Заход
С одной стороны – это, пожалуй, самый живописный маршрут в данном регионе, к тому же один из немногих – южный. Можно назвать его экскурсионным. Спустившись на обратку Ля-Межа, ты оказываешься в долине La Selle в совершенно диких горах, окружённый уходящими в небо остроконечными вершинами и ледниками, живущими где-то высоко-высоко. Если повезёт, ты сможешь увидеть грациозных козочек, ловко прыгающих по скалам. Словом, глубокое погружение в природу, за что маршрут этот многими любим.
С другой стороны, есть много «но», которые нужно учитывать.
– Во-первых, это очень длинный маршрут, и большая его часть – это многокилометровый траверс по долине, сначала по левой его стороне, а затем по правой. Лыжники, в среднем, затрачивают на него около двух часов. При этом ехать траверс для лыжника – одно удовольствие, почти по всей длине он идёт под горку. Когда едешь на хороших ходах, ты реально попадаешь на обзорную экскурсию по Южным Альпам. Кайф, недоступный превалирующему большинству бордеров.
Начало траверса
Держать скорость настоятельно рекомендуется, так как регион лавиноопасный, периодически падают сераки и много открытых областей, где ни спрятаться, ни скрыться. Отважным бордерам сильно достаётся на этом маршруте, особенно – первопроходцам. Самые хорошо подготовленные райдеры, при условии скользкого снега и накатанного траверса, затрачивают на его прохождение (в прямом смысле этого слова) более двух часов.
сильнейшие представительницы отряда бордеров
Поэтому для этих представителей человечества маршрут в Сант-Кристоф является, скорее, прогулочным. Но, тем не менее, этот момент их не пугает, а наоборот притягивает – большинству хочется испытать свои силы.
– Во-вторых, Сант-Кристоф имеет смыл катать исключительно в хорошую погоду. Думаю понятно почему.
– В-третьих, начинать необходимо в строго определенный промежуток времени, с часа до трёх дня. Именно в эти часы снежный покров наиболее благоприятен. Начало маршрута – это довольно крутой склон около 40°, перепад высот – свыше 2000 м.
маршрут №36 на схеме
Далее многокилометровый траверс сначала по левой, а затем по правой стороне долины до небольшого моста (плотины), по которому нужно снова перейти на левую сторону.
Мост (плотина)
После небольшого пробега и спуска вы уткнётесь в асфальтовую дорогу, которую необходимо перейти. Здесь все любят фоткаться.
и мы туда же
Ну и приятным финишем будет езда по деревне Сант-Кристоф, на лыжах прямо в бар.
Баром управляет не простая бабушка, а внучка (аж в пятом колене, по моим расчётам) того самого гида Пьера Гаспарда из Сан-Кристофа, который первый вместе с бароном Емануилем Буало де Кастельно покорил вершину Ля-Меж. И случилось это 16 августа 1877. Вершина Ла-меж высотой 3983 метра над уровнем моря. Она не является самой высокой в данном горном хребте, но технически самая сложная. Барон дважды пытался покорить Ля-Меж. Но только со второй попытки вершина сдалась ему. Когда после двух труднейших дней восхождений команда достигла вершины, Пьер Гаспард торжественно произнёс ”Только облака сейчас выше чем мы, сэр! Одной ногой я стою в Романше, а другой – в Веньёне.”
В баре очень здорово. Самое время выпить бокал пива или прохладного вина. Здесь можно купить правильные сувениры.
Невозможно удержаться
Обратно в Ля-Грав ехать придётся на такси, 40 км, однако. Его лучше заказать сразу по приезду, так как в хорошую погоду в Сант-Кристоф едет много групп.
Жизнь прекрасна!
Если вы приедете в Сант-Кристоф раньше четырёх часов, имеет смысл посетить музей Альпинизма. Когда мы впервые побывали в нём, то были приятно удивлены – музей шикарный, в три этажа. Здесь можно заказать экскурсию, и вам расскажут об истории краевого альпинизма. Когда рассматриваешь старинные фотографии, особенно – такие, волей-неволей начинаешь верить в реинкарнацию.
Есть ещё много интересного в Ля-Граве, но пусть это останется за занавесом. Вот приедете, сами всё увидите и почувствуете. Этим рассказом я завершаю своё повествование. Надеюсь, вам понравилось.