Фото: Kunstpiste. Собственная работа, CC BY 3.0, commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=7178610
Выбор лыж для новичков и середнячков
В связи с тем, что одни и те же вопросы по выбору лыж, креплений, палок, ботинок задают на форуме практически каждый день, решил потратить время на эту статью, чтобы каждый раз не объяснять одно и то же, а просто давать на неё ссылку.
Данный материал не претендует на решение всех нюансов при выборе инвентаря людьми, уже сменившими несколько комплектов горнолыжного оборудования, а даёт общее представление на эту тему для людей, ещё несколько раз не поучившихся за свои деньги на собственном опыте.
Кроме этого необходимость в таком материале возникла в связи с тем, что подавляющее большинство «советчиков» на форуме, это люди, стоящие на горных лыжах 2-4 года, не овладевшие разными видами техники в разных условиях, но уже считающими себя «экспертами» до такой степени, чтобы давать советы другим по таким непростым вопросам. Понятно, что на этом этапе у них эйфория от того, что как-то научились самостоятельно спускаться с простых горок, а потому строчат сотнями сообщений во всех темах, сбивая неофитов с толку.
Итак, начнём по порядку.
От чего зависит выбор лыж?
1. Что хочет лыжник?
Овладеть базовой техникой, и дальше, на её основе, овладевать другими видами техник.
Или человеку достаточно просто как-то съезжать с простых горок?
В первом случае кратчайший путь успеха — это покупка новой слаломки, и длительные занятия с инструктором, уровень которого должен быть на уровне тренера спортивных горнолыжных школ. Почему такой уровень? В горнолыжных школах ребятишек учат базовой горнолыжной технике, из которой вытекают уже разные техники:
для бугров, для пухлой целины, для мокрой целины, для расколбаса, для проваливающейся жёсткой корки, для прохождения узких крутых кулуаров.
А у основной массы инструкторов обычно задача другая: за деньги научить просто более менее уверенно спускаться с простой вылизанной горки.
Во втором случае (просто как-то кататься) лыжи можно выбирать по принципу цены и цвета.
Также надо понимать, что разные линейки лыж имеют разное целевое назначение. Слаломки хороши для коротких городских склонов. Хотя многие на них катаются и в больших горах на подготовленных трассах. Особенно если это многочисленные, но узкие трассы. Но если это широкие поля, с возможностью выхода вне трассы, то всё же для таких больших гор предпочтительнее второй комплект лыж.
2. Лыжник не стремится к совершенству, но и не хочет купить совсем «картонные» лыжи. Как в принципе понять, какие лучше?
Каждая фирма выпускается линейки лыж с разным целевым назначением: слалом, слалом-гигант, универсальные, фрирайд, парковые, … В каждой из этих линеек есть совсем дешёвые (совсем «картонные») лыжи, и очень дорогие. Чем рекомендованная (без скидок) розничная цена выше, тем лыжа лучше. Также хорошим дополнительным критерием качества лыжи являются крепления, на них установленные. Крепления на взрослых лыжах с усилием до 9 дин, как правило, ставятся на очень слабенькие («картонные») лыжи. Кроме этого необходимо ещё учитывать, что и материалы, из которых сделаны крепления, сильно отличаюся (разная надёжность и долговечность), а отсюда и большая разница в стоимости креплений.
3. До какого усилия брать крепления?
Стандартный начальный критерий установки усилия срабатывания — это вес горнолыжника в кг, разделённый на 10. А дальше эта цифра корректируется в ту или иную сторону в зависимости от мастерства, возраста (остеопороз к старости), размера ботинок, наличия травм. На эту тему есть специальные таблицы. При этом необходимо учитывать, что для надёжной работы креплений выставляемое усилие срабатывания должно быть в середине диапазона от минимума до максимума.
4. Интерфейс и цена креплений
Раньше продавались лыжи отдельно, а крепления к ним прикручивались шурупами. Если лыжа уже на выброс, переставляем крепление на новые лыжи. Сейчас так можно делать, в основном, только на лыжах для фрирайда и парковых лыжах. Фирмы давно поняли, что для получения большей прибыли надо всеми способами заставить людей менять целиком весь комплект. Для этого на лыжи стали ставить и/или в тело лыж монтировать разные типы интерфесов, на которые уже крепятся крепления. Мало того, что эти интерфейсы между разными фирмами, как правило, не совпадают. Так фирмы и внутри своих линеек пытаются делать так, чтобы интерфейсы разных годов выпуска, как правило, не совпадали. Для человека не в теме разобраться с этим очень сложно.
Бывают случаи, когда в магазине по бросовой цене продают лыжу с интерфейсом, но без креплений (в больших поставках встечаются некомплекты), и при этом продавец говорит, что отдельно крепления для них найти не проблема: «Да они все одинаковые!». Обрадованный бросовой ценой человек, купивший такую лыжу, только через несколько месяцев понимает, что найти на такую лыжу крепления нереально.
Цена креплений
Крепления отличаются не только усилием срабатывания (их назначение, другие моменты и примочки с креплениями сейчас не обсуждаем), но и материалами, из которых они изготовлены. Дорогие крепления (системы скидок здесь не обсуждаем), как правило, вечные, а дешёвые когда-то ломаются. Ну а что же хотите? Сколько заплатили, на столько и получили.
5. А длина лыж?
У взрослых слаломных лыж вне зависимости от веса и роста лыжника стандарт:
- женщины — 155 см +/-2см;
- мужчины — 165 см +/- 2см.
155 и 165 — это ФИС-овский стандарт международных совевнований, а +/- 2см — это разбег длины коммерческих слаломок в продаже.
А если не слаломки?
Здесь так. Стандартный совет по лыжам в магазине: длина до носа! Что только подтверждает профессиональную некомпетентность продавца.
Разберёмся.
Разные лыжи разной длины по отношению к росту для разных уровней катания, и для разных условий катания. С короткими лыжами легче поворачивать на вылизанной трассе, но они не стабильны на скорости в больших дугах и по прямой, будут тонуть в целине. Длинные лыжи лучше на больших скоростях и в больших дугах, лучше в целине. Но с ними тоскливо на коротких городских горках.
6. А ширина лыж и радиус поворота?
Смотря для чего. Слаломные лыжи - с узкой талией и малым радиусом поворота.
У универсальных лыж талия шире и радиус больше. Если только для трассы, которая бывает и вылизанной, и разбитой (каша и неровности) в конце дня, то достаточно ширины талии до 80 мм.
Если слегка вылезать и за трассу, то до 105 мм. При этом разница между 80 и 105 очень ощутима при катании вне трасс по расколбасу (свежий снег изрыли, потом оттепель, потом комками всё замёрзло), и по ровным полям с проваливающимся жёстким фирном.
А если фрирайд, то до 120 мм. Чем лыжа длиннее (рост +15-20 см), талия шире и лыжа (носок) мягче, тем лучше лыжа всплывает в глубокой целине.
7. А рокер?
Большой рокер во фрирайде — это плюс. Но при катании по жёсткой трассе носок с рокером будет хлюпать по трассе.
Носок лыжи с большим рокером, как правило, уменьшает эффективную длину канта, цепляющегося за лёд. При выборе длины лыжи это надо учитывать.
8. А титанал?
Титанал — это не титан, а дюралюминий. Агрессивная реклама быстро зомбирует массы, и теперь многие считают, что нормальные лыжи — это только с титаналом. Но это не так, Много очень дорогих и классных лыж без титанала (например, Штокли). Многие считают, что титанал хорош именно для виброгашения. Но! Да, у дешёвых «картонных» лыж с этим дела обстоят плохо. У лыж с длинным рокерным носком тоже дела обстоят неважно. На трассе Кубка Мира (КМ) слалома-гиганта и скоростного спуска борьба с виброгашением - это серьёзная проблема. Но для подавляющего большинства лыжников, покупающих лыжи не для фрирайда, и не «картонные» лыжи, этой проблемы нет!
Дальше.
Лыжи с титаналом тяжелее. Надёжность склейки дюраля с деревом более проблемная, чем склейки дерева с деревом, и дерева с композитом. Желающие можно сами поэкспериментировать, чтобы в этом убедиться. И, как следствие, многочисленные сообщения о расслоениях лыж (и бордов) связано именно с отслоением титанала.
Почему много лыж сейчас выпускают с титаналом?
Ответ лежит в сфере экономики, в сфере прибыльности компаний. Сейчас западные компании уже и не скрывают, что выпускать «вечные» изделия фирмам невыгодно. Выпускать надо дорогие изделия с коротким сроком службы. Тогда люди будут чаще обновлять инвентарь, а фабрики не будут простаивать.
Проблемы с расслоением лыж (заклейка, клёпка) я разбирал в статье:
Расслоение лыж. Выкинуть старые лыжи всегда успеете… https://forum.ski.ru...howtopic=159896
9. А если для взрослого купить детские (юниорские) лыжи? Они же дешевле
А попробуйте с размаху со взрослым весом прыгнуть на детскую кроватку или детский стульник? И ведь в голову не придёт! А какая разница с юниорскими лыжами, рассчитанными на вес максимум до 40-45 кг, на которые хотят грузить гораздо больше?
10. А новые лыжи, но предыдущих лет? Хуже или лучше?
Инфляцию и желание компаний получить больше прибыли никто не отменял. Поэтому что делают компании. Если была выпущена лыжа под определённым названием (SLR) и она хорошо себя зарекомендовала, то фирма понимает, что в следующие годы выпуска эту же лыжу будут покупать по названию, считая, что по характеристикам она такая же, как и предыдущего года. Поэтому фирма резко снижает себестоимость лыжи (соответственно и характеристики лыжи уже не те), оставляя её название , но увеличивая стоимость лыжи на величину инфляции, а лыжу с такими же характеристиками по более дорогой цене выпускает уже под другим названием (e-SL). Ну и так далее. Просто бизнес. А люди, покупая старое название (SLR), с удивлением пишут, что лыжа стала ватной.
11. А лыжи новые или б/у?
Желающих играть в «русскую рулетку» всегда было много. Если много денег и желания учиться на своём опыте, то покупайте б/у лыжи. Что-то не так, выкинете, и купите следующие. Определиться с б/у лыжами может только очень опытный эксперт, и то не всегда. Два простых примера покупки лыж, по внешнему виду «как новых»:
а) Было расслоение титанала, заклеили, но не профессионально. Внешне лыжа — новьё. Через неделю катания вся расслоится.
б) Лыжу перегрузили. Внутри надлом (внутренние слои треснули). Грамотно выправили. Внешне лыжа — новьё. Ну далее — понятно.
12. А лыжи для «начинающих и продолжающих» или «экспертные»?
Лыжи для «начинающих и продолжающих» - это и есть «картонные» лыжи. Плюс у них только один — цена. Прогресса в обучении технике от них ждать не стоит.
Из опыта обучения новичков. Новичок даже в течение первого плотного сезона обучения остро чувствует разницу между прокатными — новыми для продолжающих — и новыми нормальными экспертными лыжами. Да. Экспертные стоят совсем других денег. Но начав сразу с них в итоге экономишь много денег. Плюс процесс обучения идёт гораздо быстрее. Это же относится и к ботинкам.
Но! При этом надо понимать, что едут не лыжи, а лыжник. Т.е. если у человека плохая горнолыжная техника, а он , купив дорогие нормальные лыжи надеется, что его уровень катания резко вырастет, то это не так. Всё зависит от умения управлять лыжами. Только при овладении правильной техникой лыжи раскроют свои возможности.
13. А длина и цена палок?
Знаменитый Жубер в книге «Горные лыжи. Техника и мастерство» советует: ? роста +/- 2 см. Из личного 55-летнего опыта катания на Чегете. Катался на всех ростовках от 115 до 135 см. Сейчас при росте 180 см палки длиной 135 см. До выхода книги Жубера не понимал, почему по возвращении с Чегета были распухшие суставы кистей рук. Прочитал книгу, стало понятно. Сам их выламывал нагрузкой на крутых склонах. При ростовке 135 см стало и удобно, и без распухших кистей.
Обратите внимание на новичков, которые держат короткие палки внизу, как вилки, и спрашивают: «А палки для чего? Они мне только мешают». И они правы!
Цена палок зависит от применяемых материалов во всех деталях палок. Здесь всё как и везде: дешёвые «картонные» лыжи, дешёвые почему-то ломающиеся крепления, дешёвые ботинки- «валенки», дешёвые палки.
14. А подождать, дальше будут дешевле?
Необходимо понимать, что «у них» в евро дорожает (и сильно!) всё: газ, электроэнергия, металлы, дерево, химия, а зарплата в связи с инфляцией повышается. Т.е. себестоимость инвентаря в евро резко дорожает. А «у нас» рубль к евро движется только в одном направлении. В связи с этим не надо быть крутым экономистом, чтобы понимать, что цены на инвентарь будут каждый год всё выше и выше, и в евро «у них», а уж «у нас» в рублях и тем более.
15. А важность ботинок?
Данную тему я разбирал в статье:
Выбор, примерка и подгонка горнолыжного ботинка
http://forum.ski.ru/index.php?showtopic=127643#entry2047806
16. А ботинки новые или б/у?
Если речь идёт о ботинках - «валенках», которые люди купили новыми, и поняли, что это «валенки», то состояние и шелла (мыльницы) и лайнера (внутренника) может быть хорошее. А вот мужские экспертные ботинки с хорошим уровнем жёсткости обычно продают, когда лайнер уже весь свалялся, и надо его менять. А удовольствие это и не простое, и не дешёвое!
Пост создан из сообщения на форуме.
Без теории заговора производителей и ужасах бу было бы лучше