Поломка ски-тура в бэккантри это нечто более неприятное, чем поломка обычных альпайновских креплений в прямой видимости от подъемника, сервисного центра и проката лыж.
По всем известному закону скитуровые крепления ломаются либо в многодневке, либо когда путь лежит вверх через бездонные сугробы, либо когда спуск составляет многокилометровую целину. И потеря хода не просто досадная задержка, а реальная угроза здоровью и безопасности, особенно в случае ухудшения погоды, усиления мороза.
С учетом растущей популярности бэккантри растет количество малоопытных неофитов, именно им в первую очередь будет полезна эта информация. А от умудренных гуру туринга я жду пополнения краш-случаев и советов по выходам из неприятных ситуаций.
Сам совсем недавно оказался в ситуации когда в компании из 4-х скитурщиков в течение 3 дней у двоих сломался крепеж. А подо мной в течении трех лет скитурных похождений уже не выдержали двое креплений
Dynafit
Самое большое количество обнаруженных мной поломок, (и по рассказам бывалых) относятся к снаряжению Dynafit Tourlite Tech (TLT).
Связано это видимо с популярностью этих креплений, а также с тем, что кроме креплений ломаются еще и ботинки, вернее отверстия в носовой части под крепление. Наверное, еще сказывается и тот фактор, что для переключения ходьба/спуск надо выстегивать ботинок, а многие игнорируют это, что бы избежать мороки при незначительном спуске.
Вырванное крепление фиксируется с помощью штрипсов
Поломка переключателя "ход/спуск" на заднем креплении- типичная проблема...
...как впрочем и пердних
Поломка стержня для крепления ботинка
Но и отверстие под стержень на ботинке сломать тоже не проблема
Аналогичный случай с ботинком
Решение с закреплением носка ботинка
Опять пины!!!
Silvretta
Отломалась пятка... Ботинок привязан к раме
Plum Guide
Naxo
Иногда из какких - то древних подвалов, гаражей и неликвидов на свет появляются крепления Naxo. Иногда даже очень неплохо выглядят. Но есть у них нехорошая слава - ломкие
В основном это модели 21 и 22. Но покупать их можно если на них нет товарного знака Rottefella
Salomon Guardian.
Довольно неожиданно для себя обнаружил случаи поломки рамы. Но говорят практически не чего. Это было большим сюрпризом для катальщика.
Честно, не понимаю, что нужно для этого сделать, что бы она лопнула, но тем не менее. Видимо происходит это в катальном положении, возможно при прыжках.
Как выйти из этого положения? Для спуска я вижу только один выход – примотать скотчем раму к лыже, а если не удаться добиться желаемого прочного соединения ботинка с рамой, то примотать и сам ботинок вместе с рамой к лыже. Что бы рама точно совместилась в месте излома нужно чем-то ее зафиксировать, как используют шину при переломах рук/ног.
Вторая, наиболее частая «беда» - поломка переднего шарнира, а точнее держателя оси.
Он выполнен из пластмассы и даже в целом состоянии не внушает доверия. Поломка происходит вероятней всего из- за налипания снега под носком ботинка в ходильном положении. По крайней мере, при мне причина поломки была именно такова. Лечение – установка «шины» в виде уголка с креплением к лыже по штатным болтам и с отверстием для оси. Нам повезло, что всего в 8 км была населенка с необходимым инструментом. Да и у «ломщика» было все хорошо с руками и головой. В случае такой поломки, что бы добраться до жилья видится только жесткая фиксация ботинка на раме ка лыже.
Лично мне кажется было бы проще сделать держатель оси из полоски консервной банки и прикрепить его штатными винтами. Примерно как на рисунке. Отверстия в жести можно пробить и гроздем.
Fritschi Diamir
Мой случай! Сломал я пяточный упор для ботинка. То есть пятка совсем не держала ботинок. Но в этом случае, достаточно было примотать скотчем ботинок намертво к раме и ходильные, и спусковые функции были восстановлены.
Естественно за исключением срабатывания креплений и выстегивания ботинка. Я откатал/отходил «оскотчованный» весь день. Практически в таком положении можно было откатать и остаток тура, но хотелось сохранить возможность выстегивания ботинка без последующего скотчевания.
Сначала я зафиксировал пятку ботинка веревкой с помощью скрутки. Рычагом служил пятидюймовый гвоздь, он же одновременно служил и фиксатором скрутки. Затем я нашел кусок стальной проволоки-пятерки, отжег ее в печке и сделал из нее фиксатор. Естественно гвоздь и веревка лежали в рюкзаке, на всякий случай. Система с проволокой не сработала. Пришлось вернуться к веревке. В дальнейшем катании/хождении я научился снимать камуса, не снимая ботинка. А вот клеить их приходилось вытащив из скорлупы ногу вместе со внутренником, что бы не морозить ее на снегу. Впрочем, пользовался и помощью друзей.
Я нашел аналогичный случай. Видимо эта проблема тоже типичная.
Кстати, пятку мне заменил дистрибьютор Fritschi Diamir в России бесплатно, несмотря на то, что крепления были, мягко говоря, не новые, 6-7 летней давности
А вот еще один случай – погнута рама. Это уже из серии «Очевидное – невероятное»
Есть у всех креплений этой модели общая проблема - поломка соединения алюминиевой тяги с пластиковым фланцем головки крепления. Исключительно из за набивающегося под плату крепления.
У Marker пластины AFD очень ломкие, при покупке избегайте моделей с ними, берите EPF – они надежные.
У Marker Baron - были случаи отрыва пятки вместе с куском платформы. Но и с передними креплениями бывает - это не фатально.
Marker Duke
Как видим, у многих креплений есть поломки связанные с налипанием снега под ботинок или платформу. Соответственно надо следить за этим процессом. Как средство от налипания можно применять силиконовую смазку, но верней будет регулярно прочищать, особенно при высоких температурах.
Ну и пятка у Marker не вечная.
FISCHER ADRENALIN 16
TYROLIA делает ADRENALIN 16 для многих горнолыжных брендов. Мне пришлось катать и ходить на FISCHER ADRENALIN 16.
В процессе лопнула пластмассовая платформа, соединяющая носок и задник крепления. Лопнула она вдоль, целостность сохранилась, но появился люфт между задником и передним креплением. На ходьбу это особо не влияло, но на управляемость при спуске, особенно по жесткому сказывалось, хоть и не критично. Была заменена на новую.
Древние крепления Guide
Минимизация рисков при поломке ски-тура в бэккантри.
Таскать с собой все потенциальные запчасти которые могут сломаться на ваших креплениях нереально. Но, кое-какие мелочи обязательны.
В первую очередь это волшебный строительный скотч. Он быстрее всего сможет решить проблему внезапной поломки (а когда собственно она ожидаема?). И поможет добраться до стоянки, ночевки, палатки, а может и до населенного пункта. Он должен быть у каждого члена команды.
Второе – мультиинструмент. Очень желательно наличие в нем пилки по металлу, пассатижей, шила. Вообще-то, это такая же необходимость в походе как у курильщика спички или зажигалка.
Проволока 1 -1.5 – 2 мм, строительные штрипсы, хелиски-штрипсы, веревка 5-6 мм, пару железных пластинок толщиной 0,5 мм, или чуть толще. Если понадобится более тонкое железо у вас всегда есть под рукой – это жестяные банки из под тушенки, кружки. Алюминиевый уголок длинной 3-5 см. Ну и естественно пятидюймовый гвоздь – им можно делать стяжки, как на веревке, так и на проволоке, из него можно сделать ость для шарнира, им можно делать отверстия в тонком метеле или жести если требуется их закрепить к лыже. Несколько крепежных саморезов и мелких строительных. Иногда ими можно лопнувшие соединить пластмассовые детали.
Очень желательно сверло, но без дрели они бесполезно, хотя при плохом раскладе можно изобрести для него лучковый вращатель.
Клей? Не думаю, что каким-то образом может спасти положение.
Если один такой ЗИП будет на всю команду, вам практически не страшна любая поломка.
Профилактика поломок
Покупая бывшие в употреблении крепления нужно очень тщательно сделать им ревизию. Узнать причину продажи, по возможности проблемы которые у них есть. И хорошо подумать о последствии экономии денег. Возможно, к какой то момент об этой экономии прийдется сильно пожалеть
Пассивная заключается в регулярном осмотре крепежа и уходе за ним. Смотрим трещины, смазываем трущиеся части, подтягиваем винты и заморезы – особенно на вновь приобретенном инвентаре.
Точно настраиваем все зазоры и затяжки.
Желаю, всем приятных походов, азартной каталки и что бы мои советы вам не пригодились.
В материале использованы статьи Григория Минцева, Александра Горбунова, фото с сайтов: Wildsnow.com, backcountry.com, tetongravity.com.