1. Вступление.
Жизнь в далёких городках, вдалеке от всего на свете, несёт в себе много хорошего, ну и плохого тоже. Например, путешествия обходятся дорого, что плохо, но начинаешь соображать, как по максимуму использовать свои возможности, что уже получше (соображать вообще всегда получше). Каждый раз, выбираясь из родных Хибиней на оперативный простор транспортных потоков, я стараюсь посетить два места точки А и Б, не стал исключением и тот зимний сезон.
Решив поехать в Байкальск на пять дней (а будем откровенны, дольше там делать нечего) я начал прикидывать «точку Б» своего сноубордического трипа. Бобровый Лог или Гладенькая? Красноярск - что-то дорого выходит, Хакасия - слишком непонятна по транспорту и жилью, Шерегеш - был и особо опять не хочется .
Страницы Гугла мелькают страница за страницей, "у России с Монголией безвизовый режим", да плевать - у них у каталки нет. Стоп! Или есть? Поисковая строка - выручай родная. А ведь есть! Горнолыжный склон Скай Резорт. Монголия, Монголия, хммм... а ведь не плохая идея.
Добраться не совсем просто, но терпимо, в целом не дорого, экзотично, появляется возможность посмотреть на собеседника снисходительно и произнести фразу: «Деточка, да я в Монголии карвил» (определенно, тщеславие любимый грех дьявола). К черту всё, Монголия встречай!
2. Транспортировка своей тушки.
Итак, мой милый читатель, откушав омуля горячего копчения под изысканные напитки Барнаульского пивного завода, ты снисходительно разрешил Монголии поиметь честь своего визита? Что же, один из вариантов доставить свою тушку по месту назначения следующий.
Откатавшись весь день на склоне горы Соболиной, поездом № 362 в полпервого ночи (здесь и далее время местное) необходимо уехать в славную столицу Бурятии - город Улан-Удэ. Поспав в вагоне пять часов, бодрым и веселым (а еще каким можно быть в полшестого утра?) выходишь в Улан-Удэ и пытаешься попасть из одного вокзала (железнодорожного) в другой (автобусный Южный). Лучше сделать это на такси. Нет, можно сделать это и пешком, конечно, полчаса ходьбы всего-то, но ты же на отдыхе всё таки.
В 7-30 каждый день от этой географической точки отправляется автобус, связывающий два Улана. Один Удэ, другой Батор. Вокзал и кассы открывается в 7-00, так что билеты туда и обратно купить успеешь. Но лично я, что бы не остаться за бортом и не махать платочком уходящему дизельному заду уже заполненного автобуса, купил билеты заранее через посредника. В пути ты проведешь всего-то часов 12, с маетой часа 1,5-2 на границе. По пути тебя будут ждать живописные виды (если, конечно не будешь дрыхнуть всю дорогу).
Прибываешь в Улан-Батор в районе 8 вечера и едешь в отель. Обратно в Россию Улан-Удэ, на этом же автобусе выезжаешь всё в те же 7-30. И на том же поезде, но уже под номером 361 в полодиннадцатого вечера уезжаешь из УУ в Иркутск. Прибываешь туда 7-20 и успеваешь на утренние рейсы из воздушной гавани столицы Сибири. Ну, вроде все просто. Проще только выучить слова песни Араунд зе Ворд, группы Дафт Панк.
3. Город.
Говорят, что Москва – не Россия, к сожалению и Улан-Батор – не Монголия.
Глобализация сильно затронула город и накрыла его волной Пицца Хат и KFC, но все таки национальные черты нет-нет да и проглядываются. Я не знаю как описывать города, поэтому напишу что мне больше всего запомнилось...
4. Движение.
Если сидя за рулём авто, ты едешь по дорогам своего города и думаешь, что вокруг одни дебилы и бараны, понакупавшие права, то поездка в Улан-Батор – это то, что тебе надо. Вернувшись оттуда, ты будешь со слезами благодарности на глазах смотреть на окружающих водителей и думать, какие же они чуткие и замечательные люди.
Движение в Монголии это просто хаос. Это ПДД с одним правилом, кто раньше бибикнул - тот и прав. Приоритет в движении? Полоса движения? Ха, это для европейских неженок. Знак пешеходного перехода означает лишь снижение шансов быть сбитым, не более. При этом за два дня у У-Б я так и не увидел не одной аварии.
Поражает автопарк. В основном это Хонда Фит и внезапно Тайота Приус. И если с Хондой всё понятно, Хонда Фит – лучший автомобиль в мире (а догадайтесь, какое авто у автора?), то откуда такое нереальное число Приусов мне не понятно. Ну и регулировщик на тумбочке на перекрестке то же необычно.
А вот жителям Питера повезло. Из центра Улан-Батора до Питера ходит прямая маршрутка - экспресс .
5. Архитектура.
Улан-Батор, являясь столицей страны и старинным религиозным центром, всё время демонстрирует тебе оба статуса. Вот современность...
Ну чем не альпийский или краснополянский вид?
А вот и старина проглядывает...
Отдельно хочется отметить памятник какой-то монгольской музыкальной группе, говорят, что она очень известна в стране и даже за рубежом достигла определённой известности.
6. Язык.
Монгольский сам по себе язык трудный на восприятие, но на кириллице это выглядит как удар ладони по клавиатуре. Но иногда появляются надписи весьма доставляющие.
Классное название, но если бы еще продолжить «…и бухай», был бы вообще шедевр.
Моё любимое.
Мой вольный перевод с монгольского: «Что? Накопил 1200 на авто? А как бы нет, дружок. Оно уже 2600 стоит».
7. Еда.
Много всяких ресторанчиков с местной кухней и почему-то с корейской. Порции большие, за примерно 500 -750 рублей можно наестся на весь день. Если боитесь экзотики, то Пицца Хат, КФС и внезапно Ирландские пабы не дадут помереть с голоду. Для особых гурманов могу подсказать, где находится ресторан украинской кухни. Ну и близость к РФ дает о себе знать.
8. Шопинг.
Стандартные сувениры присутствуют во множестве сувенирных лавках. А из покупок посоветовать что-то сложно.
Девчонки, наверное, будут рады приобрести изделия из кашемира. Мужикам сложнее. Я вот ничего не нашел. Но я не посещал знаменитый Черный рынок, местный аналог Черкизона во времена его расцвета. Пишут, что там можно найти хорошие джинсы и обувку и вообще изделия из кожи.
В качестве сувениров я хотел привести что-нибудь из монгольской пищевой промышленности. Но кроме водки ничего не нашел, да и та выглядит так, как будто в Кабардино-балкарии сделали. Серьезно, в Улан-Баторском продуктовом отделе местного Гумма ощущаешь себя как будто в каком-то Дикси. Сплошь Маги, Главпродукт, Махеев, Мечта хозяйки, шоколадки Алёна и без всякого перевода на монгольский, как монголы разбираются ума не приложу.
А да, пиво еще монгольское есть, хотя опять у меня смутные подозрения, что его производством занимается Балтика. Вкус во всяком случае такой же.
Знаю, что тебе, мой читатель, абсолютно плевать, что же я в итоге купил, но я всё равно напишу. Шоколадки, сделанные в Аргентине. Ага, всё правильно понял, привёз в Россию из Монголии шоколадки из Аргентины. Обычное дело.
Последнее про покупки. На обратной дороги в России есть Дюти Фри. Цены настоящие дютифритовские, а не как сейчас любят - минус сто рублей от рыночных. Литр виски 12 долларов. А вот монгольской водки нет, а я уже настроился.
9. Каталка.
Итак, если ты не нашёл возможности избавится от снаряги в России и, как я, припёрся с ней в Монголию, то грех ей не воспользоваться.
Горнолыжный склон Улан-Батор Скай Резорт находится недалеко от города. Имеет свой сайт и типа трансфер от центра города. Это маленький автобус без каких-то опознавательных знаков. Если бы не крики водителя, я бы его и не заметил. Он был забит полностью, а со снарягой я один. Вообще мне показалось, что Скай Резорт это больше место для тусовки и горнопляжничества для местных, чем катания. Вообщем, на 1 катающегося (а их было очень мало) приходилось человек 50 просто сидящих на солнце. Сам склон не большого размера.
С вершины открываются виды, не лишённые живописности...
К сожалению, на склонах запрещено лежать. Это меня расстроило .
Я бы сказал, что все склоны зеленные. Кроме одного. Вот этого:
Называется он вот так:
Но, мне кажется, что именно это указание, что надо кричать, когда катишься со склона. По местной классификации он считается черным, в обычной ситуации я бы назвал его красным, но!:
Все дело в том, что в Монголии выпадает очень мало снега. По этой причине все трассы - 100% искусственный снег, который под воздействием низких температур (кстати, в Улан-Баторе реально холодно) и ветров выглаживает в практически ледяное полотно. В итоге мы имеем крутую, узкую, ледяную трассу без ограждения и снега по бокам.
Попытка проехать закрытыми дугами закончилось выбросом с трассы, повезло, что скользяк и канты на камнях не оставил, снега-то вне трассы нет. Открытые дуги привели к такому набору скорости, что приходилось резко сбрасывать. В итоге начал катать высоко, переваливаясь слегка с канта на кант, как софтбутер какой-то, тьфу аж противно. .
Вообщем если увидите бордера из Монголии, то знайте, это очень крутой чувак. Ну или чувиха, простите девушки за старый добрый сексизм. Отдельно радует живность неподалеку. Верблюды на горнолыжном склоне, где еще такое увидишь?
10. Окончание.
Ну вот и все у меня. Возникли вопросы, задавайте. И вот вам на прощание фото милого монгольского телёнка, который растёт большим и здоровым не смотря на все суровости окружающий среды. Чего и вам желаю.