Часть первая здесь
Чего не хватало Авориазу в начале 1970-х, так это хорошей рекламы, и тогда придумали ежегодно проводить здесь фестивали фантастического кино. Попадание было точным: немного нереальная атмосфера занесенной снегом высокогорной станции как нельзя лучше соответствовала стилистике этих картин. На первом фестивале в 1973 году Гран-при за "Дуэль" получил никому тогда не известный Стивен Спилберг. Дважды, в 1981-м за фильм "Человек-слон" и 1987-м за "Голубой бархат", высшей награды удостаивался Дэвид Линч. Премии из Авориаза увозили молодые Брайан Де Пальма, Джеймс Кэмерон ("Терминатор"), Люк Бессон ("Последняя битва"), Дэвид Кроненберг, Пол Верховен и другие ныне обретшие мировую славу режиссеры. В 1990 году в номинации "Странные фильмы" победила "Жена керосинщика" нашего Александра Кайдановского… Жюри в разные годы возглавляли такие мастера, как Микеланджело Антониони, Сидней Поллак, Роберт Де Ниро, Роман Полански, тот же Стивен Спилберг - фестиваль на горнолыжном курорте пользовался большим авторитетом и способствовал росту популярности Авориаза.
Сегодня он в рекламе не нуждается. Все принципы, лежащие в основе организации современной горнолыжной станции, тут идеально соблюдены. Например, система ski out - ski in. В Авориазе нет ни одного дома, от порога которого нельзя было бы уехать на лыжах, а накатавшись, на лыжах же вернуться обратно. Вместо улиц - трассы. Все машины остаются на большой парковке при въезде на курорт (открытая стоянка - 40 евро за неделю, крытая - 76 евро). Дальше до своих апартаментов гости обычно добираются пешком, волоча вещи в пластиковых корытцах (прокат - 1 евро). Некоторые заказывают сани с запряженными в них лохматыми лошадками; такой трансфер cтоит 4,50-13 евро в зависимости от расстояния плюс 2 евро за багаж.
Горнолыжные трассы оплетают Авориаз со всех сторон. Они расположены над и под ним - северные и южные, восточные и западные. Главная проблема состоит в том, что на некоторых слишком многолюдно. Спуск подчас превращается в азартную игру: как проскочить между живыми "вешками", беспорядочно движущимися в разных направлениях, никого не задев и не обидев?.. Для тех, кто делает на лыжах первые шаги, есть несколько "школьных" бугелей на пологом склоне в верхней части курорта. Катальщики со средней подготовкой предпочитают широкие, открытые трассы под креселками Choucas и Fornet. (Жаль, в плохую погоду согреться тут негде: у нижней станции не ресторан, а крошечная хижина). Продвинутые бордеры отдыхают в парке Arare; внизу для них имеется также Super-pipe длиной 120 м и высотой стен 6 м. Ежегодно в середине декабря здесь проводятся популярные соревнования Winter Kick Off с участием многих известных райдеров. Уместно вспомнить, что именно в Авориазе в 1989 году разыграли первый Кубок мира по сноуборду. Всего же в Порт-дю-Солей насчитывается 9 сноупарков, 3 больших халф-пайпа, 5 бордеркроссов.
Наиболее интересные и сложные трассы расположены на Hauts Forts (2466): бугристый северный цирк у трехкреселки Combe du Machon, идущая по гребню скоростная "черная" Arete des Intrets, крутой и узкий коридор под парнокреселкой Crot. А также трехкилометровый спуск off-piste, начинающийся на самом верху, под скалами (искатели приключений уходят далеко влево) и приводящий на дно ущелья Prodains. Это одна из так называемых Snowzone - специально выделенных в Авориазе склонов для любителей свободного внетрассового катания. "Зоны" патрулируются спасателями, как правило, не лавиноопасны, сложные места маркированы соответствующими знаками - но ратраки здесь не ходят и сохраняется естественный снежный покров.
Верхняя точка над Авориазом, куда забрасывают канатки, - 2350 м. Внимание: это верхняя точка всего Порт-дю-Солей. Высоты тут, по французским меркам, прямо скажем, очень скромные: Валь Торанс в "Трех Долинах", например, сам лежит на 2300 м, трассы в Тине или Ле Дез Альп стартуют с отметки 3500 м… На некоторых курортах региона горнолыжный сезон в конце марта практически завершен: снега на нижних склонах уже нет. Авориаза, впрочем, это не касается.
Есть два принципиальных направления движения: из Авориаза можно перебраться в Крозе и заняться исследованием швейцарской части Порт-дю-Солей, а можно, оставаясь на французской территории, отправиться в путешествие в Шатель, где 83 км подготовленных спусков и сорок с лишним подъемников.
Если выберете второй вариант, надо по одной из недлинных лесных трасс скатиться в Lindarets (зона отдыха с несколькими, выстроившимися рядком ресторанами; снизу сюда доставляет девятиместная гондольная дорога) и, воспользовавшись 3-креселкой, подняться по противоположному склону. Трассы, находящиеся справа, приведут в Plain Dranse (1650): десяток тесно прижавшихся друг к другу шале (и столько же ресторанов), по самую крышу занесенных снегом, модерновая часовня с большим серым камнем вместо колокольни, на котором укреплен крест… Хорошим лыжникам рекомендую расположенный слева широкий скоростной спуск Rhododendrons.
Поднявшись из Pre-la-Joux (1310) на новой шестикреселке, следуйте в направлении Linga, все время вперед: трассы, которые останутся за спиной, никуда не денутся, вы проедете по ним на обратном пути. Приятный "красный" северный спуск, проложенный в неглубоком кулуаре, у верхней станции 10-местного кабинного подъемника сменяется не менее приятной спортивной "черной" трассой - бьюсь об заклад, вам не удастся пройти ее без остановки, на одном дыхании.
Переезд на ski-bus из Виллапейрон в Шатель, если автобус подойдет сразу, занимает не более десяти минут. Долина изящно изгибается вокруг белой горы Mont de Grange (2432). Шатель, разлегшийся на противоположном склоне, на высоте 1200 м, часто называют самым швейцарским из французских курортов. В туристических справочниках он упоминается с конца XIX века благодаря нескольким имеющимся в долине термальным источникам. Но целебной силы "черной" и "красной" воды не хватило - санаторным курортом Шатель не стал. В 1946 году несколько энтузиастов решили построить подъемник в районе Вонне, через пару лет открыли горнолыжную школу. Говорят, эти спортивные начинания активно поддерживал местный приходской священник, аббат Милло, твердо веривший, что в здоровом теле - здоровый дух. Позже парижский предприниматель Пьер Бетейль финансирует строительство нескольких канаток на Morclan (1970) и большого четырехэтажного отеля прямо посреди склона: это место получает название Супер-Шатель. В конце 1960-х ставятся подъемники и прокладываются трассы на Linga, и вскоре Шатель становится частью большого горнолыжного региона. Кстати, именно здесь сегодня размещается штаб-квартира Association Internationale des Portes du Soleil.
Склоны Супер-Шатель, куда поднимает такая же, как и на Linga, десятиместная гондольная дорога, хороши для спокойного семейного катания. Профессионалам и отвязным бордерам нравятся необработанные спуски в диком цирке на северо-западной стороне Morclan. У Barbossine есть несколько хороших лесных трасс южной ориентации, и тоже очень мало народа.
На Tete du Tronchet (1916) (кажется, это уже швейцарская территория), пройдя узким траверсом вдоль отвесного склона, выходим на верх крутой, жесткой и бугристой стенки под опорами 4-кресельного подъемника. "Не для женщин и не для детей", - предупреждают указатели, но сильным лыжникам ради этого спуска, безусловно, стоит сюда наведаться. Других "черных" трасс в секторе Торгона (1100) нет. К небольшой горнолыжной станции, расположенной прямо на склоне, ведет широкая "красная" дорога, с которой открывается чудный вид на Женевское озеро: Веве, Монтре, Chateau de Chillon… Белоснежные вершины отражаются в тихой голубой воде. На противоположном склоне пускает солнечные зайчики высокогорный ресторан над курортом Лейзен, правее можно разглядеть Виллар, за ним ледник Diablerets (3209)…
Раз уж вы оказались в этом районе, не поленитесь подтянуться на длинном якорном бугеле и заглянуть на трассы Braitaz (1790), в долину Абонданс. Здесь несколько кресельных подъемников, интересный рельеф склонов - какие-то совсем новые территории, ждущие своего открытия. Вы наверняка пожалеете, что световой день так короток, и в очередной раз подумаете о том, какой же Порт-дю-Солей огромный: чтобы как следует его изучить, облазить все тупички и закоулки, мало и двух недель.
Кстати, о времени. Если приехали издалека, допустим, из Морзина, в обратный путь надо отправляться не позднее 15.00. И то при условии, что хорошо знаете кратчайшую дорогу домой. Стоит хоть раз с нее сбиться, вы наверняка опоздаете на перекидные канатки, а возвращение на такси выльется в круглую сумму - 100-200 евро.
И снова в Швейцарию. Поднимаемся на скоростной 4-креселке Mossettes и спускаемся к перевалу Portes du Soleil. Загадочное место: когда все вокруг затянуто облаками, тут обязательно просвечивает солнце. Не верите - приезжайте и убедитесь сами.
На перевале установлен небольшой крест в память о гиде Анри Жекс-Колле, погибшем, выполняя свою работу, 21 января 1923 года. Налево - многокилометровая, самая длинная в регионе "синяя" трасса-траверс. Она тянется вдоль красивой пустынной долины, над которой возвышаются Chesery (2249) и Tete du Geant (2232), и в конце концов приводит в большой курортный поселок Моржэн (1350). В 1956 году, когда здесь построили бугельный подъемник на гору Corbeau (1991), появилась возможность спускаться на лыжах во Францию, в Шатель. Это была первая интернациональная "связка", прообраз будущего Порт-дю-Солей. Одна из достопримечательностей Моржэна - "Карильон Мира": подвешенный на тонких стальных нитях, опоясанный фигурками земной шар и 23 колокола символизируют единство человечества. Ежедневно в полдень чарующая музыка колокольного перезвона, отражаясь от склонов, до краев заполняет долину.
Из Моржэна, поднявшись на Foilleuse, можно по широким, открытым восточным трассам двинуться на юг, в сторону Шампуассан. Спуски простые, подходящие для учебного катания, на них всегда много маленьких лыжников. Под 4-кресельным подъемником Aiguille des Champeys, правда, есть одна "черная" трасса, но кто устал или не уверен в своих силах легко ее минует по обходным "синим" дорожкам. Деревушка Шампуассан (1580) - всего три десятка шале, к каждому можно подъехать на лыжах. Как и к необычной, прозрачной церкви. Одна из ее стен почти целиком, от пола до крыши, из стекла; другая, обращенная к скальной гряде Dents du Midi (3257), имеет стеклянный верх. У тех, кто находится внутри, перед глазами вместо настенной росписи - фантастической красоты альпийский пейзаж, постоянно меняющийся в зависимости от погоды и времени суток. Архитектор, придумавший такое решение, наверное, альпинист, во всяком случае большой ценитель гор.
Если с перевала Portes du Soleil свернуть направо, попадете в Крозе. Это самый высокогорный поселок на швейцарской стороне региона - 1660 м над уровнем моря. Живописно разбросанные по склонам двух-, трехэтажные шале, несколько отелей, четыре кресельные канатки, поднимающие в разных направлениях. Трассы в основном средней сложности, кроме тех, что с Mossettes: на них попадаются неожиданно резкие перепады. Для поклонников "доски" имеется отличный сноупарк с сильной музыкальной установкой, десятком трамплинов и "столов", и естественным халф-пайпом в каньоне у креселки Crosets. Для любителей кататься после ужина несколько трасс освещены дважды в неделю, по средам и пятницам, до десяти вечера.
Самый популярный внетрассовый спуск расположен чуть в стороне от Крозе, под 4-кресельным подъемником Chavanette; из Авориаза добраться сюда можно, воспользовавшись 4-креселкой Choucas. Легендарная Mur Suisse, "Швейцарская Стена" - сотни метров одних плотных бугров на крутом восточном склоне. Похожие места есть в Вербье, на Gr.Montets в Шамони, в австрийском Арлберге, у нас на Чегете. Чтобы пройти "Стену" из поворота в поворот на приличной скорости, кроме хорошей физической подготовки, надо обладать безупречной техникой - малейшая ошибка, и ты летишь вверх тормашками. Бесплатный спектакль для зрителей, собравшихся внизу, у маленькой хижины-буфета Chez Lise. Кроме торговли прохладительными напитками и горячим вином, "Лизе" стоило бы наладить у себя прокат театральных биноклей… Ежегодно в феврале на "Стене" стартует Derby Chavanette, в котором принимают участие как лыжники (в частности, практикующие телемарк), так и сноубордисты; длина маршрута 5 км при перепаде высот 1120 м, рекордное время 5,25 минут, спуститься быстрее никому пока не удавалось.
Если Крозе продуманно организованная горнолыжная станция (подъемники, трассы, ничего больше), то лежащий в долине Vallee d'Illiez, на высоте 1050 м, Шампери - это именно курорт со своей историей и традициями гостеприимства. Самый крупный из швейцарских туристических центров, входящих в Порт-дю-Солей. Несколько хороших отелей и ресторанов, современный спортивный комплекс с крытым катком, бассейном, теннисными кортами. Первый отель, Hotel des Dents du Midi, был открыт здесь еще в 1857 году: гостей издавна привлекала красота долины у подножия величественного горного массива. В 1908-м в Шампери протянули железнодорожную ветку. (Информация для любителей экскурсий: до Монтре, Веве, Лозанны отсюда всего час-полтора езды.) В 1939 году был построен первый подъемник, в 1963-м - фуникулер на Planachaux (1800). Сейчас наверх за пять минут доставляет большой 125-местный вагон, а кабинка старой канатки оставлена на память у высокогорного отеля Plein Ciel **.
Спуски по мягким южным склонам приносят эстетическое удовольствие, вид с Planachaux завораживающий: под ногами глубокое ущелье, напротив - белоснежная гряда Dents Blanches (2756). Одно плохо, спуститься в Шампери из зоны катания можно только на подъемнике: тут слишком круто, чтобы проложить трассы. Зато на лыжах можно спуститься в Grand Paradis. Признаться, впервые увидев этот указатель, я усмехнулся: так вот, оказывается, где находится Рай, а я-то думал… Но вся ирония куда-то испарилась уже по дороге вниз. Поверьте на слово, трудно представить себе место более красивое, более совершенное, чем эта светлая холмистая поляна с бегущей по ней речушкой в самом тупике долины, в окружении сияющих вершин. Тот, кто сказал, что это Paradis, просто называл вещи своими именами.
Автор: Юрий БугельSki
Фото: www.avoriaz.com, www.torgon.ch, www.champery.ch
Полные описания курортов (описание трасс, карта горнолыжного региона, информация об отелях, ресторанах и пр.) вы найдете в книге Юрия Бугельского SKI GUIDE.