Политики делят территории. Бизнесмены делят рынки. А конец горнолыжному отдыху под открытым небом может прийти не по причине социальных изменений, а из-за глобального потепления.
Если изменение климата и дальше будет идти такими темпами, горнолыжные курорты имеют все шансы превратиться в руины, куда последующие поколения начнут приезжать на экскурсии.
Февраль, июнь и июль 2019 года стали самыми теплыми месяцами на планете за все время метеорологических наблюдений. Высокие температуры сказались на снежных экосистемах Альп. Летнее ледниковое катание в Австрии, Франции и Италии завершилось раньше обычного. Снег и лед таяли даже на вершине Монблана – на высоте 4800 метров.
Не удивительно, что горнолыжные курорты весьма обеспокоены своим будущим. Одним из самых очевидных примеров является Тинь, который сооружает крытый склон на высоте 2300 метров на уровне моря – чтобы гарантировать своим гостям круглогодичное катание.
Изменения снежных условий в горах давно не новость. Лыжники, посещающие ежегодно одни и те же курорты, наблюдают, как постепенно уменьшаются зоны катания на ледниках.
В 2003 году американский политик и эко-активист Альберт Гор (с 1993 по 2001 вице-президент США в администрации Билла Клинтона. 12 октября 2007 года получил Нобелевскую премию мира за работу по защите окружающей среды и исследованиям в области изменения климата) выпустил документальный фильм о глобальном потеплении под названием «Неудобная правда» (An Inconvenient Truth). Это фильм повлиял на многих зрителей в западных странах: люди стали экономить воду, электроэнергию, некоторые даже решились на покупку редких в то время электромобилей.
Новой тенденцией в мире стала смена вида транспорта для путешествий: выбор в пользу поездов вместо самолетов.
Появился даже новый термин «флюгскам» (flygskam), слово переводится с шведского, как стыд за перелеты - то есть, то чувство вины, которые должны испытывать путешественники за влияние своего авиаперелёта на окружающую среду.
Выбросы CO2 в Европе в результате авиаперелетов выросли на 20% с 2005 года. Ежегодный рост количества выбросов в среднем составляет 4%.
Состав выхлопных газов самолетов и их влияние на атмосферу.
Международная организация гражданской авиации (The International Civil Aviation Organization) прогнозирует, что в итоге к 2020 году авиационные выбросы увеличатся на 70% в сравнении с 2005 годом. А к 2050 году рост составит 700%, что на тот момент будет составлять половину от общего количества углекислого газа в мире.
Ученые подсчитали, что в результате трансатлантического перелета в обе стороны выделяется достаточно двуокиси углерода, чтобы растопить 1 кубометр ледника.
Последние исследования аналитиков швейцарского банка UBS показывают, насколько быстро люди восприняли идею негативного влияния самолетов на окружающую среду. 21% респондентов из 6 тысяч опрошенных жителей США, Великобритании, Германии и Франции сообщили, что они стали гораздо меньше пользоваться самолетами в последние годы.
График с сайта European Environment Agency (EEA) наглядно показывает, как воздействуют на атмосферу различные виды транспорта. Единица измерения - количество грамм CO2 на пассажирокилометр. В итоге, поезда – самый экологичный способ передвижения.
Считается, что основателем движения флюгскам стал шведский биатлонист, олимпийский чемпион Бьёрн Ферри, который передвигался по Европе исключительно на поездах в течение двух лет. Идею подхватила мать эко-активистки Греты Тунберг, оперная певица Малена Эрнман, которая публично заявила, что отказывается от перелетов. За ней последовали многие шведские селебрити. Но наиболее активно флюгскам стал обсуждаться в мире после выступления Греты на Всемирном экономическом форуме в Давосе.
Движение анти-флайеров, противников авиаперелётов, не случайно зародилось в Швеции. Среднестатистический швед летает в семь раз чаще, чем житель остальной части Европы. Рейсы самолетов служат причиной 61% всех выбросов углекислого газа в стране.
В Великобритании, например, в 2017 году авиационный сектор служит причиной 7% выбросов CO2. Хотя предполагается, что самолеты станут основной причиной загрязнения атмосферы в стране к 2050 году.
По итогу всех умозаключений, в таком повышении выбросов CO2 следует винить образованный средний класс. И именно средний класс чувствует тот самый стыд за перелеты.
Но для всех ответственных путешественников, и особенно для тех, кто добирается на горнолыжные курорты на самолетах, есть хорошая новость – на европейский курорт можно попасть на поезде.
Конечно, для россиянина доехать до курорта в Европе только на поезде – идея малореализуемая. Многие путешествуют в горы на автомобиле, и дорога занимает около двух суток. Если сравнивать с тремя часами перелета, то преимущество явно на стороне авиации.
Но. Поезда из столицы нашей родины идут по следующим направлениям: Варшава, Берлин, Парижа, Прага, Вена, Ницца (проходит через Австрию). Не говоря уже о скандинавском направлении – поезд идет в Хельсинки, а там рукой подать до северных курортов.
В случае поездки в Европу на поезде это будет не просто перемещение из пункта А в пункт Б. Это будет путешествие, растянутое по времени и странам. Поезд идет около полутора суток - например, из Москвы в Париж вас довезут за 1 сут. 16 ч. 28 мин. И за это время можно не только хорошо выспаться. За окном будут проплывать разнообразные пейзажи, меняться архитектура, надписи на домах, одна страна будет плавно перетекать в другую. Найдется время пообщаться с попутчиками или поработать над незаконченным проектом. Написать письмо другу или пост в соцсеть. Продумать тщательнее план поездки. Почитать. Багаж не потеряется в пути. Поезд не застрянет в пробке.
По прибытии в Европу можно взять напрокат автомобиль – он более щадящий по отношению к окружающей среде, чем самолет (если быть последовательным в своих «зеленых» размышлениях). Можно сесть на один из междугородних автобусов и добраться до населенных пунктов неподалеку от вашего горнолыжного курорта. А там очередной поезд, доставляющий уже к месту назначения.
Да, это выглядит затратно с точки зрения физических, временных и денежных ресурсов, но такой способ перемещения может превратиться в необычное приключение, и уж точно запомнится на всю жизнь.
Если же рассматривать более реалистичную ситуацию (турист прибыл в Европу на самолете), то поезда зачастую становятся самым экономичным способом добраться до курорта.
Все фотографии взяты из сети интернет.
По материалам:
Туда ему и дорога.