Так и остался бы Portes du Soleil никому не ведомым высокогорным перевалом, каких сотни на франко-швейцарской границе, между Монбланом и Женевским озером, если бы красивое его имя - «Ворота Солнца» - не решили в конце 1960-х годов дать большому горнолыжному региону.
"Каждый лыжник имеет право пойти и взглянуть, что лежит за горизонтом", - гласит Статья первая шутливого общественного Договора, принятого в Порт-дю-Солей. Идея свободного перемещения в пространстве была положена в основу создания региона.
Граница между французской Верхней Савойей и швейцарским кантоном Вале всегда была весьма условной. Людей, живших по разные ее стороны, связывали семейные узы и экономические интересы, общность языка, религии, традиций… И все же до Единой Европы было еще далеко, отцы-основатели Порт-дю-Солей явно забегали вперед.
1960 год. Уроженец Морзина француз Жан Вуарне выигрывает скоростной спуск на Олимпиаде в Скво-Вэлли. Вернувшись домой, он продолжает тренировки в районе плато Avoriaz и мечтает о строительстве здесь горнолыжной станции. По другую сторону хребта его швейцарские друзья Рене Коко, Жан-Морис Тромбер, Рене Аванте катаются над Шампери и Крозе; для полного счастья им не хватает лишь подъемников, которые позволили бы "заглядывать за горизонт" - спускаться во Францию. В 1963 году они создают SETVAL - совместную компанию по развитию туризма в регионе. Тогда же на Международной выставке в Лозанне был впервые представлен проект объединенного франко-швейцарского горнолыжного комплекса. В 1968 году состоялась "смычка" в секторе Chavanette, в районе знаменитой "Швейцарской Стены" (о ней мы еще поговорим), чуть позже ветки канаток с разных сторон протянулись на Mossettes (2277). В сезоне 1969/70 ввели международный skipass Avoriaz-Champery-Crosets, а в 1974 году, когда были построены все основные связки, - единый skipass Portes du Soleil.
Сладкое слово Свобода, несбыточная мечта каждого россиянина!.. Сегодня, катаясь в Порт-дю-Солей, успеваешь за день раз десять смотаться за границу - из Франции в Швейцарию или наоборот - и вернуться назад. Второй визы никто у вас тут не спросит, но паспорт на всякий случай все же лучше иметь при себе. Очевидных точек пересечения пограничной черты, когда, поднявшись из одной страны, спускаешься в другую, имеется, по моим подсчетам, как минимум семь. Это если путешествовать по трассам. А если без трасс, таких возможностей гораздо больше.
Площадь горнолыжного региона составляет 400 квадратных километров, общая протяженность маркированных спусков - 650 км. Их обслуживают 208 подъемников суммарной мощностью 245 000 чел./час. В Порт-дю-Солей входят восемь французских и шесть швейцарских курортов. Мы расскажем о тех из них, которые представляют наибольший интерес для катающейся публики.
Передвигаться по всему Порт-дю-Солей, не снимая лыж, невозможно. Кое-где приходится совершать небольшие пешие переходы от одного склона до другого, кое-где - пользоваться услугами электропоездов petit trains или бесплатных лыжных автобусов. Эти переходы и переезды занимают, как правило, от пяти до пятнадцати минут, однако ski-safari тем самым все же прерывается. Только поэтому не "Ворота Солнца", а "Три Долины" считаются самой большой в мире горнолыжной территорией. Хотя и суммарной длиной трасс, и своей площадью Порт-дю-Солей, безусловно, превосходит знаменитую "связку" Куршевель-Мерибель-Менюир-Валь Торанс.
Один из крупных секторов Порт-дю-Солей - чисто французский. Он расположен на юго-западе региона и объединяет курорты Морзин и Ле-Же. Здесь 110 км трасс и 53 подъемника.
Лежащий в просторной долине на высоте 1000 м над уровнем моря Морзин - городок не маленький. Длинная центральная улица со множеством магазинов и ресторанов поднимается от площади Eglise, от церкви Ste Marie-Madeleine, и тянется по долине несколько километров. Расстояния от одного шале до другого становятся все больше, все чаще попадаются конюшни, курятники и амбары, и внезапно ты понимаешь, что находишься уже не в городе и не на курорте, а в большой савойской деревне, бережно сохранившей весь свой колорит.
Дюжина уютных отелей ***, две с лишним дюжины ** и большое количество апартаментов, от скромных студий до комфортабельных, двух-, трехкомнатных "люксов". Горнолыжникам в Морзине лучше останавливаться где-нибудь поблизости от одной из гондольных дорог, Super Morzine или Pleney, которые доставляют на противоположные склоны долины. Иначе до подъемников приходится довольно долго топать пешком или добираться на автобусах.
Спуститься в Морзин на лыжах можно только с Pleney (1550). Это "домашняя" гора курорта, фуникулер на нее был открыт еще в 1934 году. Наверху находится шестиэтажный отель Viking ***, между прочим, с бассейном. Слева, если смотреть в долину, расположены несложные трассы для новичков и длинный "синий" лесной спуск к подножию; справа - крутой восточный "лоб", где разминаются профессионалы. Идущая вниз вдоль 6-местной гондольной канатки "красная" трасса Н в средней части довольно узкая и коварная, особенно расслабиться на ней не удастся. Финальный отрезок - первоклассный слаломный стадион; каждый четверг тут катание по вечерам при свете мощных неоновых ламп, а раз в неделю - ски-шоу, которое устраивают инструкторы местных горнолыжных школ.
Для удобства и безопасности долгих дневных путешествий по Порт-дю-Солей несколько лет назад в Морзине была впервые опробована новейшая система Ski-Navigator на основе GPS-технологии. С помощью специального устройства можно точно определить свое местоположение в пространстве горнолыжного региона. Штука полезная: заблудиться в Порт-дю-Солей, особенно если приехали сюда впервые, действительно, очень просто. Лыжникам с разным уровнем подготовки рекомендуется также руководствоваться "зоологическими" указателями на трассах: Кролик и Медвежонок обозначают путь новичкам, Галка - спуски посложнее, Баран - склоны для экспертов. Ими маркированы 12 наиболее популярных маршрутов.
Начните с Nyon. Это как бы самостоятельная тренировочная горнолыжная база с собственным 35-местным фуникулером, вытягивающим снизу, из долины. Отель Chamois, рядом ресторан и бар с большой террасой, несколько бугелей, обслуживающих широкие учебные склоны. На тесную вершину Pointe de Nyon (2019), с которой открывается великолепный вид на долину Морзина, доставляет 3-кресельный подъемник с промежуточной станцией. Когда после сильного снегопада верх закрывают из-за опасности схода лавин, вас просят сойти на полпути. Обидно: тут можно классно оторваться off-piste... Сильным лыжникам стоит обратить внимание на расположенную в глубине долины Chamossiere (2002). С этой вершины две дороги: "красная" и "черная" - северная, прямая, крутая… и, к сожалению, неважно подготовленная. Скорость на спуске набирается приличная, но вместо того, чтобы получать удовольствие, приходится все время быть начеку в ожидании какого-то подвоха. Хорошо еще что народа тут немного: на Chamossiere всего одна трехкреселка. Если траверсом уйти вправо, можно обнаружить широкие нетронутые целинные участки. Прогулки через лес и альпийские пастбища, в стороне от подъемников и трасс (это называется Randonnee) в Порт-дю-Солей не то что не запрещены, а, похоже, даже приветствуются; в спортивном календаре Морзина, в частности, есть несколько таких соревнований: Picaron в конце января, Montee du Crot и Arthur Richard Trophy в апреле.
В районе Ranfoilly (1850) многолюднее. Несколько скоростных 4- и 6-креселок обслуживают юго-западный и восточный склоны. Если бы не французская речь вокруг, можно подумать, что ты где-то в Австрии - в Заальбахе или Китцбюэле. Такие же поросшие еловым лесом невысокие холмы с мягкими, плавными очертаниями. Стекающие с них трассы скорее "синие", чем "красные", начинающие чувствуют себя на них вполне комфортно. А два коротких спуска с Rosta (1665), маркированных как "черные", явно выдают желаемое за действительное…
Ле-Же, симпатичный городок с двумя десятками отелей **-***, тоже чем-то похож на австрийские курорты. Расположен он немного выше Морзина, на 1170 метрах над уровнем моря; домам тесно в неширокой лощине, и они взбираются вверх по склонам. Спустившись в центр курорта, обратите внимание на необычный бугель Boule de Gomme с красно-желтыми опорами, что стоит в окружении высоких елей по левую руку от старой гондольной и новой 6-кресельной канаток. Своего рода музейный экспонат, один из первых буксировочных подъемников ныне всемирно известной фирмы Pomagalski, построенный в 1936 году по частной инициативе некоего мсье Серветта. Бугель выглядит точно так же, как без малого 70 лет назад (за прошедшие десятилетия проведено всего несколько мелких технических усовершенствований), и по-прежнему исправно работает.
От склона до склона через Ле-Же теперь можно перебраться на лыжах по специальному переходу, это займет минут пять. Особняком возвышается над курортом гора c ласковым именем Mont Chery (1850). Снизу вытягивает 6-местный гондольный подъемник, наверху работают несколько креселок. На очень солнечных южных склонах расположен слаломный стадион и так называемый Gliss’ district для бордеров и приверженцев "новой школы" катания со "столами", "спинами", рэйлами, бордеркроссом… С гребня, откуда начинается качественная “красная” трасса Marmottes, - отличный вид на Монблан, покоящийся в отдалении, в голубой дымке. На северной стороне, под 4-креселкой, широкий нератраченный склон, поля целины; по-настоящему "черная" трасса, крутая и узкая, проходит вдоль старой длинной парнокресельной канатки. Здесь тихо и почти безлюдно.
Возможно, в этом-то и состоит главная особенность Порт-дю-Солей: гигантские масштабы горнолыжного комплекса органично сочетаются тут со спокойствием и уютом. В "Трех Долинах", в Валь д'Изере/Тине, на других французских мега-станциях тебя повсюду окружают сотни людей. В Порт-дю-Солей (над Ле-Же, Морзином, Шателем, Шапель-Абонданс, над швейцарскими Торгоном, Моржэном, Шампуассаном) много пустынных, заповедных уголков, где катаешься чуть ли не в одиночестве: только горы и небо, только лес, полный птичьих голосов, и журчание пробивающихся из-под снега ручьев.
Дорога из Морзина занимает ровно полчаса. Сначала серебристые шестиместные кабины Super Morzine переносят через речку и поднимают на широкую горную гряду. Далее, одна за другой, две транспортные 4-креселки (под ними идеальные учебные площадки) - и вы на плато Avoriaz. 1800 м над уровнем моря. Попасть сюда можно также, воспользовавшись 65-местным фуникулером из ущелья Prodains.
Высотные 8-12-этажные корпуса, внизу доверху обшитые деревянными панелями, вырастают из скал, почти сливаясь с ними. Некоторые здания стоят на краю 700-метровой пропасти, другие жмутся к отвесной каменной стенке, вздымающейся над плато с противоположной стороны. Изломанные, скошенные фасады и кровли, спускающиеся чуть ли не до земли, и повторяют, и сами формируют окружающий ландшафт. Своеобразие внешнего облика Авориаза неоднократно отмечалось престижными архитектурными наградами.
Авориаз (у нас как-то прижилось "Авориаз", хотя французы "з" в конце не произносят; ну так ведь и Париж в их устах "Пари") - самый молодой и модный курорт Порт-дю-Солей. Почти 17 000 мест для гостей. Отелей раз-два и обчелся, зато сотни 1-3-комнатных студий и апартаментов. Есть еще десятка полтора стильных шале на 8-12 человек каждое, которые выкупаются с осени (в частности, нашими соотечественниками). Вообще любое жилье тут лучше бронировать заранее, заполняемость на курорте высокая. Интересно, что у многих резиденций русские имена: Chapka, Douchka, Malinka, Datcha, Sosna, Taiga… А как вам нравится коммерческий центр Baba Yaga?.. Откуда все это, никто толком объяснить не может; возможно, просто дань русской моде 1960-х.
Курорт родился на бумаге 28 декабря 1962 года. В этот день власти Морзина дали добро на застройку высокогорного плато, летом использовавшегося как пастбище, а зимой пустовавшего. Первые шаги были скромными: на Tete aux Boeufs установили креселку и бугель, в Pas du Lac разместился единственный ресторан… Но мало-помалу процесс пошел. В 1966 году под Рождество открылся отель Les Dromonds ***; были построены резиденции Sequoia, Araucarya, Thuya. "Я убедился, что все это нужно людям", - вспоминает Жан Вуарне. Основателю Авориаза сейчас 73 года. После нескольких операций он больше не катается на лыжах, зимы проводит в Канаде, но летом приезжает в Морзин, где у него есть шале.
Вторым человеком (и главным инвестором), сыгравшим огромную роль в развитии курорта, стал Жерар Бремон, основатель и президент группы Pierre & Vacanses, которой по сей день принадлежит львиная доля апартаментов Авориаза. Это он подобрал команду молодых талантливых архитекторов: Жак Лабро, Жан-Жак Орзони, Жан-Марк Рок, который в те годы был еще студентом. Вместе они сформулировали концепцию будущего курорта: никакого автомобильного движения, энергоснабжение - только из экологически чистых источников, все постройки должны быть вписаны в окружающий пейзаж…
Автор: Юрий БугельSki
Фото: www.avoriaz.com
Полные описания курортов (описание трасс, карта горнолыжного региона, информация об отелях, ресторанах и пр.) вы найдете в книге Юрия Бугельского SKI GUIDE.
Автар, афигеть как описал, аж слюньки поткли!!!