Добрый день!
Когда-то, лет пять-шесть назад, у меня возникла идея оформить свои теоретические воззрения на горнолыжную технику в виде текста и раздавать его своим ученикам, чтобы меньше тратить времени на склоне на изложение базовой теории.
Текст был написан, но как-то в дело не пошел. А последние три года я вообще больше работаю с детьми, а от них ожидать предварительного прочтения каких-то теоретических материалов, вообще не приходится.
Но работать в стол не интересно. Предлагаю его вам, друзья! )))
Сразу предупреждаю - текст написан для начинающих, и для тех что помнит физику, не более как в объеме средней школы и то наверное частично. Без физики конечно нельзя, но я постарался использовать ее по минимуму. Прошу почитателей этой прекрасной науки не оскорбляться ).
С удовольствием услышу конкретные замечания. Замечания типа "здесь написана одна фигня" буду игнорировать.
Лекция 1
Базовые понятия. Основной поворот на параллельных лыжах с проскальзыванием
Цель данной лекции – дать базовую начальную теоретическую информацию о принципах управления горными лыжами, определить термины, используемые при обучении, с тем, чтобы тратить на это меньше времени при практических занятиях на склонах.
Введение
Техника управления горными лыжами формировалась и модифицировалась на протяжении уже многих десятков лет, как и горнолыжное снаряжение, которое достигло в наше дни практически совершенства для современного уровня технологий. Мировые производители горнолыжной продукции, проектировщики и конструкторы, сегодня очень хорошо представляют, как происходит управление горными лыжами и создают очень удобные и отзывчивые спортивные снаряды для самых разнообразных целевых назначений. Современные горные лыжи, образно говоря, поворачивают сами, а горнолыжнику, просто, стоит их об этом правильно попросить, в свою очередь современные тренерские и инструкторские школы создали очень богатый набор технических приемов и разработали эффективные методики, для того чтобы научить людей необходимому для этого языку.
Горнолыжное снаряжение
Горнолыжное снаряжение состоит из лыж, ботинок и палок. Современные лыжи имеют так называемую карвинговую геометрию – их края не прямые, а имеют специальную искривленную форму, так что талия такой лыж значительно уже ее пятки и носка. Они окантованы полосой из твердого металла (кантом). Конструкция лыж обеспечивает им необходимую жесткость по различным направлениям (продольная жесткость и торсионная – жесткость на скручивание) в зависимости от целевого назначения и кондиций лыжника. Ботинки жестко фиксируются на лыжах (и носок и пятка) с помощью специальных креплений, обеспечивающих безопасность при падении и перегрузках. В свою очередь ботинки плотно охватывают ступню и голеностоп в определенном, заранее заданном положении. Жесткость ботинка велика, но не абсолютна - она варьируется в зависимости от физических кондиций горнолыжника и целевого назначения. Она необходима, чтобы обеспечить возможность передачи необходимых усилий с ног горнолыжника на лыжи. Все перечисленные выше основные особенности горнолыжного оборудования, во многом определяют способ управления горными лыжами.
Как можно управлять горными лыжами
В первую очередь, следует отметить, что аналогично управлению любым подвижным механическим объектом, это управление возможно, только благодаря взаимодействию его со средой, в которой он перемещается. Так, автомобиль, управляется благодаря взаимодействию управляющих колес с поверхностью дороги, самолет - благодаря взаимодействию аэродинамических рулей с набегающим потоком воздуха и т.д. Таким образом лыжник может управлять своим движением только благодаря взаимодействию своих лыж с поверхностью склона, по которому он перемещается. Отсюда следует первый вывод – при движении на горных лыжах, всегда следует обеспечивать контакт лыж со склоном во всех фазах движения. Не следует полностью отрывать лыжи от снега, если это не вызвано поставленной задачей или не является неизбежным.
Интуитивно понятно, что для того, чтобы изменить направление или величину скорости лыжника, нужно повернуть лыжи на некоторый угол по отношению к направлению движения, так, как это делают, например, с рулем морского судна. Такой способ управления лыжами – разворот предварительно разгруженных лыж в плоскости склона, производимый за счет мышечных усилий, действительно существует и назывался рулением (на лыжах современной геометрии не обязательно рулить лыжами, почему это так, мы рассмотрим чуть позже). После разворота, в результате взаимодействия лыжи со склоном, на ней появятся некомпенсированные силы. Равнодействующая этих сил и начнет менять скорость движения по величине и направлению. Но даже, если лыжу развернуть под углом к вектору скорости, этого еще недостаточно.
Если лыжа размещена на склоне абсолютно плоско (раскантована), то она минимально взаимодействует со склоном, только за счет сопротивления трения скользящей поверхности лыжи. Скользящие поверхности современных лыж изготавливаются из специальных, очень скользких пластиков, поэтому этим сопротивлением практически можно пренебречь. Чтобы лыжа начала взаимодействовать со склоном, ее нужно поставить под некоторым углом к нему, чтобы металлический кант мог сильнее взаимодействовать с поверхностью склона (закантовать), но этого опять-таки недостаточно, нужно добиться также, чтобы лыжа надавила на склон, только тогда возникнут необходимые для управления силы реакции со стороны склона, т.е. к ней надо приложить силу, это называется загрузить лыжу. Силой, которая может загрузить лыжу, очевидно может быть только вес горнолыжника (и это всегда происходит автоматически если не предпринимать специальных действий по разгрузке) и результат дополнительного импульса, который создается разгибанием его ног. Для того чтобы убедится, что разгибание ног может создать значительную силу, нужно встать на напольные весы, согнуть ноги и энергично распрямить их.
Показания весов ощутимо увеличатся, но только на тот момент времени, пока выполняется движение разгибания. Назовем, приложение веса тела лыжника к лыже, ее пассивной загрузкой, а передачу импульса разгибания, активной загрузкой. Аналогично загрузке, существует противоположное действие, позволяющее уменьшить силу, приложенную к лыже – разгрузка. Разгрузку можно выполнить, если интенсивно согнуть ноги, тогда на период выполнения этого действия, вес лыжника, приложенный к лыже, уменьшится, причем пропорционально тому ускорению, с которым мы выполняем это движение.
При осуществлении загрузки лыж, очень важна не только величина силы, которую мы прикладываем к лыжам, но и место ее приложения. Точка приложения силы может быть смещена в продольном направлении - ближе к носку или пятке лыжи – это называется изменением продольного баланса или перецентровкой, а также в поперечном направлении –перераспределена между двумя лыжами, и (или) между кантами лыжи - это называется изменением поперечного баланса или перекантовкой. В результате смещения продольного и поперечного баланса, результат загрузки лыж будет различаться. Очевидно, что для смещения баланса в нужном направлении, следует просто соответствующим образом сместить центр тяжести тела за счет подвижности в суставах.
Из всего вышесказанного, вытекает следующие три вывода: первый –управление лыжами осуществляется путем их закантовки, расакантовки, пассивной и активной загрузки, перецентровки, и руления, то есть во многом за счет перемещения своего тела над лыжами. Второй - лыжа в принципе может управляться только тогда, когда она двигается относительно склона, поэтому при движении на горных лыжах не стоит полностью гасить скорость. Контролируемая скорость является союзником. Третий – подобно тому как водитель постоянно управляет движением автомобиля, не отвлекаясь от этого процесса ни на секунду, хороший лыжник тоже постоянно управляет своими лыжами, пока они находятся в движении. Именно по этому признаку, он заметно выделяется на склоне, т.к. никогда надолго не зависает в статических позах.
Почему лыжа поворачивает
Рассмотрим теперь более детально, как и почему поворачивает лыжа. В том, что касается руления, все просто – лыжа поворачивает благодаря усилиям мышц горнолыжника, и уже после разворота лыжи на некоторый угол, по отношению к направлению движения в месте контакта лыж со склоном возникают опорные реакции, которые и приводят к изменению направления движения всей системы “лыжи-лыжник”. Здесь стоит отметить только один факт, значимый для практического использования этого приема, а именно - для того, чтобы рулить лыжами нужно постараться их разгрузить и раскантовать, иначе они будут цепляться кантами за снег и сопротивляться.
Более интересна ситуация, когда лыжа современной геометрии, как мы писали выше, за счет правильной загрузки, поворачивает сама. Строго говоря, лыжа сама, конечно, не поворачивает. Для того чтобы она начала поворачивать, ее нужно, как мы уже увидели ранее, закантовать и загрузить. После постановки лыжи на кант, при условии, что поверхность склона достаточно жесткая, лыжа современной (карвинговой) геометрии начинает касаться ее только в более широких своих местах – носке и пятке, середина при этом провисает в воздухе.
Если теперь лыжу загрузить, она изогнется за счет своей упругости ровно до тех пор, пока не станет соприкасаться со склоном во всех точках своего канта. Очевидно, что линией пересечения канта лыжи и склона, будет некая кривая, именно по этой кривой, лыжа теперь и будет стремиться двигаться. Если лыжи и ботинки достаточно жесткие, а кант лыжи острый, он начнет прорезать в склоне канавку, подобно лезвиям коньков, в которой лыжа будет двигаться с минимальным сопротивлением. Такой способ ведения лыж называется карвингом.
В реальности, подобного режима движения достичь не так просто, т.к. в силу не идеальности склона и снаряжения, он возможен только при значительных углах закантовки, называемых критическими, добиться которых является не очень простой задачей. Но на самом деле этого совсем не обязательно делать. Карвинг как техника катания, более подходит для спорта, т.к. обеспечивает достижение максимально возможных скоростей, но является весьма энергозатратным и предъявляет очень серьезные требования к физическим кондициям лыжника, плохо влияет на суставы и требует наличия жестких, хорошо подготовленных, не слишком крутых, а главное безлюдных склонов.
Мы обязательно еще поговорим об этом стиле катания чуть позже, а сейчас более подробно посмотрим, что происходит с лыжей при углах закантовки меньших критических. Лыжа, закантованая на небольшие углы, не может удержаться в прорезанной канавке и постоянно из нее выскакивает, но при этом все равно сохраняет тенденцию двигаться по дуге. Такой режим называется движением с проскальзыванием. Если при таком движении лыжи, еще и загрузить ее носок сильнее чем пятку, то носок будет больше контактировать со склоном, а пятка, напротив, меньше. С учетом того, что пятка лыжи обычно имеет и меньшую жесткость, это приводит к тому, что она начнёт проскальзывать значительно больше чем носок, в результате лыжа будет совершать сложное движение - ее задник будет двигаться чуть быстрее и по несколько большему радиусу чем носок. Это движение похоже на разворачивающийся веер или движение автомобиля в управляемом заносе. Лыжа как бы ввинчивается в поворот, она движется по гораздо более короткой дуге чем при чистом карвинге и сильнее тормозится, поскольку больше взаимодействует со склоном, а значит такой способ поворота позволяет лучше контролировать скорость и направление движения, требует при этом гораздо меньше усилий со стороны лыжника, а потому является более универсальным и рекомендуется для начального обучения.
Таким образом мы увидели, что современная лыжа за счет своей конструкции, действительно поворачивает если и не сама, то при минимальных усилиях со стороны горнолыжника, главное применить эти усилия в нужный момент и в нужном месте.
Как лучше всего двигаться на горных лыжах
В первую очередь, хотелось бы отметить, что способов перемещаться на лыжах по горным склонам может быть множество, и все они в принципе допустимы, если дают результат, просто одни их них лучше, а другие хуже. Будем считать наилучшим такой способ, который больше всего соответствует поставленной задаче, наименее энергозатратен и наиболее безопасен и надежен.
Например, можно просто съехать с горы прямо по линии, ведущей с вершины к подножию. Это линия, называется линией падения склона (ЛПС) или линией падения воды (ЛПВ) или просто линией падения (ЛП), потому что по ней потекла бы вода, пролитая на вершине. Этот способ движения называется прямым спуском, он вполне допустим, если склон не крутой, более того в некоторых случаях, иначе двигаться вообще не удается, например, тогда, когда склон очень пологий, а снег на склоне не очень скользкий и сильно тормозит лыжу (например, снежная целина). Но в большинстве случаев этот способ не годится, потому что приводит к набору слишком большой скорости.
Можно схитрить, и сильно уменьшить крутизну траектории, по которой надо двигаться, если направить лыжи под углом к ЛП, эта траектория называется траверсом. Движение по этой траектории называется косым спуском, и тоже вполне приемлемо в определенных ситуациях, например на широких и крутых склонах. Таким способом часто двигаются в горных походах скитуристы. Это не удивительно – трудно двигаться более сложно, когда у тебя за спиной рюкзак в десятки килограмм. Этот способ плох тем, что рано или поздно мы подъедем к краю склона и остро встанет вопрос как развернуться в противоположную сторону.
Можно просто соскальзывать на слабо закантованых лыжах вниз, находясь боком к склону – этот способ называется боковое соскальзывание и тоже имеет немалую прикладную ценность. Например, в больших горах часто встречаются такие крутые, жёсткие и узкие кулуары, что по ним трудно и опасно двигаться как-то иначе. Но движение таким образом слишком медленное и трудоемкое.
Поэтому, уже с давних времен лыжники пришли к выводу, что наиболее удачной траекторией в подавляющем большинстве случаев будет “змейка” - траектория, напоминающая синусоиду, продольная ось которой направлена вниз по ЛПВ. Эта траектория хороша тем, что более компактна, чем серия траверсов, с ее помощью хорошо контролировать скорость, т.к. в ней есть участки, на которых скорость растет, но есть и участки, на которых она гасится, а главное, что все силы и перегрузки, действующие на лыжника, перемещающегося по такой траектории, достаточно невелики и изменяются плавно, минимально влияя на его равновесие. Таким образом, наилучший способ перемещения на горных лыжах, это серия плавных сопряженных поворотов, в которых отсутствуют траверсы и резкие переходы. Если посмотреть на следы от лыж, которые оставляют на склоне хорошие, уверенно катающиеся лыжники, то мы увидим именно такие кривые, которые будут очень похожи друг на друга, и будут отличаться только двумя параметрами – радиусом кривизны дуги и расположением точек сопряжения дуг.
В зависимости от радиуса, условно, различают повороты большого, среднего и малого радиуса. На выбор радиуса поворота влияет в первую очередь степень контроля скорости, которую лыжник стремится обеспечить, и ширина склона. В короткорадиусных поворотах обеспечивается более эффективный контроль скорости чем в длиннорадиусных.
В зависимости от того, где мы сопрягаем дуги поворотов между собой, различают более закрытые и менее закрытые повороты. Если в месте сопряжения поворотов, лыжа располагается под углом к ЛП близким к 90 град., такой поворот считается максимально закрытым. В нем лучше всего обеспечивается контроль скорости и его рекомендуется выполнять на крутых склонах. Остальные повороты будут более открытыми, вплоть до еле заметной “змейки”, которая уже не сильно отличается от прямого спуска.
Сами повороты, тоже можно выполнять по-разному. Многие люди пришедшие в горные лыжи из беговых, часто поворачивают переступанием, т.е. серией очень мелких шагов, потому что этому способу учат в беговых лыжах. Некоторые люди, прошедшие начальное обучение у горнолыжного инструктора и обучившиеся плугу, используют этот способ. Многие самоучки, с хорошими физическими данными, ухитряются рулить лыжами за счет вращательных движений корпуса. Но все эти способы не оптимальны. Не оптимальны потому, что излишне энергозатратны и ненадежны.
Как лучше всего управлять лыжами
Наиболее оптимальным способом, как мы уже писали выше, будет поворот за счет закантовки, раскантовки, пассивной и активной загрузки, перецентровки, и руления. На первый взгляд все это выглядит довольно сложно – столько действий, которые нужно производить с лыжами, да еще, каждое должно быть синхронизировано с остальными! Но высшая гармония, наверное, и проявляется в том, что существует одно простое движение, которое почти автоматически позволит нам выполнять большинство из указанных действий, причем в правильной последовательности. Оно задаст основной, базовый рисунок; который мы уже обвесим различными нюансами, для адаптации его к разным внешним условиям – это движение сгибания и разгибания в коленных и тазобедренном суставе (и немного в голеностопном, насколько это позволяет сделать жесткий горнолыжный ботинок). Движение выполняется с определенной амплитудой и частотой, которые будут определять частоту и форму наших поворотов. Раньше это движение часто называли “вертикальной работой”, но здесь постараемся не использовать этот термин, потому что он неточен в принципиальном аспекте - поскольку движения сгибания и разгибания должны выполняться вовсе не по вертикали, а по направлению, отстоящему от вертикали, примерно на величину угла наклона склона. Только в том случае, если движения разгибания и сгибания выполняются не по вертикали, а под некоторым углом к ней, достигается эффект автоматической перекантовки и перецентровки.
Человек – существо прямоходящее, и за многие годы эволюции в его мозгу уже сформировался некий гироскоп, который обеспечивает поддержку вертикального баланса –вестибулярный аппарат. Для человека естественно и удобно существовать в привычной системе координат: горизонталь-вертикаль. Одна из трудностей обучения горным лыжам как раз и состоит в том, что нам придется на время отойти от этого стереотипа и при спуске с горы, научится жить в другой системе координат: склон - нормаль к склону. Если мы научимся это делать, то автоматически решим очень многие проблемы, связанные с наилучшей загрузкой лыж.
Рассмотрим подробно, как выглядит наиболее оптимальный рисунок движения. Для удобства разобьем его на отдельные фазы:
1) Вход в поворот (инициация поворота):
В момент окончания текущего поворота и начала подготовки к новому, лыжник находится в максимально согнутом положении. Слово «максимально», здесь, определяет только относительную степень сгибания по сравнению с остальными фазами поворота, абсолютная величина сгибания зависит от многих факторов – крутизны и состояния склона, радиуса поворотов, индивидуальных особенностей техники, и может быть разной.
Сгибание должно быть выполнено так, чтобы был обеспечен устойчивый баланс лыжника. Для этого нужно одновременно сгибаться в двух главных суставах – тазобедренных и коленных. Конструкция горнолыжного ботинка такова, что он сильно ограничивает степень подвижности в голеностопном суставе – это плата за безопасность, устойчивость и за возможность передавать на лыжу большие усилия. Поэтому при попытке сильно согнуть ноги в коленях, из-за очень малой возможности согнуть голеностопы, мы автоматически смещаем наш центр масс назад и можем потерять продольный баланс.
Для компенсации, нужно согнуть корпус вперед ровно настолько, чтобы этого не произошло, но не более. В любом случае, выполняя сгибание мы неизбежно сместим наш центр тяжести немного назад. Это нормально и даже хорошо в данной фазе поворота, почему это так, обсудим чуть позже, а пока надо запомнить то, что при завершении поворота, продольный баланс лыжника немного смещается назад, так чтобы он явно чувствовал, что давление на лыжи осуществляется пяткой стопы.
Это очень тонкий момент, нужно чувствовать давление на лыжу пяткой, но при этом не терять контакта голени с язычком ботинка. Если вы почувствовали, что давите на заднюю стенку голенища ботинка икрой, значит вы слишком сильно, даже опасно сместили баланс назад. В этом случае сразу восстановите контакт голени с передней частью ботинка.
Итак, мы готовы к началу нового поворота - согнуты, сбалансированы, давим на пятку ботинка, кисти обоих рук впереди, верхняя часть корпуса немного скручена относительно нижней в поясе так, чтобы плечи были развернуты не по лыжам, а немного фронтально, по склону (это облегчит вход в поворот и руление лыжами), взгляд устремлен не на лыжи, а вперед – не забываем про важнейший принцип: «куда смотрим, туда и приедем».
Поворот начинается с укола склона впереди и сбоку от себя внешней палкой и одновременного с этим, разгибания суставов. Использование палок для облегчения входа в поворот мы рассмотрим отдельно в разделе «Работа палками», в этом же разделе сконцентрируемся только на работе ног и перемещении центра масс. Разгибание выполняем одновременно в коленных и тазобедренных суставах так, чтобы при этом сместить центр масс немного вперед – в направлении носков лыж и вбок, через лыжи к центру нового поворота, при этом будет явно ощущаться что давление в подошве ботинка переходит с пятки к передней части ступни, так называемой «плюсне». Интенсивность движения разгибания должна быть достаточной, чтобы за счет передаваемого в лыжи импульса, создать дополнительное давление, причем большую его часть нужно создавать той ногой, которая будет в начинающемся повороте внешней.
В момент начала поворота это всегда будет верхняя по склону нога. Нижняя нога пока пусть отдохнет – ведь в следующем повороте ей тоже придется поработать, когда она сама станет внешней. Если все делается правильно, мы испытаем такое ощущение, как будто полетели со склона вперед и вниз, в направлении долины, будто прыгнули в речку «рыбкой». Ощущение давления на внешнюю лыжу, которое началось с самого первого момента поворота, нужно сохранять и дальше, после того как разгибание закончиться, и загрузка лыжи будет осуществляться только пассивно, т.е. за счет веса горнолыжника.
Описанное выше движение, иногда в литературе называется «опережающий нырок», потому что оно действительно ощущается как нырок, и это единственный момент в повороте, в котором тело на короткое мгновение опережает лыжи. Это движение, которое совершенно необходимо выполнить, чтобы заставить лыжи начать поворот гладко, быстро и с минимальными усилиями, и одновременно это движение труднее всего заставить себя выполнить. Посмотрим почему так получается.
Когда лыжник первый раз в жизни оказывается на склоне, он интуитивным образом располагает лыжи поперек склона, чтобы они не начали неконтролируемое движение вниз. Поскольку он стоит строго вертикально, что как мы уже отмечали естественно для любого нормального человека, лыжи, прикрепленные к его ногам, посредством жестких горнолыжных ботинок, оказываются автоматически закантоваными на угол, равный углу склона и обеспечивают отсутствие проскальзывания. Это надежное положение, которое обеспечивает безопасность.
Стремится к безопасности совершенно естественно для человека, и он будет рефлекторно стремится выбирать такое защитное и надежное положение все время, пока находится на склоне. В таком положении вполне можно двигаться, по траектории, которую ранее, мы назвали траверсом. Проблемы начнутся тогда, когда лыжнику придется сменить направление движения на противоположное. Если пытаться до конца оставаться в таком защитном положении, то перебросить лыжу на противоположную сторону можно будет только очень большими усилиями, потому что она всегда будет цепляться кантами за снег и сопротивляться.
Ранее мы увидели, что быстро и почти без усилий поворачивает лыжа, которую поставили плоско на склон, а потом начали плавно закантовывать и загружать. Значит, чтобы сменить одно направление движения на противоположное максимально эффективно, лыже придется пройти состояние плоской, полностью раскантованой лыжи, а это возможно только если в этот момент все тело лыжника расположится примерно по нормали к склону, что для неподготовленного человека выглядит именно как падение, которого он всеми силами будет стараться избежать. Решение состоит только в том, чтобы волевым усилием заставить себя совершить это короткое псевдопадение. Иначе мы обречены вечно мучится, совершая на склоне неэффективные, небезопасные и главное, очень некрасивые движения.
На самом деле, если мы все-таки выполним это движение, падения на самом деле не произойдет. Ранее мы уже говорили, что современная лыжа имеет очень совершенную конструкцию и, если ее, хотя бы на короткий момент расположить на склоне правильно и загрузить, она тут же отплатит нам благодарностью и очень быстро выполнит разворот. Этот разворот можно еще ускорить, выполнив руление лыжами, которые теперь раскантованы и рулятся легко. Таким образом, разворот лыжи произойдет настолько быстро, что мы не успеем упасть, она тут же обгонит наше тело, которое вроде бы уже начало падать, и вновь даст ему опору, только уже с другой стороны, что нам и нужно.
Человек устроен очень рационально, и как только он поймет, что новый стереотип движения действительно безопасен и эффективен, очень быстро усвоит его, надо только повторить его, успешно, некоторое количество раз. А для этого нужно просто в начале каждого поворота, выполняя разгибание, смело и решительно отталкиваться от склона верхней по склону ногой и заставить себя не выставлять нижнюю для опоры и защиты. Именно тогда и случится этот совершенно необходимый, немного пугающий, но одновременно и очень притягательный момент полета. Ведь именно, во многом для того чтобы испытать ощущение полета, мы и катаемся на горных лыжах!
2) Ведение поворота
После того как разгибание выполнено, стадию входа в поворот можно считать законченной. К этому моменту возможности активной загрузки уже исчерпаны, поскольку ноги распрямлены, но она уже и не нужна, тело лыжника будет давить всем своим весом на лыжи и обеспечивать их загрузку. Пока мы выполняли вход в поворот, мы уже успели развернуть лыжи, теперь они направлены вниз по ЛПВ, и успели набрать немного скорости, но не стоит этого пугаться, загруженная лыжа очень быстро развернется в сторону от ЛПВ и начинает ее терять.
Наша задача в этой фазе движения–контроль скорости и формы поворота и поддержание баланса. С этого момента мы начинаем выполнять плавное сгибание в коленных и тазобедренных суставах с тем, чтобы к началу входа в следующий поворот опять оказаться в максимально согнутом положении. Одновременно за счет сгибания, мы решаем еще несколько очень важных задач: 1) Увеличиваем устойчивость своего положения, это важно, поскольку к этому моменту скорость выросла, и мы только приступаем к ее гашению.
2) Сгибание позволяет регулировать степень загрузки лыж (вспомним эксперимент с напольными весами). Выполняя сгибание, мы уменьшаем загрузку лыж и это облегчает руление ими в случае необходимости. Конечно, следует понимать, что данный эффект разгрузки достигается только при достаточной интенсивности сгибания, т.е. реально достижим только в интенсивных коротких поворотах. Прекращая сгибание, мы напротив, увеличиваем загрузку и это улучшает контакт кантов со склоном и обеспечивает лучший контроль скорости в завершающий момент поворота. 3) Добиваемся подвижности в коленных суставах, что позволяет управлять углом закантовки (это движение называется коленной ангуляцией и подробнее будет рассмотрено позже). 4) Автоматически переносим загрузку лыж к пяткам, что очень важно для контроля скорости. Ведь как мы говорили ранее, при ведении поворота с проскальзыванием пятка лыжи движется с заносом – чуть быстрее чем носок, и сильнее загружая пятку в завершающей фазе поворота с проскальзыванием, мы выравниваем лыжи и гасим излишки скорости.
Во время ведения поворота, основная нагрузка распределяется на внешнюю лыжу. Это обеспечит стабильное, параллельное и ровное ведение обоих лыж, отсутствие перекрещивания лыж и наезжания их друг на друга.
Разъяснения к пункту 3: В фазе ведения поворота, лыжи надо стараться вести на углах закантовки чуть меньше критических , а именно так, чтобы лыжа хорошо взаимодействовала кантами со склоном, но не переходила в режим резаного ведения. Нужно добиться от лыжи выполнения скругленного соскальзывания, тогда контроль скорости осуществляется наиболее эффективно. На самом деле этого не всегда просто достичь, особенно на крутых участках, так как у многих лыжников возникает естественное стремление обезопасить себя от падения вниз. Для этого кажется правильным держать корпус поближе к склону, а это провоцирует перегрузку внутренней лыжи и излишнее увеличение углов закантовки, что может привести к тому, что лыжа в конце дуги поворота перейдет в режим резаного ведения и начнет набирать скорость вместо ее гашения. Чтобы этого не произошло, нужно заставлять себя отклонять корпус не внутрь к склону, а наружу поворота, в долину. Лучше увеличить амплитуду сгибания ног, это тоже приблизит тело к склону и создаст ощущение большей уверенности, но не спровоцирует указанные выше негативные последствия. Для уменьшения углов закантовки, вызванных большой крутизной склона, нужно пытаться отводить колени согнутых ног вниз по склону, тогда голени также уйдут вниз и немного раскантуют лыжи. А чтобы этого добиться, достаточно просто сильнее развернуть в завершающей фазе поворота верхнюю часть тела наружу поворота, при этом таз тоже развернется, а за ним последуют бедра, и колени сами, без дополнительных усилий, сместятся вперед и вниз по склону.
В новый поворот начинаем входить только после того, как скорость погашена до приемлемых, комфортных для нас величин.
Все то, что мы описали выше, называется «основной поворот на параллельных лыжах с проскальзыванием» и применяется в различных модификациях практически для всех видов рельефа и состояния склона. Как его можно адаптировать к различным задачам и состояниям склона покажем чуть ниже, а сейчас поговорим о том для чего нужны горнолыжные палки.
Зачем нужны палки и как их можно использовать
Первое и очевидное применение горнолыжных палок – отталкиваться ими для перемещения на лыжах по плоскому рельефу, например в очереди на подъемник. Многие лыжники, кстати, в течении долгих лет так и продолжают использовать палки, просто потому, что не знают, что существует более полезное их применение. Конечно палки - это не костыли, основные движения при управлении горными лыжами выполняются совсем не руками, но палки, если ими уметь пользоваться, могут облегчить управление лыжами, особенно на сложном рельефе. Во-первых, палки - это балансир, сродни шесту, который использует канатоходец. Пусть они очень легки, но их длина значительна, поэтому манипулируя палками можно немного регулировать поперечное равновесие, а в крайнем случае даже опереться на мгновение о склон, чтобы предотвратить падение. Так палки применяются в карвинге и вообще в поворотах большого радиуса. Иногда палками можно остановить инерцию верхней части корпуса и обеспечить его поддержку в динамичных поворотах на сложном рельефе, например буграх.
Чтобы понять, какую главную функцию играют палки в основном повороте на параллельных лыжах с проскальзыванием, посмотрим внимательно как опытный лыжник их использует. В исходной позиции его руки расположены симметрично, немного согнуты в локтях, свободно и без напряжения так, что их кисти располагались перед грудью, примерно на высоте солнечного сплетения. Палки держаться примерно параллельно, их концы направлены назад, против движения. По мере того как лыжник приближается к месту сопряжения поворотов, внешняя рука выводится немного вперед и распрямляется. Конец палки, в основном кистевым движением, перенаправляется немного навстречу склону.
При входе в новый поворот, одновременно с началом разгибания ног, конец палки встречается со склоном так, чтобы палка была почти перпендикулярна склону или даже немного направлена ему навстречу. При этом импульс от взаимодействия палки со склоном, передается через почти выпрямленную руку на внешнее плечо лыжника и создает значительный вращательный момент, который стремится развернуть корпус лыжника в сторону нового поворота. Лыжником это ощущается как кратковременная, но очень ощутимая опора рукой о какие-то невидимые перила, поэтому это действие так и называют - «опора на палку». Чтобы она давала эффект, нужно стремиться делать следующее: опору палкой о склон следует не просто обозначать, а выполнять ее так, чтобы чувствовать толчок в плечо.
Точка контакта палки со склоном должна быть выбрана верно –впереди и сбоку (вниз по склону) лыж. Причем чем более закрытый поворот выполняет лыжник, тем сильнее эта точка смещается назад, к пяткам. При этом важно соблюдать требования безопасности – не направлять палку слишком навстречу склону, иначе она может «выстрелить» (особенно при больших скоростях) в грудь или лицо лыжнику. Чтобы импульс от палки не гасился сгибанием руки, следует держать ее почти разогнутой. Само движение должно быть кратковременным, после него внешнюю руку следует немедленно возвращать в исходную позицию. Если оставить палку в склоне надолго и потом как-бы объехать вокруг нее, это приведет к тому, что рука останется позади лыжника, а это закрутит весь корпус внутрь поворота и нарушит баланс.
О стойке горнолыжника
Обычно в литературе разговор о стойке начинается в самом начале изложения, мы же детально рассмотрим этот вопрос ближе к концу, уже после того как стали ясны принципы управления лыжами, поскольку стойка важна не сама по себе, просто размещая различные части тела в различных фазах поворота наиболее оптимальным образом, мы упрощаем управление лыжами.
Обычно под стойкой понимается положение, которое лыжник занимает тогда, когда стоит на лыжах и с палками в руках, на плоскости, или перемещается в косом спуске. Но поскольку в реальности, лыжник, при своем перемещении по склону, никогда не задерживается в какой-то одной позе, в данном тексте предлагается другая интерпретация стойки. Давайте представим, что мы сняли видеоролик катания некоего горнолыжника по самым разнообразным склонам и в самых разнообразных режимах движения, а потом нарезали из этого видео много стоп-кадров. Вот каждый из этих стоп-кадров и показывает нам его стойку. Все эти стойки будут очень отличаться друг от друга степенью сгибания ног, положением корпуса и т.д., но при внимательном рассмотрении можно увидеть, что во всем этом многообразии присутствуют единые закономерности, которые и определяют оптимальную стойку во всех фазах движения. Рассмотрим их.
Оптимальная стойка сбалансирована, т.е. лыжник чувствует себя устойчиво, уверенно и раскрепощенно во всех фазах движения. Чтобы почувствовать эту свободу попробуем проехать немного в прямом спуске на некрутом склоне и попрыгаем. В данном случае вес равномерно распределен между лыжами, а в продольном направлении он находится примерно под серединой стопы, чуть ближе к носку. Если мы чувствуем себя уверенно, при прыжке лыжа отрывается от склона всей своей длиной, а не отдельно пяткой или носком, и никуда не стремится выскочить при приземлении, значит стойка сбалансирована. Вот от этого положения и будем плясать как от печки, перенося вес в продольном и поперечном направлении, как было написано раньше, в зависимости от фазы поворота.
Напоминаем, что диапазон продольной перецентровки невелик - ограничен примерно длиной подошвы ботинка. Чтобы не выйти за границы этого диапазона, особенно назад, следует всегда чувствовать голенью язычок ботинка. Особенно это чувство надо сохранять при глубоком сгибании, когда вес неизбежно смещается к пятке лыжи. Чтобы это cделать, можно использовать такую хитрость – нужно пытаться с усилием тянуть пальцы стопы вверх, не отрывая при этом пятки, как бы пытаясь зажать переднюю часть ботинка между верхним сводом стопы и голенью. Тогда контакт голени с ботинком неизбежно восстановится. Что касается поперечного баланса, стоит всегда помнить о преимущественной загрузке внешней лыжи, а для этого не располагать верхнюю часть корпуса над внутренней лыжей, а напротив немного изгибаться в пояснице и ТБС так, чтобы больше выносить корпус на внешнюю лыжу.
Техника, позволяющая создавать углы между различными частями тела, для обеспечения правильного баланса сил, действующих на него в поперечной плоскости, называется ангуляцией, мы поговорим о ней немного позже в разделе про карвинг. Пока не будем использовать это мудреное слово, а просто будем помнить о том, что телу при движении по склону нужно стараться придать такую конфигурацию, чтобы большая часть его веса приходилась на внешнюю в повороте лыжу. А для этого следует стремится к выравненности стойки.
Понятие выравненности стойки подразумевает поддержание определенного взаимного положения частей тела горнолыжника между собой и склоном.
Так, выровненность корпуса, предполагает, что воображаемые линии, проходящая через плечевые суставы горнолыжника и через бедренные суставы, стремится быть параллельными плоскости склона. Именно такое положении верхней части корпуса предотвратит перегрузку внутренней лыжи. Также к выравненности корпуса можно отнести стремление держать параллельными линию спины и голеней при различных степенях сгибания-разгибания - анатомия человеческого тела такова, что при выполнении этого требования, продольный баланс будет находится в допустимом диапазоне. Выравненность рук означает, что руки при движении должны быть расположены симметрично, так что их кисти будут находятся впереди - перед грудью горнолыжника. Для выполнения опоры на палку, одна из рук на короткий момент смещаться в сторону, но потом обязательно возвращаться в нейтральное положение.
Выполнение этого требования будет способствовать поддержке правильного продольного баланса и стабилизации положения верхней части корпуса. Под выровненностью ног, понимают параллельность голеней в продольной плоскости. Если голени параллельны, это индикатор того, что лыжи закантованы на один угол, а значит будут вести себя на склоне одинаково – не перекрещиваться и не разъезжаться. Для контроля параллельности голеней рекомендуется контролировать положение внутреннего колена, стараться отводить его внутрь поворота (ближе к склону, подальше от внешнего) особенно на завершающей стадии поворота. К стойке также можно отнести и ширину ведения лыж. Ее величина может сильно зависеть от анатомии лыжника, но общая рекомендация такая –следует стремится вести лыжи на самой естественной с точки зрения анатомии величине - примерно на ширине плеч.
Как адаптировать технику основного поворота на параллельных лыжах к различным условиям
Основной поворот на параллельных лыжах с проскальзыванием - очень универсальная техника, которую можно использовать в самых разных условиях катания: на пологих и крутых склонах, на жестком покрытии и глубоком целинном снегу. Возможно единственным исключением являются бугристый склон, поскольку при перемещении по нему начало поворота синхронизируется не с разгибанием, а со сгибанием ног, что, наверное, вызывает главную трудность, когда некий стереотип движений уже усвоен и стал привычным. Но мы пока не будем рассматривать слишком сложные условия, а поговорим только о том, что следует менять в основном повороте, чтобы уверенно перемещаться по трассам, которые чаще всего встречаются на типовом горнолыжном курорте и отличаются друг от друга только крутизной, шириной и жесткостью покрытия.
Ранее мы уже говорили, что лучший контроль скорости в первую очередь обеспечивается уменьшением радиуса поворота. Хорошая новость состоит в том, что для выполнения поворотов короткого радиуса, нужны те же навыки, что и для выполнения поворотов большого или среднего радиуса. Значит никаких принципиальных изменений в технику вносить не придется. Плохая новость состоит в том, что для выполнения поворотов короткого радиуса все элементы должны быть концентрированными, а все движения должны выполняться с большей частотой и амплитудой, что значительно труднее.
Первое и достаточно очевидное, это то, что для выполнения поворотов короткого радиуса придется увеличить частоту сгибания. Второе – это обязательное руление лыжами, а для этого верхнюю часть корпуса придется держать более фронтально во всех фазах поворота. Более фронтальное и стабильное положение верхней части корпуса в коротких поворотах обусловлено также и тем, что ее инерция весьма велика, и если мы будем вращать ее вместе с лыжами и ногами, то просто физически не успеем выполнить вход в новый поворот, когда это нужно сделать быстро. Третье – более акцентированная работа палками. Если, кроме укорачивания поворота, стоит задача, для лучшего контроля скорости, сделать его более закрытым, то придется еще и увеличить амплитуду движения сгибания разгибания, при той же высокой частоте.
Если к всем указанным трудностям добавляется еще и жесткий леденистый склон, то все указанные движения придется выполнять очень плавно и аккуратно, чтобы силы, действующие на лыжи в повороте, тоже менялись очень плавно и не провоцировали бы их срыв.
Вообще, для адаптации техники этого поворота к различным условиям катания, не потребуется менять что-то принципиально, качественно. Потребуется применять элементы этой техники в разном количественном соотношении и с разной интенсивностью. Поэтому хорошее овладение техникой этого поворота, несмотря на то, что некоторые пренебрежительно называют его “чих- пых”, является необходимым условием для катания в больших горах.
https://disk.yandex.ru/i/fRIOa9YLQU6gpA
P.S.: Есть еще одна лекция про карвинг, но в ней я меньше уверен, Если первый опыт пройдет благополучно выложу и ее
"Чукча, куда американцы поплыли?
-норд, норд, ост.
- ты не выпендривайся, ...пальцем покажи