|
Сегодня нам идти недалеко. И не вверх, а вниз. Всего лишь перейти одну речку. Речка течёт в ущелье, а питает её Алечский ледник. Ледник немаленький - по крайней мере, в Европе больше него нет. Три его истока, с уже знакомого нам Лётченлюкке, с Юнгфрау и с Эйгера, сливаются на плато Площадь Согласия и начинают вместе искать выход из скал Лётченталя. По дороге они принимают в себя ещё несколько притоков поменьше, и, наконец, достигают той точки, где твёрдая вода превращается в жидкий снег. Жидкое пилит скалу успешнее, чем твёрдое - особенно когда его много, и широкое ложе ледника превращается в узкое глубокое ущелье, прорывающееся в долину Роны у верхней окраины Брига. Через него мы и пойдём.
Начало маршрута (или конец, если идти в противоположном направлении) в деревне с популярным местным названием Блаттен; чтобы отличать её от других таких же, уточняют: Блаттен-Натерский (Blatten bei Naters). Подъезд автобусом из Брига. Дальше подъёмником до верхней деревушки с не менее популярным названием Белальп. Место пользуется не очень хорошей славой, ибо излюблено всякой нечистой силой: каждый год местные ведьмы, слезши с мётел, устраивают здесь шабаш на г.лыжах - Hexenabfahrt. (Ирёнок, конечно, тоже туда собиралась, но коронавирус этот, будь он неладен... против него даже колдовство не всегда помогает - только прививка, притом поголовная.) Зато, если местные ведьмы к вам благосклонны, из него открывается панорама на Аллалин, Римпфлишхорн, Альпхубель и весь массив Мишабель между долинами Саас- и Маттер-Виспы. Билет на подъёмник можно купить сразу сквозной - подъём здесь и спуск в Ридеральпе, или наоборот.
С края деревни, от гостиницы Белальп, в первый раз открывается вид на ущелье и ледник. Высота здесь 2100, спускаться в ущелье надо будет до 1500 - вон туда, мостик можно разглядеть на заглавной фотографии.
А потом подниматься в Ридеральп обратно до 2100. Хорошо виден и почти весь регион, известный г.лыжникам как Алеч-Арена - невысокая пологая гряда между Алечским ледником и долиной Роны, с несколькими кустами подъёмников. Выделяется скальный гребень правильной формы, похожий на двускатную крышу; по нему проходит альпинистсткая прогулочная тропа от Эггисхона до Беттмерхорна, внесённая в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Спуск быстро переходит в каменную лестницу-кладку в узком крутом ущельице. Это типичный элемент ландшафта у нас в Бернских Альпах, на оврингах Горного Бадахшана и караванных тропах Ладакха.
Дальше начинаются альпийские луга, сочные, густо заминированные - ну как же в Швейцарии без коровок-то? Но по ним идти недалеко, и вскоре тропа выходит на лесистый край ущелья. С чем сравнить его каменные лбы?... Урал?... Столбы?...
Вслед за водой тропа спускается по наклонным скальным плитам, ободранным, отполированным ледником, пока не упирается в подвесной мостик. Слава богу, спускаться здесь (и подниматься, соответственно, обратно) нужно не до самой воды - мостик висит ещё высоко над нею. Прямо как в старой песне поётся:
На Кавказе есть гора -
Самая большая!
А под ней течёт Кура -
Мутная такая...
Если на гору залезть
И с неё бросаться -
Очень много шансов есть
С жизнею расстаться!
За мостиком узкая, не очень простая тропа кое-как выкарабкивается из самой нижней части ущелья, с совсем уж крутыми бортами. Кое-где приходится пройти по сыпучей полочке или по брёвнышку, закреплённому на зеркально гладкой скале... "путник на овринге - что слеза на реснице".
После озера Зелёного с трудом набранная сотня метров немедленно сбрасывается опять. И только после этого начинается уже основной подъём к Ридеральпу, через густой Алечский лес. С высоких кедров и ёлок белки прицельно кидаются шишками в туристов. Зачем кидаются? - Как зачем? Для удовольствия. И ещё верещат злобно - наверное, матом трёхэтажным кроют на своём беличьем языке. Топать вверх, хотя и по тени, несколько утомительно в самой середине жаркого дня. Но в обратном направлении, из Ридеральпа в Белальп, лезть ещё хуже; туда уж лучше выйти попозже, чтобы подойти к подъёму, когда солнце уже спрячется за склон.
Конец подъёма к Ридеральпу
Начало спуска с пер.Онский, Западный Саян. 1984 г.
На вершине лес - один к одному наша саянская тайга. Но заходишь за перегиб - а там гостиница вычурной архитектуры, ресторан, ещё ресторан... хутора, разбросанные по солнечной южной стороне хребта, дороги между ними... На домах, по швейцарскому обычаю, выбит или вырублен год постройки. Стоит, скажем, неприметный сарайчик бревенчатый... 1570-какогото года. Времён Ивана Грозного, если по-нашему.
От Ридеральпа вниз, на станцию Мёрель Маттерхорнско-Готтардской ж.д., идут два подъёмника, гондольный и пендельный маятниковый. Летом обычно работает один, это уж как повезёт. Если повезёт маятниковый (до него топать дальше), обратите внимание на промежуточную станцию в деревне Грайх. Стоит посередине деревни башня, ровно на половине длины подъёмника. Внутри башни лифт. Подъезжают кабинки (обе одновременно), откидываются решётчатые балкончики с двух сторон - они же фиксируют кабинки в поперечном направлении. Выходят пассажиры - мамаша с коляской, местные бабушки из магазина... всё это на высоте 5-6го этажа. Садятся в лифт, уезжают. Кабинки с туристами и г.лыжниками едут дальше. Летом, зимой... в снег, метель, гололёд...
Если есть ещё время и здоровье (что не очень вероятно), то можно походить ещё немного по Алеч-Арене. К озеру Беттмерзее или ещё куда-нибудь, вплоть до подъёмников Фишеральпа. (Там, кстати, новые кабинки поставили, прямо от вокзала, а старый маятник через всю долину уже законсервировали. И наверху подъёмников добавили.) Можно пройти (кое-где пролезть) по упомянутой выше тропе ЮНЕСКО - не очень простой, но зато местами с красивыми видами. Но лучше отложить это на отдельный день. Можно посмотреть поподробнее на ледник с разных сторон. О нём тоже отдельно поговорим. В другой раз.
Алечский ледник, Юнгфрау, Мёнх и Эйгер. Вид с Фишеральпа.
На тропе Эггисхон - Беттмерхорн. Вид на Маттерхорн и Вайссхорн.
Алечский ледник. Нижняя часть в районе Беттмеральпа.
Или вот как это выглядит зимой:
Продолжение?... Хм... Пожалуй, уже не следует. Кажется, я и так достаточно утомил читателя. Отложим немного сюжетов на следующий сезон нашего сериала. Если доживём, конечно...