесткости и с разной начинкой для слалома. Что делать с ними дальше — при отсутствии «фирменного» сервисмена, который день и ночь будет колдовать над всеми четырьмя парами? Все очень просто — готовим лыжи самостоятельно.
В первую очередь подготавливаем канты на всех них. Снимаем оберкант (внешняя неметаллическая часть канта, поддерживающая кант), точим на один и тот же градус, на 87, к примеру. На следующий день несём все четыре пары на гору, дабы проехаться на каждой из них и выявить, какая помягче, какая пожёстче. Мягкие лыжи будем использовать на "каше", мягком снеге, жесткие будут отлично держать на льду. Учитывая то, что мы говорим об идеальной ситуации, когда за пазухой есть мешочек Буратино с четырьмя золотыми сольдо, мы идем в сервис-центр. Там отличный специалист, которого нам посоветовал один очень опытный тренер, сделает нам regrinding (примерно переводится как "перешлифовка" ), иными словами обновит структуру скользячки для того , чтобы удалить все неровности, возникшие еще в следствие транспортировки и после первой рабочей нагрузки на снегу.
В идеале, цикл «катание - regrinding» надо повторить 3-5 раз. Хотя для слаломных лыж достаточно и одного-двух раз. При этом там же еще заказываем заточку канта со стороны базы: 0,3-0,7 градуса для мужчин, 0,5-1,0 - для женщин. Чем больше градус с этой стороны, тем сильнее надо закантовать лыжу для выполнения поворота.
Итак, завтра у нас этап Кубка мира по слалому. Склон ледяной. Стоит легкий мороз -5 градусов. Точим канты. Шлифуем их со стороны базы мягкой наждачкой на 600 - она уберёт заусенцы , а с внешней стороны сперва проходимся алмазником на 600, потом доводим полировочным камнем. Итог - одинаково острый по всей длине лыжи кант без единого заусенца.
Далее с помощью туалетной бумаги и смывки (не содержащей ацетона! Ибо он убивает скользяк, делая его плотным и твердым, что лишает мазь доступа к структуре лыжи: просто не за что будет цепляться) удаляем грязь со скользячки; очень осторожно проходимся мягкой стальной щеткой, дабы открыть структуру лыжи. Затем следует оплавка высокофтористой (HF, high fluor) мазью - чуть более холодной, чем температура по прогнозу на завтра. Лед очень агрессивен и в один момент сдирает мягкие мази. Например, в Леви в этом году отлично ехала HF -10...-30 при температуре воздуха -7...-10, без ускорителей-порошков и таблеток (по заявлению производителей, подобные порошки и таблетки должны давать ощутимую прибавку к скользкости на первых 100-300 метрах).
Мазь должна лечь ровно, чтобы получилась почти зеркальная поверхность. Утюгом надо пройтись по лыже три раза (в идеале у него должна быть толстая подошва толщиной 1,5-3 см и цифровой температурный индикатор). Не задерживаем его долго на одном месте, дабы не перегреть лыжу. Ориентироваться можно по влажному следу за утюгом, который должен быть примерно 10см длиной.
Далее циклим скользящую проверхность (см. картинку), проходим вручную медной щеткой, полируем сперва роторной нейлоновой щеткой, а после - конским волосом. При этом не задерживаемся с последними двумя щетками долго на одном месте, чтобы не спалить скользяк. Всё - лыжа готова.
Отлично, но если мы хотим выиграть не только слалом, но и этап по скоростному спуску, то можно ли просто повторить вышенаписанное? Можно. Однако, здесь тоже есть свои нюансы. Например, две одинаковые пары с одинаковой структурой и мазью могут скользить по-разному. Потому берётся 10 пар и среди них на тестах выбираются самые скользкие.
База у спусковых лыж -- самый главный элемент. Поэтому при заточке кантов на нее необходимо ровным слоем клеить скотч.
Угол заточки для спусковых лыж должен быть 88 градусов с внешней стороны - ибо нам не нужен агрессивный кант - и 0,7-1,0 с внутренней, дабы канты не тормозили нас во время скольжения, а ведь именно это у нас в приоритете.
Также стоит упомянуть следующее: если нет уверенности, что ускоритель (в виде порошка или таблетки) сработает как надо, то лучше им не пользоваться вовсе.
Самым скользким ускорителем - по крайней мере два сезона назад, - считался жидкий спрей от желтого бренда. Однако, и цена у него просто заоблачная.
На этом, пожалуй, закончу. Если возникнут вопросы - не стесняйтесь задавать их в комментариях. Я в свою очередь отвечу на них либо там же, либо в следующих постах. Всем жесткого снега и отличной погоды!
Юрий Данилочкин
Это дзен, который должен нравиться во время его исполнения. А иначе не получится.
Это как точить и выводить холодное оружие - есть у меня товарищ, которые заказывает за бешенные деньги бруски из Японии и Штатов и вручную долгие часы занимается выведением. Нравится ему.
Так и с лыжами. Если я правильно понимаю, то описанный процесс требует 2-3 часов работы над одной парой. Как итог - я хожу к сервис-менам :-)