В 8 утра у порога отеля меня встретил дружелюбный водитель такси и мы поехали на завод. Дорога от отеля до завода длилась чуть более трех часов, что по Московским меркам — «совсем рядом».
Итак, я на заводе.
Бренд «Нордика» входит в группу «Техника»))). Так что не пугайтесь, — ошибки нет.
Большая открытая площадка. Промзона. Современное здания цехов. Чистота и порядок на территории.
В холле завода меня встретила переводчица и сразу четыре представителя завода. Мы обменялись рукопожатиями, познакомились и обсудили план нашей встречи. Кроме того, я задал вопросы и получил разъяснения — где и что можно фотографировать и где этого не надо делать.
История бренда «Nordica» началась в далеком 1939 году с небольшого цеха по пошиву горной и лыжной обуви. В здание на данной территории они переехали в шестидесятых годах.
Да, и, забегая вперед, я хочу сказать, что по моим меркам это скорее не завод, а некий симбиоз конструкторско-дизайнерского бюро, испытательных лабораторий и логистической группы. Мы живем в эпоху глобализма и, к сожалению, в Европе производство уже не выгодно. Основная часть продукции производится в странах третьего мира, но под жестким контролем итальянской стороны.
Внутри центрального здания все лаконично и подчинено строгому стилю «техно». Стены внутри КБ практически отсутствуют — кругом стекло. Это очень прогрессивно и к тому же дисциплинирует — всегда видно, кто спит, а кто работает)).
Длинный коридор, справа и слева большие кабинеты по 60-100 метров на несколько человек, объединенных одной задачей: дизайнерская группа, группа инженеров, группа горнолыжной обуви, маркетинг, материаловеды и так далее… Все предельно лаконично и рационально. Рабочие места по-современному — компьютеры, сканеры, планшеты. На полках стоят рабочие детали обуви. Идет работа.
Вот и демо-зал с выпускаемыми образцами и новинками!
Далее мы переходим в центральную испытательную лабораторию фабрики «Nordica».
Эта история требует отдельной главы. Не поверите, но сюда свозят все изделия этого объединения со всех заводов мира для испытаний. Казалось бы — не логично. Отчего бы не испытывать прямо на производстве? Но! Тут итальянцы еще раз меня удивили, сообщив, что только после испытаний в этой лаборатории они могут быть смело уверены в качестве продукции.
Испытывается все — начиная от креплений и заканчивая роликовыми коньками Rollerblade! Каким только «издевательствам» тут не подвергают продукцию.))))))
С помощью разнообразного оборудования изделия мнут, гнут, корябают, разрывают и замораживают десятки тысяч раз, делая соответствующие выводы о качестве материалов и конструктива.
Проверка «изгибанием».
Камера испытаний воздействия ультрафиолетом, влажностью и температурой.
«Бедные» крепления! Их «мучают» сутками тысячи раз! )))))
Подход к качеству настолько серьезен, что испытания проходят даже, например, мелкие пружинки в креплениях или клипсы от горнолыжных ботинок!
Обломки лыж после тестов
Просто потрясающе! А еще я прикинул — сколько же должно стоить оборудование такого испытательного центра? Явно не один миллион.Воистину сказано: качество дешевым быть не может!
Далее переходим на производственный участок горной и туристической обуви.
Тут по чертежам дизайнеров и техкартам инженеров отшиваются первые пробные образцы для тестов, выставок и отдела маркетинга. Далее образцы проходят все этапы утверждений и отправляются уже в другие страны для производства. Конечно же, большинство продукции производится в юго-восточной Азии (это ни для кого не секрет). Но, повторю — под строжайшим контролем качества из Италии.
Итальянцы с нескрываемым трепетом относятся к истории своего предприятия. Прямо в цеху они создали небольшой «музей эволюции пошивочного станка», где представлен весь модельный ряд станков, начиная с самого первого. Причем все станки в прекрасном рабочем состоянии!!! Браво!
С горнолыжной обувью «Nordica» все гораздо сложнее. После того, как дизайнеры и инженеры придумают новый ботинок, его вручную делают мастера-модельщики.
Далее по мастер-модели делается пресс-форма для экструдера.
А уж потом только в этой форме и «запекаются» детали ботинка.
Эти «железные ноги» и есть основная часть оснастки для производства горнолыжных ботинок. Каждая «нога» соответствует каждому размеру каждой модели. А ведь еще есть — мужские, женские, детские и спортивные подвиды. Представляете, сколько их всего!!!??
Далее опытная партия собирается и подгоняется (пока вручную).
А как вы думаете, сколько времени уходит от момента начала разработки нового ботинка до его появления на прилавке? Я сам был в шоке — два 2(!!!) года. Да-да!
А сколько стоит разработка одной новой модели «с нуля»? Один миллион евро!!!!
А вот еще один цех, тут делают роликовые коньки. Тоже впечатляет не меньше «горнолыжного цеха»!
Стенд лазерного раскроя.
После производственных площадей наступает царство складов и логистики.
Далее мы перешли в складской комплекс, куда прибывает вся продукция, потом тут формируются заказы и далее отправляются по всему миру. На складе практически нет рабочих и уж тем более не видно привычных нам грузчиков))).
Склад фабрики «Nordica» полностью автоматизирован. Огромные погрузчики находят нужные полки и складывают товар по команде оператора.
Чистота и порядок — как в больнице. Я не увидел ни одной валяющейся пустой коробки или привычного упаковочного мусора. Подошел к полкам с раскрытыми коробками, спрашиваю — брак? Нет, говорят, — еще один контроль качества — выборочный, уже из готовой и упакованной продукции!
Апофеозом всей экскурсии был небольшой спорт-цех, посвященный эксклюзивным работам по подгонке оборудования под индивидуальные особенности и пожелания спортсменов команды «Nordica». Все стены увешаны фотографиями знаменитостей, использующих продукцию завода. Тут мне рассказали, что, например, работа по индивидуальной подгонке ботинка может длиться три дня! Но увы, в цех меня не пустили. Я не настаиваю, это же их территория, а значит — их правила.)))
Ну и в заключение еще раз отмечу — искренне восхитил подход итальянцев к вопросам разработки, производства и контроля качества на фабрике «Nordica». Все отточено до мелочей. Искренне говорю — молодцы!!!
Хочется еще раз поблагодарить компанию «Nordica» и «Триал спорт» за доставленное производственное удовольствие! )))