«Похоже, что в любом деле есть некие закономерности в развитии человека - сначала он растет и становится все лучше и лучше в своем деле и это его радует... а потом останавливается в развитии и выходит на плато... а потом начинает деградировать и результаты ухудшаются... Это и в глыжах и во вкусной пище так... Достижение дальнейшего прогресса будет сопряжено с опасностями для жизни и здоровья, многие это осознают и останавливаются. Далее надо найти другое дело, где можно продолжать развиваться, то есть начать с уровня чайника и развиться до эксперта, получая от этого удовольствие... Ну типа борд сменить на лыжи, потом лыжи на кулинарию, кулинарию на огородничество, огородничество на внуков... Плохо, когда нового дела не найдешь...» AntonA 13.03.2024г. Ski.ru
А что для вас аpres-ski? Тут ведь много вариантов. Риску предложить некоторую классификацию в отношении этого занятия. Апре-ски 1-го уровня – это всякие развлечения и занятия помимо лыж во время пребывания на горнолыжном курорте. Ну с этим все понятно. Апре-ски 2-го уровня – это создание и поддержание какого-то горнолыжного стиля уже когда вы вернулись домой. Будь то стиль в одежде, какие-то детали интерьера, сувениры, которые напоминают вам о пребывании в горах, какие-то разговоры и воспоминания в компании друзей на эти темы. И самый высший, ну или завершающий – это 3-ий уровень апре-ски. Тот самый, где «надо найти другое дело, где можно продолжать развиваться, то есть начать с уровня чайника и развиться до эксперта, получая от этого удовольствие...» При этом, конечно, желательно, если это занятие все-таки будет как-то связано с вашей горнолыжной жизнью.
Как и любая классификация, эта имеет определенные допущения и не всегда между этими уровнями можно провести четкую границу. Ну вот, например, написание постов и комментариев на ski.ru – это апре-ски какого уровня? Если пишите в горах после катания, то вполне можно отнести к 1-му, если по приезду домой - уже ко второму. Ну а если для вас это стало регулярным занятием и при этом вы не зависли на уровне чайника, то может и на 3-й потянуть. Но не суть. Идея, полагаю, понятна.
Про первый уровень писать не буду. У каждого тут множество своих историй. Осмотр местных достопримечательностей, чревоугодие, релакс в термах, посиделки в дружеской компании с разной степенью интенсивности. Начну со второго. У нас он начался достаточно банально. С желания привезти с собой какие-то сувениры, интерьерные вещи, которыми можно украсить дом, и которые напоминали бы о поездке в горы. Ну что-нибудь типа вот такой традиционной украшалки, которая была привезена из Франции. Или вот такие колокольчики, один из которых был привезен из Пампорово, а один из Лез-Арка.
Попадались и не вполне традиционные сувениры. Вот как-то будучи в Энкампе, мы с товарищем зашли в магазин, где продавался какой-то необычный антикварный алкоголь. Неизвестные названия, бутылки старомодного вида. Ну и, как мы поняли, это был алкоголь, который конфисковали у контрабандистов, а потом пустили в продажу. И я не преминул купить на память одну такую бутылку, которая до сих пор радует мой глаз и напоминает об Энкампе.
Или вот еще такой сувенир, который жена присмотрела и купила в Канацеи. Причем, не сказав мне об этом. Поскольку посчитала, что я никак не одобрил бы такое приобретение. Везла она ее в своей ручной клади, замотав в шарф. Это была сова, которая, по мнению жены, очень хорошо бы смотрелась у нас в барбекью. А фишка была в том, что была она сделана из камня с обрамлением из метала и весила килограмма четыре.
Еще одним увлечением жены стали всякие фотографии и картинки, которые она покупала в местных магазинах и потом вставляла в паспарту. Ну вот вам, пожалуйста, Cortina d’Ampezzo, Colfosco,Passo Carezza, Vipiteno, Passo Pordoi, Bressanone… Бери и выстраивай маршрут для путешествий.
Но так получилось, что любимым местом для горнолыжных поездок для нас стала Савойя. Оказавшись первый раз там в Les Arc 1950, мы влюбились в этот регион и старались привезти с собой какие-то вещи, которые напоминали бы нам об этом уголке Франции. Как известно, в Савойе зародился стиль шале. Ну а если говорить об интерьерных вещах, то традиционно это изображение сердечек, оленей и сочетание красных и белых тонов. Так что жена, благо катание на беговых лыжах оставляло у нее больше времени, обследовала магазины и рынки в местах нашей дислокации в поисках штор, скатертей, салфеток… Или вот даже обивки для нашего деревенского дивана, чтобы уже вообще часами или целыми днями пребывать в горнолыжном окружении.
Если говорить о крупных интерьерных вещах, то тут случались и некоторые неожиданные открытия. Например, в свое время мы купили для нашего деревенского дома белорусскую кухню из сосны в стиле кантри. И каково же было наше удивление, когда, зайдя в магазин в Бург-Сен-Морис, мы обнаружили там кухонный шкаф из нашей кухни. Позвонили по приезду в магазин, в котором мы ее приобретали, и задали вопрос о причине такого родства. Ну и нам сказали, что белорусы производят эту мебель по французским моделям. Так что оказалось, что у нас дома еще и целая кухня в стиле французского шале.
Ну и, естественно, какая лыжная тематика без самих лыж. Но в данном случае возникала некоторая проблема. Применять в интерьерах современные горные лыжи как-то не хотелось. А везти антикварные лыжи из той же Франции тоже идея не однозначная. И зачем обязательно везти из-за границы, когда есть что-то свое, родное. И не обязательно ведь горнолыжное, а просто лыжное. К счастью, у нас сохранились старые отцовские лыжи, на которых он катался еще в шестидесятые-семидесятые годы. У них, кстати, как-то распрямлялись концы за лето. И я помню, как перед началом сезона папа запаривал их в кипятке и потом загибал концы в нужном направлении. Так что эти лыжи стали центральным местом в домашнем лыжном уголке, куда также добавились ботинки для беговых лыж времен моей школьной жизни. И еще сюда же смастерил конструкцию для хранения карт горнолыжных склонов и скипассов. Эклектика, конечно, но в любом случае это все вещи, которые непосредственно связаны с историей нашей семьи в привязке к лыжной теме.
Должен сказать, что совсем не обязательно, что все эти интерьерные вещи просто покупались в магазинах. Ну вот, например, картина, которую нарисовала дочь на спиле дерева. Или вполне вроде традиционная подставка под горячее. Но дело в том, что это резиденция La Renardiere в Samoen, в которой мы останавливались и которая была просто восхитительна. И нам захотелось воспроизвести ее фото именно в качестве подставки. Тем более, что были старые подставки, которые уже изрядно потерлись и требовали замены. И, между прочим, изготовление подставки с фото резиденции оказалось весьма непростой задачей. Естественно, фото напечатали в типографии. При этом пришлось перебрать и напечатать несколько вариантов на разных типах бумаги, пока не подобрали ту, которая хорошо приклеивалась к основе и при этом не образовывались всякие пузыри и складки. Ну и потом еще надо было подобрать лак, который был бы устойчив, и также равномерно ложился на бумагу. И, как вы понимаете, сама по себе бумага не приклеивалась, а лак сам по себе не ложился. Тут приходилось отрабатывать технологию. Как прикладывать, как разглаживать, как наносить лак. Работали с дочерью в четыре руки. А лак в итоге наносили в 4 тонких слоя с промежуточной сушкой.
Ну ладно, скажите вы, со вторым уровнем апре-ски все понятно. А с третьим то что? Отвечу. Начну с жены. Подробно эту историю я описал в рассказе «Горные лыжи как источник идей и вдохновения». Коротко – во время пребывания в Лез Арке жена посетила местную сыроварню. Увиденное ее настолько увлекло, что она спустя некоторое время занялась сыроварением. Причем начав сразу с мягких французских сыров с белой плесенью. Ну и потом дойдя даже до изготовления пармезана, который вызревал положенные 9 месяцев и получился вполне достойным. В общем, все согласно классификации: «начать с уровня чайника и развиться до эксперта, получая от этого удовольствие...»
Ну ладно, скажите вы, с женой понятно. А ты, что ты сделал в области апре-ски? У тебя из какого места руки растут? Что ты ими можешь делать, кроме как по клавиатуре клацать? Постараюсь ответить. И тут получается некоторая история, которая плавно перетекает из 2-го в 3-ий уровень.
Ну вот у вас с чем связаны воспоминания об Альпах? Не беру катание на лыжах и всякие природные красоты. Я вот, например, всегда восхищался традиционными альпийскими деревянными домами. Воспроизвести, конечно, какое-нибудь альпийское шале – это задача сложная и весьма дорогостоящая. Но вот построить деревянный дом и как-то дополнить его всякими элементами, которые мы наблюдали в Альпах, почему бы и нет. Вы же обращали внимание, что, например, на крышах альпийских домов используют в качестве элемента снегозадержания бревна? Вот пожалуйста. Эту конструкцию я применил на крышах своего дома и мастерской. Причем, как вы понимаете, процесс оказался тоже не очень простой. Найти и привезти бревно нужного размера это еще туда-сюда, хотя в магазинах их не продают, а на лесопилки тонкие стволы не возят. Еще и надо было, чтобы оно не сильно сужалось по длине, а у молодых деревьев это сплошь и рядом. Да и держатели для бревен на черепичные крыши у нас не в каждом магазине стройматериалов продаются.
И я вот упомянул мастерскую, которую решил не так давно построить. Потому как, сами понимаете, что мастерская вещь совершенно необходимая для того, чтобы что-то такое мастерить. Но и как, собственно, объект, для применения этих самых элементов альпийского домостроения и домоукрашения. Вот, например, увидел я как в ресторане на горнолыжном склоне оформлена терраса. Такие, разноплановые деревянные доски. Понравилось, сфотографировал. А дальше куда с этим? Где это воспроизвести? Как раз в оформлении крыльца мастерской. Понятно, что с оригиналом тягаться не получится, но тут ведь цель другая. "Развиваться, получая от этого удовольствие".
Или вот обратил внимание, что в большинстве альпийских домов торцевые доски под крышами имеют одинаковый узор. Причем, встречал я его и во Франции, и в Италии. Ну, значит, надо его воспроизвести. А для этого надо построить объект, где это применить. И опять мастерская для этого вполне пригодилась. Аналогично окна, двери и их оформление. Ну и общий антураж, конечно.
Внутри, конечно, надо было все делать тоже в стиле старого деревянного дома. Ту же мебель в мастерской. Причем, она же и функциональной при этом должна быть. Вот, например, чтобы вписать в нее фрезер,циркулярку да еще и пылесос для сбора опилок. Но получилось. Естественно, нашлось и место и старым инструментам, оставшимся от деда и отца. А чтобы во время работы в мастерской я не забывал о горах, дочери подарили мне их изображение, которые сами выжгли на слэбе.
В общем, вот этот трансфер всяких архитектурно, интерьерных и прочих подобных решений из Альп в нашу деревенскую жизнь принял постоянный характер. Вот, например, увидел я в горах лавочку, сфотографировал и воспроизвел дома. Или вот присмотрел деревянное кашпо для цветов с традиционными сердечками, взял и сделал.
Или обратный процесс. Вот, чувствуя приближающуюся пенсию, решили мы, что надо завести кур и, соответственно, сделать курятник. И, конечно, возникает вопрос, а как бы оформить вход и окна в этом самом курятнике? Начинаешь перебирать фотографии из разных мест. И находишь на фото, сделанном в Кортине д’Ампеццо, нужный элемент оформления. И когда потом смотришь на этот курятник, то подсознательно переносишься мыслями в горы.
Кроме курятника, конечно, и в доме получилось как-то приложиться. Вот помните, я рассказывал про белорусско-французскую кухню. Был в ней один недостаток - отсутствие посудомойки. Не вписалась она в свое время в конфигурацию. И жене это это очень не нравилось. Но как-то смирилась. И тут я решил сделать ей приятное. Тем более, что мастерская позволила заняться изготовлением разных столярных изделий. Так что взял и провел реконструкцию. Сделал посудомойку и шкафчики нужного размера, а из освободившихся двух шкафчиков после добавления самодельного третьего получился кухонный комод. И фрезер пригодился, и токарный станок. Не вполне, конечно, удалось цвет подобрать, но это проблема. Особенно если это просто затонированная воском сосна, которая со временем естественным путем желтеет, появляются разные оттенки, переливы цвета и т.д. Но жена осталась довольна, а это самое главное.
Да, еще один важный момент, если мы про дерево. Меня всегда очень удивляло, как ведет себя древесина в горах. Дома стоят сотни лет и не гниют. Дерево не превращается в труху, как у нас. Да что дома, помнится в Валь-Сени я обратил внимание на городской тротуар из дерева. Не знаю, конечно, сколько ему было лет, но точно знаю, что у нас за два-три года он точно бы сгнил. Как бы его не пропитывали. А между прочим и не факт, что пропитывают. Я вот будучи в Самоене ходил смотрел на новые дома, стилизованные под шале. И они снаружи были обшиты деревом, которое выглядело именно как старое. При этом видна структура, характерное смешение разных цветов.
И я подумал: «Если дома новые, то значит они берут обычные доски и обрабатывают их какими-то составами, которые дают такой эффект». Тем более, мне знакомый парень, который уехал в США и занимается там реставрацией деревянных домов на горнолыжных курортах, рассказывал, что есть такие составы. А в Самоене был довольно большой строительно-хозяйственный магазин. И вот я пошел к ним и спросил: «А чем это у вас так покрывают дерево, что оно выглядит, как старое?» А они говорят: «Не чем не покрывают. Это и есть старое дерево. У нас его продают для отделки шале». Было у меня такое предположение. Вот те дома и постройки, которые пару сотен лет назад строили, их что, антисептиками или маслами всякими обрабатывали? Нет, конечно.
Но, конечно, эффекта старого дерева сложно искусственным путем добиться. Можно, например, применить браширование. Это когда щетками древесину обрабатывают и она становится рельефной. Но вот переливы натурального цвета получить крайне сложно, хотя пробовать можно. Вот так, например, получается.
Но в некоторых случаях выход имеется и без этих ухищрений. Вот стал у меня сосед по участку забор менять. Такой, из досок, который мок под дождями и выгорал на солнце не один десяток лет и стал совершенно неприглядного серого цвета. Спросил я у соседа, что он собирается с ним делать. «Сожгу»,- говорит. «Давай заберу». «Да забирай». Забрал. Прошелся по доскам керхером, немного щетками обработал. И вот, проступила та самая красота неописуемая. С переливами цвета. Так что можно использовать это старое дерево для всяких деревянных изделий. Раму для картины (подглядел в Греции), наличники на окна или тот же курятник ими обшить.
Ну а для каких-то изделий пошире, тех же деревянных кашпо, обнаружил такие-же старые доски на заброшенной ферме. Они там в качестве обрешетки на крыше использовались. Так что высохли, состарились, но не сгнили.
И в истории досок с заброшенной фермы, как и в истории старого забора, есть одно символическое значение. Вот тот старый серый забор, который собирались сжечь, совершил некоторое перевоплощение. И вместо того, чтобы прекратить свой жизненный путь, занял место в качестве, даже не ограждения, а украшения границы моего участка. А дизайн этого забора был сохранен мной на фотографии много лет назад во время путешествия по Святой горе Афон. Так что есть повод задуматься, что, может, достигнув преклонного возраста, не стоит готовиться исключительно к утилизации. Можно найти себе и другое применение. Но, в отличие от забора, сделать это можно только самостоятельно.
В общем, вот такое апре-ски получилось. Вполне перешедшее на третий уровень. Ну а пока еще ездим в горы, то набираемся впечатлений, идей, фотографий. Чтобы потом, даже совсем после лыж, было чем заняться. Но и про горы и лыжи при этом все-таки не забывать.