|
Хребет Лётчберг отделяет долину Роны от центральной Швейцарии, от озёр и долины Ааре. На первый взгляд он кажется одной монолитной скалой со снежным гребешком наверху. Если же взяться за лупу и посмотреть на карту в более крупном масштабе, то можно увидеть, что он расщепляется где на два, где на три хребта. А между ними скрыты долины, в которых живут люди, пасутся бараны, ходят туристы... Вот о них мы и поговорим.
Забраться сюда, в глушь Лётчбергщины, проще всего пригородной электричкой Домодоссола-Берн. От Брига старая ж/д ветка карабкается траверсом на борт долины, и где-то напротив городков-близнецов Гампеля и Штега, наконец, отворачивает и начинает вгрызаться в хребет в 600 метрах над Роной. Когда-то давно, в начале нынешнего тысячелетия, это была основная железная дорога, соединявшая Берн с Валлисом и Пьемонтом. Но после открытия в 2006 г. нового базисного туннеля все дальние поезда пошли по нему от Виспа до самого Шпица, а здесь осталась только одна пара кукушек в час, да немного товарняков. На многих полустанках остановка по требованию, да и тех с годами становится всё меньше.
После первого сквозного туннеля - короткая передышка на дне глубокого кривого закоулка между окружающих скал. Иногда можно даже, как в петербургских дворах-колодцах, поймать момент, когда туда заглядывает солнце. Это станция Гоппенштайн (1200 м). Она, как и Кандерштег на другой стороне перевала, живёт более напряжённой жизнью, чем остальные: между ними снуют туда-сюда поезда-автовозы (autoverlad, ferry train), ибо автомобильной сквозной дороги здесь нет. Это нередкий вид транспорта в здешних местах: в Валлис, кроме как снизу по Роне, есть всего-то 4 дороги, и из них 3 - через пер.Лётчберг, Симплон и Фурка - с автовозами. Да и на 4-й, через пер.Гримзель, их нет, наверное, только потому, что железную дорогу от Бриенца через верховья Ааре в самые истоки Роны не успели достроить и сомкнуть с Маттерхорнско-Готтардской до конца эпохи узкоколеек. Но если вы полагаете, что это отчасти лишает вас удовольствия порулить по горным серпантинам - напрасно; хватит и ещё останется. Чтобы далеко не ходить за примерами, взять хотя бы спуск из Гоппеншайна в долину Роны, к Гампель-Штегу: здесь только по одному лишь туннелю, больше похожему на шахту лифта - вниз около 200 м. (Туда даже ходит автобус, но в целом это дыра, с местной электричкой раз в два часа, так что обычно быстрее добираться через Бриг.)
Прямо за станцией поезда исчезают в туннеле под перевалом Лётченпасс, а справа, с востока, к ней спускается узкое кривое ущелье, за которым угадывается высокая висячая долина. Так оно и есть: это Лётченталь, бóльшая часть которой расположена на высоте 1400-1500 м. Долина асимметричная, вся жизнь в ней лепится к пологому и солнечному северному склону; южный склон - одна сплошная теневая полуторакилометровая стена с осыпями и лавиносборниками, и даже в августе внизу у реки ещё лежат снежники - выносы прошлогодних лавин. Автобус доходит до большой парковки и кемпинга за последней деревней Фафлеральп. Но о том мы поговорим позднее.
Административный центр долины - деревня Блаттен (не путать с другими одноимёнными, например, с Blatten bei Naters), а туристический - Вилер, где находится единственный на всю долину пендель-банн, сиречь маятниковый подъёмник. Высота верхней станции Лошернальп - 1970 м. Для начала пройдёмся пешком отсюда до самой последней деревни Фафлеральп - траверсом северного склона долины. Это простой и лёгкий дневной маршрут, по хорошей тропе, без больших спусков и подъёмов, доступный всем туристам: как начинающим, так и заканчивающим свою туристскую (да и вообще) жизнь. Они и ходят здесь в больших количествах - от юных пионеров до глубоких пенсионеров, нашего недалёкого будущего.
озеро Чёрное
За кемпингом Фафлеральп (1800 м) впереди открывается длинная прямая долина, до ледника Лангглетчер и ярко выраженного, образцово-показательного перевала Лётченлюкке (3157 м) в самом конце его. За перевалом уже начинаются владения Алечского ледника; именно с Лётченлюкке стекает его самый мощный правый исток Grosser Aletschfirn. Но это уже серьёзный многодневный горный поход, не для нас. Нафиг оно нужно - лето зимовать? Для простых смертных здесь маршрут по долине до хижины Аненхютте и озерца Анензее, расположенных перед началом ледника (2370 м). До впадения ручья Анунбах можно идти как по лугам южного (правого по ходу) берега, так и по лесистой полке с северной стороны. Перепад высот около 600 м, туда-обратно для дневной прогулки достаточно.
Долина Йегиталь, истоки ручья Анунбах
За озером Анензее. Ледники Лангглетчер и Анунглетчер (слева)
Я вас ещё не утомил, читатель? На сегодня, пожалуй, хватит. Дальше поговорим в следующий раз.
Девочка всегда остаётся девочкой, даже если она водитель автобуса на горной трассе
А я думал, что девочка в хиджабе. Пока крестик на стойке буса не увидел)
Спасибо за интересный репортаж, конечно. Но надо бы снабдить краткими справками или ссылками (если лениво самому), например, про Алечглетчер. И дать фоточку, откуда он начинает сходить. Виды там космические)