У моего папы был фотоаппарат. Это был большой, рассчитанный на широкую пленку, с раздвижной «гармошкой» аппарат. Один из тех, которыми в те далекие шестидесятые зарабатывали на жизнь ялтинские и сочинские фотографы, снимая нехитрые кадры на пляжах.
Потом и у меня появились свои фотоаппараты — сначала «Смена 7», потом «Смена 8м», потом… дорос и до «Зенитов».
Сейчас, когда можно снимать, «поливая очередью от бедра» — хватило бы флэшек да аккумулятора, а выбранный кадр — один из сотен, а то и тысяч — можно напечатать хоть 3 х 6 метров, все это кажется смешным. А важна ли эта самая «стрельба от бедра»? Как и многие, сначала я считал, что нужно снимать как можно больше. И 36 кадров узкой пленки мне казалось мало. И… Мало что хочется пересмотреть из тех фотографий.
Несколько лет назад мне повезло: я оказался в нужном месте, в нужное время и в нужной компании. И в числе других хороших людей в том январе в Шамони был и изумительный фотограф — Андрей Каменев. Мне тогда действительно повезло, хотя оценить это я смог только потом, спустя некоторое время. А тогда… тогда мы спустились по Белой Долине с одним из самых лучших гидов Шамони — кинооператором, который снимал восхождения на Эверест, Дени Дюкро. У меня тоже был фотоаппарат, и я тоже снимал тогда, во время этого спуска. Но в снимках Андрея была не только фантастической красоты природа, в каждом из них было настроение.
Тогда меня удивило, что Андрей не выключал камеру и не закрывал объектив крышкой — просто убирал трехкилограммовый комплект в видавший виды рюкзак и забрасывал его за спину. «Мне не нужно тратить время на то, чтобы приготовиться к съемке: я просто останавливаюсь и машу вам рукой — езжайте! И, пока ты оттолкнешься палками и соберешься делать первый поворот, я уже готов: камера в руках, включенная, рюкзак у ног…»
А потом мы ехали по Шамони на микроавтобусе, и вдруг Андрей попросил водителя остановиться, выскочил буквально на две минуты, сделал несколько снимков, а на мой вопрос: «Что там?» ответил: «Сейчас свет классный, вершин с таким освещением я еще не видел».
А когда мы, буквально через пять минут, приехали к нашим апартаментам – Шамони ведь городок небольшой, свет уже «ушел». Я много раз был в Шамони, но вершин с именно «таким» освещением я с тех пор не видел. Хотя каждый вечер я выходил на улицу, смотрел, смотрел и снимал… А сделанную тогда фотографию Андрея можно видеть на его выставках.
Позже, когда уже наступили сумерки, мы «хорошо сидели» в симпатичном ресторане «Карета», и Андрей вдруг засобирался куда-то, сказав: «Сейчас начнется режимный свет — когда небо на фотографиях получается глубокого синего цвета и в сочетании с огнями освещенных улиц получается прекрасная картинка».
Потом были общение, встречи, разговоры о фотографиях... Были новые поездки в Шамони, и поздний ужин в ресторане у станции Монтенвер, и ночные снимки знаменитой вершины Пти Дрю, и вечерние прогулки по Вене…
Я постоянно вспоминаю два самых важных урока, которые я получил тогда: свет и «всегда будь готов». Свет у природы никогда не бывает одинаковым. Даже ночью или поздно вечером. А если к этому свету добавляются потрясающе красивая подсветка вечернего города, то получится то самое время и то самое место, снимки которого потом захочется увидеть еще и еще раз. Нужно просто всегда под рукой держать камеру и вовремя поднять задницу и выйти из машины или ресторана для того, чтобы просто «в очередной раз» нажать на кнопку спуска затвора…
Комментировать