Речь пойдет про мою поездку с 2го по 13е февраля 2020 года. Предупреждаю, что написанное ниже - это скорее личные ощущения, чем описание катания. Детали региона, карты, маршруты, пароли и явки можно посмотреть в обзоре Светы.
Некое предисловие:
В Гульмарг с подругой собирались и в два предыдущих года, но по разным причинам получилось только в этом. Никаких иллюзий об Индии не испытывал, никаких симпатий не питал тем более. Лично меня интересовал только курорт, который необычен тем, что он больше предназначен для фрирайдеров, чем для обычных райдеров.
Путь к Гульмаргу:
Не буду описывать мою эпопею с полетом до Индии, так как это были приколы совершенно другой страны и авиакомпании.
Итак, как известно, дом начинается с порога. Индия для меня началась с аэропорта в Дели. Я не самый опытный путешественник, но это был первый случай в моей жизни, когда я видел не Duty Free в аэропорту, а Duty Free, в который прилетают самолеты. Решение, несомненно, интересное, но, на мой взгляд, бесполезное.
Первый звоночек прозвучал тогда, когда несколько человек с моего рейса не получили свои горнолыжные чехлы. К тому времени я уже встретился с подругой, которая прилетела Аэрофлотом и сказала, что свой чехол нашла случайно в другой части аэропорта часа через 2 после прилета.
Примерно через полчаса ожидания я уточнил на стойке информации что чехлы, как любой негабарит, должны приезжать на ленте негабарита. Вполне естественно, что ими там даже и не пахло.
Был вызвал представитель авиакомпании, который ушел в какой-то грузовой лифт, откуда появился минут через 20 с нашими чехлами. Что было бы, если бы у нас была короткая пересадка, или я не говорил бы по-английски, я не знаю. На логику бытия в Индии надеяться не рекомендую.
После счастливого воссоединения с мой снарягой следующая задача стояла предельно просто - надо было зарегистрироваться на местный рейс и сдать багаж.
Изначально в качестве внутренней авиакомпании для полёта в Шринагар была выбрана Air India. Выбрана она была потому, что у них на сайте в официальных правилах были два понятных и удобных пункта:
1) Если у вас только горнолыжный чехол, то он считается как обычный багаж, а значит по норме билета эконом класса до 23 кг перевозится бесплатно
2) Если у вас багаж и горнолыжный чехол, то за чехол вы платите как за перевес в 3 кг, что в свою очередь составляло чуть более тысячи рублей в пересчете на наши деньги.
У нас обоих было по чемодану и чехлу, так что мы спокойно готовились к сценарию из п.2
У нас окно около 5 часов по времени между рейсами и простая задача регистрации на этот рейс. Что могло пойти не так?
На стойке улыбчивая девочка взяла наши паспорта, зарегистрировала чемоданы, напечатала посадочные и дала бумажку, по которой нам надо было оплатить снарягу. И вот тут стало интересно - у каждого из нас в бумажке значилась сумма больше 15000 рупий, то есть около 14 тысяч рублей.
На моё вежливое "чё это за херня вообще?!" девочка сказала, что у нас перевес по 20 с лишним кг на человека.
Я показал девочке правила на их сайте, она прониклась, и начала кому-то звонить. Минут через 20-30 после этого к нам пришла делегация из 5 (!) представителей авиакомпании. Представителям были показаны правила на их сайте. Представители прониклись, большая часть их них начала куда-то звонить. Минут через 30 этого нам снизили цену до 7000 рупий с человека.
На вежливый вопрос "а это вы с какого потолка взяли" последовали еще один сеанс массовой сотовой связи. Процесс ни к чему не привел, представители растворились в просторах Duty Free, который по ошибке считают аэропортом. Еще минут через 20 девочка на стойке тыкнула пальцем на серьезного типа в чалме через зал и сказала, что это какой-то их старший менеджер, и надо решать вопрос с ним.
Старший менеджер был немедленно пойман за пуговицу. Ему были предъявлены правила на их сайте. Он, что характерно, проникся. И начал звонить. Так как время было около 5 утра, я сильно надеюсь, что это был не владелец авиакомпании, так как старше этого человека, как я понял, в аэропорту никого не было. После 20 минут звонков нам был задал отличный вопрос, я цитирую, "а как вы оплачиваете горнолыжную снарягу в ВАШИХ авиакомпаниях?". Профессионализм местных менеджеров чуть не сбил меня с ног.
Еще примерно через 20 минут персонаж сдался под нашим напором, подошел с нами к стойке, и сказал выставить нам обоим счет по 1500 рупий на тело. Это нас вполне устроило, так как соответствовало ожиданиям, и после оплаты этого "штрафа" мы отправились в сторону вылетов внутренних рейсов.
Всё, задача выполнена. Ага, щас.
Нас встретила змеевидная очередь человек в 300, которая стояла в 4-5 пунктов досмотра, где процесс шел весьма неспешно. Девушек пускали отдельным коридором, так что где-то через первую треть очереди подруга ускакала на отдельный досмотр. Время меня сильно поджимало, но это вообще никого не напрягало, в том числе персонал. В общем минут через 30 я дошёл до рамки. Перед рамкой я спросил у служащего, надо ли выкладывать технику их рюкзака. Было сказано, что надо выложить всё железное из карманов, и идти через рамку и ощупывание.
Без проблем, прохожу, получаю паспорт со штампиком, жду рюкзак. Другой индус подходит и говорит показать технику из него. <Вырезано шокированной цензурой>.
В темпе выбрасываю из рюкзака всё, что там было и молюсь, чтобы он не задал какого-нибудь элементарного вопрос вроде "а как работает биппер?". К счастью персонаж всего лишь минут пять с интересом молча перебирал содержимое моего набора для целеустремленных самоубийц, после чего разрешил идти.
Дальше я бегом преодолел еще примерно с километр. На посадку я успел только потому, что ёё слегка задержали.
В самолёте нас ждал неожиданный сюрприз - нас посадили в ряд у аварийного выхода, так что я мог вспомнить все доступные методы членовредительства в отношении индусов, ни во что не упираясь коленями.
По прилёту в Шринагар был без проблем и задержек получен весь багаж, а также заполнена небольшая бумажка, смысл которой можно описать как "вы кто такие, за каким фигом приперлись?". После чего мы спокойно упали на заказанный трансфер, и поехали в сторону, как я надеялся, Гульмарга. Неожиданно, но в итоге именно туда мы и приехали.
В Гульмарге:
Несмотря на то, что мы приехали на место около полудня, было принято волевое решение впасть в спячку до следующего утра, так как сутки пути с диким нервным напряжением плохо повлияли бы на катание в довольно опасных условиях на высоте около 4 км
На следующее утро мы бодро собрали снарягу в кучу, и поехали в сторону гондолы и касс. Тут надо сделать пояснение - жили мы в новом блоке отеля Pine Palace, а он якобы ski in и ski out. С "out" проблем почти не было - от крыльца можно было по сложному убитому снегу съехать на технологическую дорогу, а оттуда уже на трассу почти у самой гондолы. С "in" всё было веселее, так как последнюю часть пути всё равно надо было проходить пешком в гору, что весьма увлекательно в конце дня.
И так, мы оказались у касс. Ура. Вот только прилетели в Шринагар мы в воскресенье, поэтому деньги нормально поменять нам было негде. Банк в поселке по слухам начинал работать где-то в 10:30. А еще около касс был секретный банкомат, вот только дорога к нему была закрыта решеткой. Решетку открыл индус около 10 утра.
Я снял небольшую сумму денег и встал в очередь в кассу.
И тут же познакомился с отличительной чертой Гульмарга - когда перед тобой в очереди человек 5-7, их не "всего" 5-7, а "целых 5-7". В очереди я провел с полчаса.
И так, наконец получив на руки аналоговые скипассы в виде листов А4, мы поехали на самый верх.
В первый день было решено не совершать подвигов, поэтому в тот день мы были без скитурного оборудования, а значит у нас было два варианта - либо кулуар под гондолой, который перманентно в режиме фарша, либо хребты и кулуары, которые находятся слева от гондолы, если смотреть на нее снизу.
Научным методом "а почему бы нам не повернуть вот сюда" был выбран Sheenmai bowl. Уже тогда кулуар был в довольно убитом состоянии. Оттуда вывалились на небольшое поле перед гондолой, пересекли его траверсом, и в итоге вышли к низу первой гондолы, после чего снова поднялись на самый верх и спустились примерно тем же путем, но в верхней части был Shaggy's face
В целом тут хотелось бы сказать, что я с удивлением читал, что люди покупают дневные скипассы, а не однократные, или про 5-7 спусков в день. Даже без скитура, даже при использовании только самых коротких кулуалов под гондолой в это верится с трудом. Если ездить сверху донизу, у вас не хватит ни сил, ни времени. Конечно мы не берем в расчёт тех, у кого приложение на телефоне показывает скорость 150 км/ч и выше.
После двух спусков мы успокоились и поехали в посёлок с целью поменять деньги, что и было успешно сделано, хотя и заняло около часа времени.
Кстати таксист сначала просил за проезд до банка 800 рупий, но в итоге согласился на 300 за дорогу в оба конца и ожидание. В последующие дни я вообще проходил этот путь пешком. В среднем 15 минут туда, и 25 минут обратно.
На второй день мы уже были со скитурным оборудованием, соответственно целенаправленно попёрлись вправо от гондолы. Вокруг было вот так:
Такая погода хороша только для съемок, но кататься в неё интересно только если это день сразу после снегопада. У нас такая херня за редким исключением стояла почти две недели.
Соответственно это приводило к "прекрасным" последствиям:
1) На улице стоял ощутимый плюс, что несколько странно на высоте 4 км в феврале.
2) Ночью всё это остывало и замерзало, соответственно утром было в неровном льду и с настом разной степени противности
Если рассматривать для примера Chooti Nali Bowl, и смотреть на него сверху вниз, то левая половина кулуара представляла собой очень крупную шкурку, которую постелили на два сантиметра ледяного наста. Я как-то туда выехал, и очень об этом пожалел.
В целом вменяемый снег был обнаружен только в тех местах, которые почти сто процентов времени находятся в тени.
Но в поганом солнце и отсутствии свежего снегопада был маленький плюс - неделю до нас и две недели с нами лавинная опасность на всех уровнях была на уровне "1", потому что оторвать всю эту фигню от склона можно было разве что динамитом.
В целом не вижу смысла писать подробно именно про катание, так как условия сильно поменялись только в последний день нашего катания.
До него были неплохие прокаты, которые оставляли приятное ощущение:
В предпоследний день нашего там пребывания пошел долгожданный снег. Вот только температура не упала, а а потому выпало 15-25 см мокрого снега.
В итоге в последний день нашего катания вторую очередь не открывали, а кресло открыли только часов в 12 дня, когда лавинщики взорвали штук 8 шашек в кулуаре вокруг кресла.
Собственно остатки кулуара народ вспахал минут за 40 после открытия кресла. Мы сделали 3 коротких спуска с кресла. После чего было сделано пару длинных спусков по полю и лесу слева от основного ручья.
В условиях тумана это было то еще приключение, но мы добрались без потерь:
В обратный путь в Шринагар мы ехали с запасом, опасаясь второй серии саги "сдать багаж без угроз физическим насилием". Но девочка в аэропорту приятно удивила - увидев наши сноуборды, она потратила примерно 10 секунд на то, чтобы выписать нам два счета по 1500 рупий за перевес, так что до Дели мы долетели без проблем. Что характерно, нас опять посадили в ряд у аварийного выхода
Мои ноги слева
Про деньги:
Вопрос про билеты отбрасываю, так как это сильно зависит от того, насколько заранее вы их брали. На электронную визу было потрачено около $27 и еще много нервов из-за их глючного сайта. Весь остальной бюджет примерно $800. Причем питались мы в ресторанах, плюс закупались вкусняшками и фруктами. И жили не в самом дешевом отеле. Так что при желании можно еще сэкономить.
Про сервис:
Он ускользающе ненавязчивый. Очень быстро и умело ускользающий! Белье и полотенца нам после заселения поменяли никогда.
Приходилось просить специального человека вынести у нас из номера мусор. Мне настоятельно рекомендовали перед уходом оставлять мусорное ведро в коридоре, так как без посетителей они в номера не заходят.
И это так, штрихи из жизни не самого простого отеля. Страшно представить что может быть в простом и дешёвом.
Про еду:
Изначально это был один из самых сложных вопросов, так как я не фанат всякой сложной гламурной фигни, плюс не очень чтобы фанат острого, которым меня все пугали. В самый первый раз я заказал себе суп, и он оказался очень слабым. Такое ощущение, что в недоваренный бульон случайным образом докинули ингредиенты. В тот момент я сильно вгрустнул, ожидая, что остальное и дальше будет похожим. А впереди были две недели...
Но следующий опыт показал, что в разделе китайской еды есть много видов курицы, которые индусы готовят отменно. Я не знаю как бы эту китайскую еду оценили китайцы, но лично мне очень понравилось. И вот тут я оценил ньюанс - если просить сделать еду совсем не острой, она получается никакой. Вообще. Они, видимо, не используют ни соль, ни маринады для мяса. А вот если попросить сделать еду острой, она получается отличной.
Русские гиды рассказывали, что если попросить их сделать по уровню остроты "как себе", то над судьбой цыпленка, или кого вы там доедаете, придется поплакать не менее двух раз. Я до такого не дошел, не было желания. В целом если будет там, рекомендую китайский раздел меню в ресторанах боих блоков отеля Pine Palace. Раздел блюд в тандыре тоже хорош.
Так что в итоге индийскую еду я, похоже, так и не попробовал, о чём совершенно не жалею.
Про сам курорт Гульмарг:
Понятно, что любое мнение субъективно, но я точно опишу кому не надо сюда ехать.
Если вы не катаете фрирайд, или вы совсем начинающий в этом деле, ехать туда нет смысла. Я в Гульмарге не увидел среднего уровня сложности. Весь увиденный мной верх там - это довольно ощутимые уклоны, местами с карнизами и дропами. А поле и лес там там плоские, так что обучения там особого нет, только тест внимательность, упадешь в ручей или нет.
Если вы привыкли к некоторому уровню комфорта, вам нужно дважды подумать о направлении. О сервисе я написал выше. В поселке нет ни одного крытого магазина. Ну то есть закупаешься строго на улице. Клубов, насколько я знаю, тоже нет. Можно посидеть в барах, но так как я не пью, не могу оценить всю мощь действа. Так что либо с друзьями в настолки, либо читать книжку, есть еще вариант бухла из Duty Free, но, боюсь, литража на весь срок может не хватить. Местный алкоголь дорог, и есть он только в отелях, в поселке официально нет, так как там подавляющая масса населения - мусульмане. Неофициально не интересовался, но дешевым точно не будет. А так в отеле банка пива 0,5л - 300 рупий.
Соответственно по-хорошему туда надо ехать только с целью катания, причем катания довольно сурового . Потому что может либо как у нас - старый сложный снег, либо после свежего снегопада - когда весь верх будет в серьезной лавинной опасности.
Все фанаты качественного апрески и танцев на столе в лыжных ботинках смело переходят в обзор какого-нибудь там Куршавеля или Шамони.
Про Индию и индусов:
Древняя культура и традиции... Все эти лозунги в виде путеводителей и рекламок отлично пойдут на растопку печи. Даже в очень отдаленных и малонаселенных местах это страна-помойка, и, судя по всему, в основном ее населяют свиньи. Не считайте меня ханжой, но я, например, многократно был не в самой туристической грузинской Местии . Так вот, грузинская деревня с коровьим навозом и сгорбленными стариками в сравнении с Гульмаргом выглядит как стерильная операционная. Мусор на снегу, сожжённый мусор на снегу, мусор в гондолах. Грязь на любых поверхностях кроме потолка. В тех же гондолах грязь и пятна везде.
Сами индусы - это тоже песня. Если два индуса вступают в разговор, то он слышен всем в радиусе 300м. Если в разговоре больше двух человек, он не закончится никогда. Для служащего в аэропорту вполне нормально высморкаться в урну. Их военные - это даже не анекдот. Первое, что я увидел после получения визы, был местный боец, который сидел на табуретке и ковырялся в телефоне. Пикантный момент состоял в том, что он сидел на табуретке ко мне спиной, а на спине у него висел вполне себе снаряженный автомат.
Чтобы увидеть их богачей, вам придется представить, что сын бывшего генпрокурора Чайки согрешил с анекдотичными бандитами в малиновых пиджаках. Потом на получившегося ребенка надели золотые перстни и браслеты, а также выдали не менее двух телефонов. Телефон нельзя прикладывать к уху. Использовать гарнитуру или наушники тоже строго запрещено. Только громкая связь, а еще лучше видеосвязь с громкой связью! И они ходят с настолько высоко задранным носом, что мне искренне интересен что они делают, если им надо завязать шнурки.
Причем я наблюдал эту "элиту" как в аэропорту Дели, так и в Гульмарге, где они с таким же выражением лиц ехали на санках, которые за собой таскали местные носильщики.
Сначала хотелось надеяться, что это исключения. Потом, что это репетиция какой-нибудь плохой клоунады. А потом приходило понимание того, что для них это норма.
Лично мне такое наблюдать неприятно.
Про интернет:
Это идет отдельным пунктом потому, что сам Кашмир специфичен - во-первых это приграничный район с Пакистаном, с которым у Индии всё давно очень непросто. А во-вторых кашмирцы себя не считают индусами, и периодически пытаются отделиться. Соответственно там не работают простые индийские симки, интернет прилично работает только с VPN. У нас он был в виде вайфая в отелях, и хватало его в основном на почту, да переписки в мессенджерах. Когда все уходили из отеля, можно было даже в интернете посидеть.
Мобильный интернет вроде как есть, но его периодически отключают как только начинается какая-нибудь движуха в плане протестных настроений.
Про погоду:
В целом тут Гульмарг не смог отличиться от почти всех известных мест этого сезона. Везде аномально тепло и мало снега. Местные гиды сказали, что такая температура и условия должны быть в марте, а не в начале февраля.
Что уж говорить, я там встретил человека, который в Индию прилетел прямо из Нисеко. Даже там в этом году все довольно плохо.
Так что плюс на солнце всю дорогу, тяжелый снег, в поселке лужи на дорогах. Крем от загара сильно пригодился.
Некий вывод:
В целом оценивая Гульмарг, я бы сказал, что туда стоит вернуться. Так как плюсы очень обширного региона катания с очень простым скитуром, позволяющим добраться до очень интересных мест, перевешивают все минусы нахождения внутри страны, где с одной стороны есть вроде космическая программа, а с другой довольно спорно считать женщину человеком, особенно вдали от столицы.
Для комфортного пребывания в Индии стоит обладать хотя бы базовым английским. Хотя с непривычки многим будет сложно понять хинглиш
Пост создан из сообщения на форуме.
Аффтар, пишы есче!)))