“Старший товарищ по партии” (лыжебордерской), тот, который ходил в спортшколу, скажет тебе, что ехать надо на кантах, и объяснит, чего делать, чтобы они глубже врезались в лёд. Но ты всё равно не поедешь, ты же не самоубийца – лететь вот с этого обледенелого крутяка на большой скорости вслед за ним. Ты аккуратно сползёшь бочком.
И вот тебе простой и доступный альтернативный способ поворачивать на льду, основанный на этом сползании бочком!
Первое, что нужно понять – почему мы падаем при попытке закантоваться на льду. Это происходит, если проекция центра тяжести на склон находится на большом расстоянии от опоры (лыж или сноуборда), а достаточного глубокого проникновения канта в лёд не произошло. Пути всего два:
-
тот, что советует наш спортсмен – задавить кант глубже в лёд,
-
и альтернатива – разместить центр тяжести над точкой опоры.
По второму пути мы и пойдём, хотя на первый взгляд он может показаться ничуть не проще и комфортнее первого. Первое, чему нам следует научиться – это легко и непринуждённо соскальзывать по склону на наших лыжах или борде. То есть скользить по нему вниз в направлении поперечном снаряду, держа снаряд достаточно плоско – с малым углом закантовки.
В предыдущей статье про проскальзывание я описывал тестовое упражнение, определяющее степень совершенства скольжения в боковом направлении.
Скользить нужно научиться с достаточно большой скоростью, и регулировать скорость этого скольжения научиться тоже. Переходить ко льду можно, только достигнув хорошего качества бокового скольжения.
Сам поворот следует выполнять, старательно избегая разгрузки. За предыдущие статьи автор уже был нещадно критикован местными знатоками, и в частности объектом критики стало отсутствие разгрузки. Вот и наглядный пример, когда элемент, именуемый разгрузка, не только не нужна, но и вредна. Что произойдёт, если вы разгрузите снаряд при боковом соскальзывании? Просто поскользите какое-то время быстрее, поскольку давление на канты уменьшится, и канты будут сдирать лёд на меньшую глубину. Но после этого кант врежется в лёд на некоторое время чуть сильнее, и томожение выйдет чуть более эффективным. При исполнении поворота с разгрузкой второго эффекта (с большим торможением) не произойдёт, поскольку снаряд будет находиться в это время в направлении вниз по склону. В итоге мы получаем ненужную нам скорость, которую придётся гасить.
Допускаю, что не каждому бывшему посетителю спортшколы очевидно, что для кого-то скорость – это зло. Поэтому подчёркиваю – наша задача повернуть аккуратно и максимально неторопливо. Поэтому разгрузки мы избегаем. Если мы пожелаем ехать быстрее, всегда есть возможность увеличить снос снаряда, уменьшив угол закантовки.
Последовательность действий:
-
Начинаем поворот из положения снаряда перпендикулярно склону, снаряд при этом медленно соскальзывает вниз по склону.
-
Переносим центр тяжести вдоль снаряда в сторону поворота (если лыжи – к носкам, стало быть) и слега вниз по склону. Угол закантовки слегка уменьшаем. Снаряд постепенно начинает разворачиваться вниз по склону, продолжая проскальзывать, то есть гася скорость.
-
Бокового проскальзывания нет только в очень непродолжительной фазе – когда снаряд смотрит строго вниз. В этот момент меняем опорный кант и положение центра тяжести.
-
Как только снаряд развернулся вниз по склону, переносим центр тяжести вдоль снаряда в противоположную сторону. Вместе со сменой канта цент тяжести переместился и на другую сторону перпендикулярно снаряду.
-
Плавно и несильно увеличиваем угол закантовки. Ни в коем случае не пытаемся закантаваться сильно – именно тогда кант скорее всего сорвёт. Даём кантам возможность погасить скорость, оставляя после себя длинный и широкий след. Контроля скорости добиваемся продолжительностью проскальзывания, а не жёсткой постановкой на кант.
Можно назвать этот процесс проскальзыванием, дрифтом или сносом – суть от этого не изменится. Требуемый для такого поворота коридор - 5-6м. То есть достаточно для проезда в самых узких местах.
Да, и конечно - канты должны быть не менее остры, чем при задавливании их в лёд. А точить их придётся чаще.
Кажется у вас реально кант сорвало.