Наверное, есть смысл сразу оговорится. Речь не о телемарке в его спортивной ипостаси с гонкой по чистой трассе между вешками. Речь про телемарк в его первозданном смысле – как особом life style. Вот здесь человек этот, в самом деле, номер один в мире.
Да, не стало Кэтрин «Kacha» Ригби. Она была фрирайдером старой школы: нечто вроде «Даг Кумз + Шейн Макконки в юбке». Теперь таких лыжников не делают…
Кататься она начала сразу после того, как научилась ходить. Будучи подростком переехала в Крестед Батт, где впервые примерила лыжи для телемарка… И с тех пор уже не меняла их – даже когда в возрасте 22 лет впервые приняла участие в соревнованиях по фрирайду. И кстати, потом частенько «привозила» стилем телемарк лыжникам, шедшим маршрут на «нормальных лыжах».
В одном из своих интервью она так описала свои ощущения: «Горнолыжники выглядят так, будто их ноги залипли в бетоне. Совсем другое дело телемарк - это подвижность, ритм и баланс. И, конечно же, скорость. Я люблю катить быстро, очень быстро».
99 процентов горнолыжников путешествуют: из комфорта мегаполиса в комфорт горнолыжного курорта и обратно. Кэтрин была другой породы.
Она была странником.
После присоединения к команде North Face в 1995 году она вела очень активную жизнь «без остановок»: едва закончив одно путешествий, тут же пускалась в новое странствие. Ее телемарк оставил четкий красивый след на горах в США, Канаде, Южной Америке, Новой Зеландии, России, Азии, Европе, Индии. (Кстати, ее партнером по странствиям на Аляске был Даг Кумз).
В 2005 году она прошла Чой-Ойю (8201 м) – склоны этого восьмитысячника и на обычных-то райдовых лыжах ехать замучаешься, а уж телемарком…
В ходе первой женской экспедиции в Монголию Кэтрин сделала первопроход пяти священных вершин в Таван Богде (включая Куйтан, самую высокую гору Монголии).
В Британской Колумбии она прошла гору Уоддингтон и кулуар Combatant.
В Индии Кэтрин спустилась по 2500-метровому кулуару в регионе Himachal Pradesh.
Отметилась Кэтрин и в наших краях. На Камчатке прошла телемарком вулканы Удина и Зимина, а также сделала женский первопроход вулкана Толбачик.
Позже, в рамках экспедиции «Северная стена» она оставила след своих лыж и на Белухе.
Освоенная на Камчатке тема вулканов Кэтрин все не отпускала, поэтому в Эквадоре она спустилась с вулканов Котопахи (5897 м) и Чимборасо (6310 м) - это, кстати, самый высокий на сегодня действующий вулкан в мире.
Само собой, в один прекрасный момент муза дальних странствий привела Кэтрин на Землю Баффина, где она сделала множество первопроходов вдоль фьорда Гиббса.
Затем было много чего интересного, одна ливанская лыжная экспедиция чего стоит: спуск с горы Корнет-ас-Сауда (3090 м) и траверс Ливанского хребта.
«В Ригби жила какая-то внутренняя искра, - вспоминает ее подруга Александра Фуллер. - Она могла быть беззаботной, но при этом была очень целеустремленной, всегда в движении. Настоящая «ходячая вечеринка», всегда готова танцевать. Она светилась изнутри любовью к миру и людям вокруг. В ней жила особая энергия – настоящая искательница приключений…»
Последние три года она каталась меньше, и на то была свой причина: в этом мире еще слишком много горя и людей, которые попали в беду - они нуждаются в твоей помощи… Поэтому Кэтрин была среди тех, кто участвовал в спасах после землетрясения в Катманду. А затем три года работала во Всемирной продовольственной программе в Бангладеш, помогая беженцам.
Очередная «точка боли» на карте Кэтрин – со своим женихом Магнусом Вулфом она участвовала в спасах после страшного землетрясения в Турции.
Господи, какая злая ирония судьбы: проехать гималайский восьмитысячник, умопомрачительные склоны Аляски и Земли Баффина - и погибнуть…в Косово, на небольшой горе в районе лыжной станции Брезовица, про которую большинство лыжников в мире и слыхом не слыхивали…
На 35-градусном склоне Кэтрин сорвала небольшую лавину, которая утащила лыжницу в сторону деревьев… Удар о дерево стал фатальным.
Ей было 54 года. Осенью они с Магнусом хотели пожениться.
Наталья Молчанова тоже непонятно как погибла...