Дорога. От Одессы до Брашова мы доехали за 11 часов. График примерно такой - из Одессы выехали в 6.30. На границе в Болграде были в 9.00 Украинская и молдавская таможни – где-то час (очереди не было, но была пересменка + всякие вялые зацепки, типичные для границ). Молдавский таможенник дал добрый совет заезжать в Румынию через Кагул. Я совет послушал, но ему не последовал, а поехал через Вулканешты в Джорджюлешть (минут 40 по территории Молдовы, очень важно не пропустить поворот направо через километров 7 за Вулканештами на Слободзию-Маре, иначе попадешь снова на Украину в Рени). Очередь была – две машины. Но после нас через минут 15 понаехало сразу где-то машин десять, видно с ренийской таможни.
Проблем на молдавско-румынской никаких, молдаване работают четко, запускают сразу по 7-8 машин. Тем не менее, еще час ушел на обе. Румыны просят показать ваучер и зеленую карту.
В 12 часов въехали на территорию Румынию. Есть два пути на Брашов. Первый от Бузэу напрямик на Брашов по узкой и горной дороге. Второй – с Бузэу через Плоешти, Синаю, в Предеяле поворот налево на Рашнов и на Пояну-Брашов. Второй путь длиннее километров на 25, но меньше горных и узких дорог. Когда готовился к поездке, долго думал, как мне ехать, советовался с молдаванами, слушал разные мнения. Решил, что буду определяться на месте. Несмотря на то, что по телевизору постоянно передавали о заносах в Румынии и Болгарии, я как от дома по асфальту выехал, так и по асфальту, не пересекая ни одного сугроба, доехал до Пояны-Брашов. Основные дороги в Румынии чистят до блеска, и ям на них очень мало.
В 2001 году я уже ездил через Румынию в Болгарию (через Констанцу), но в этот раз все равно поблукал в Галаце и немного в Браиле. В Галаце нужно ехать так – все время прямо с таможни по трамвайной линии, затем как бы упираешься в перекресток, где трамвай прямо, а машине дороги нет (или по трамвайной линии), поворачиваешь налево, едешь с километр до указателя направо на Браилу, повернув доезжаешь до большого круга, и там четыре дороги. Так нужно ехать на северо-запад (представьте, что едете с юга)! Т.е. левее, но не совсем налево. А потом все время прямо, даже если дорого петляет. Вам нужно попасть на дорогу, расположенную на дамбе. Есть и другая дорога на Браилу (на кольце на юго-запад), но это объездная дорога, там можно заплутать. Я на нее попал, когда ехал назад, не знаю как. В тумане дело было.
В Браиле легче вроде ориентироваться, там только нужно уйти вправо на перекрестке недалеко до выезда, если поедете прямо, то попадете в Констанцу. Если увидите слева супермаркеты всякие, то Вы едете в Констанцу. Туда лучше летом.
Итак, без проблем доехал я до Бузэу, время 3 часа, дорога чистая, чего мне гор бояться. И рванул прямо на Брашов. Очень удобно через Бузэу – все время прямо. Дорога там сложная, узкая, петляющая, много деревень, потом (за Нехою) очень красивый дикий участок километров 15 над огромным озером, виадуки и т.д. Я вспомнил почему-то фильм «Золото Макенны». Дорога Бузэу – Брашов заняла 2,5 часа. Быстрее не проедете. Не рекомендую ехать по ней в темноте, т.к. на дороге много упавших камней, и дорога, как я сказал, диковатая. Нужно сказать об особенностях езды по Румынии. Скорость в населенных пунктах – 50 км/час, за ними – 100. Нарушать не рекомендуется, штрафы начинаются от 100 долларов (вроде как за ремень). Нельзя во время движения разговаривать по мобильному. Полиции много, но просто так не останавливают. Средняя скорость по Румынии – максимум 60 км/час. От границы до Брашова получилось 5,5 часов. Думаю, что можно доехать за 5 часов, но не быстрее. По километражу до Брашова – 605 км, из них 310 по Румынии.
В Брашове нужно ехать по указателям Poiana-Brashov. Они отдельно висят, белого цвета. Только не ездите по указателям Metro! Их много и все показывают в разные стороны. Заедете в поле. Метро и остальные супермакеты (Selgros и Carefur) находятся на выезде на Бухарест, так и надо ехать по указателям Bucuresti.
От Брашова до Пояны-Брашов 15 минут по горной дороге. В 17.45 мы были в Пояне, и еще 45 минут искали отель! Днем указатели видны, но уже стемнело, а узкая дорога в сторону не казалась заслуживающей внимания. Несмотря на наличие карты, отель найти не удавалось. Звонок не ресепшен принес ответ на румынском языке, в котором я не силен. Я так устал, что хотел лечь в сугроб отдохнуть, но мне повезло, послушался жену, и решился поехать по не заслуживающей внимания дороге. Так, так и да! Увидели отель, о котором я буду говорить отдельно.
[page]
Прежде чем перейти к катанию, еще хотел бы рассказать о некоторых вещах. Обмен валюты – только по паспорту, хоть 1 доллар! Делают ксерокопию, заносят данные в компьютер. В Пояне-Брашов официанты, работники прокатов, лыжные инструкторы, гиды и на ресепшене говорят по-английски. Некоторые инструкторы говорят по-русски. А так по-русски никто не знает ни слова. Нужен английский. Более того, если где-то в сторону, то столкнетесь с тем, что и английского не знают. В Румынии больше распространены, как иностранные, - французский и итальянский. Я начал учить румынский по разговорнику, научился говорить цифры и некоторые слова, но все равно на заправке на просьбу заправить treizece litru (30 Литров) мне заправили бензина на 30 рум. Лей! И я никак не мог объяснить этой даме, что мне нужно 30 литров, а не 8! Пока не подошел парень – заправщик и не объяснил ей. Заправляться нужно на Rompetrol и не нужно на Lukoil. То же, кстати, и в Молдове. Заправлять нужно бензин fara plumbum (без свинца). Я попытался вставить в бензобак Eko, но в мой "Опель" такой пистолет не залазит, - бензин со свинцом (на Украине, хоть мы и не в Евросоюзе, но бензин без свинца). Бензин стоит где-то 1 Евро – литр.
Что еще, покушать в Пояне достаточно дорого. Ресторан на двоих - минимум 100 рум. Лей (200 грн.). В баре может быть 50-60 лей. Когда ездили в Синаю, то перед дворцом Пелеш в отеле Бастион есть ресторан Бонапарт. Там обед стоил 60 лей, что очень хорошо. В принципе, в Румынии все дорого, в супермаркетах особенно ничего не купишь, покупали фрукты и т.д. Вина очень хорошие. Лучшие говорят – Prahova. Я пробовал разные – мне все понравились. Бутылка в супермаркете стоит 15-20 лей. Водка – двух видов Stalingrad и Stalinskaya. Делают в Румынии, как они пишут, по русским рецептам. Стоит как вино, и даже дороже. В Метро заходил по украинской карточке и паспорту (обязателен). Женщина что-то ввела в компьютер и выдала разовый пропуск на посещение. На выходе спрашивают persoanne или фирма. Я не фирма, я персона. В Selgros заходили, увидели, что при расчете дают карточки и даже не пытались.
Много пишут в интернете о безопасности в Румынии. Много цыган. Слышал от друзей и родственников о методах румынских цыган (наглые нападения средь бела дня толпой с попыткой отобрать, вырвать и т.д.) Был осторожен. Когда выходил из машины, закрывал ее, или изнутри закрывала жена. Но в Пояне цыган бояться не нужно. Но надо считать сдачу.
Я после катания пошел в банк BCR менять валюту. Даю 200 Евро, говорю, что 100 меняю. Долгая процедура, ксерокопия паспорта, проверка по компьютеру, дают мне 360 лей, а курс 3,61. Возмущаюсь, получаю 1 лею и довольный собой иду в гостиницу. Пишу СМС жене, чтобы набирала ванну, принимаю ее, и очень, очень собой доволен. Тут как током прошибло, выскакиваю, вытираюсь, заглядываю в бумажник. А сдачу 100 Евро я-то не взял!!! Запрыгиваю в одежду, чешу в банк. Милая такая румынка, ничему не удивляясь, проверяет кассу, при этом говоря «если я была не права, я заранее извиняюсь, очень много клиентов и т.д.» Проверка окончена, и я получаю свою сотню. Ей посоветовал все-таки быть внимательнее. Но в невнимательность в данном случае не верю даже на 1%. Так что, будьте бдительны. Хотя в той же Румынии разовое ограничение на снятие денег в банкомате – 1000 долларов, а в Польше или России – 100. Т.е. мой банк не считает Румынию криминализированной страной. Что правда, молдаване рассказывали, полиция в Румынии очень серьезная, ее румыны сильно боятся. Туристу, если есть необходимость, не нужно стесняться туда обращаться. Вот только как быть, если английский не знают?
Экскурсии, если Вы на машине, можно делать самому. Посмотреть Брашов вечером – очень красиво. До замка Бран – 25 минут езды от Пояны. Работает до 4-х часов, рекомендую приезжать не позже 3-х. В понедельник не работает. В замке никакого упоминания о Дракуле нет, но вокруг процветает бизнес на Дракуле, вплоть до живого артиста в страшной маске, который бросается на прохожих. Но съездить надо. Вход – 12 лей с человека, еще просят за право фотографировать. Я не платил, но фотографировал. По пути, кстати, в Рашнове, есть крепость, красиво смотрится вечером. Мы туда не поднимались, т.к. не совсем понятно было, а как туда забраться.
И конечно, ездили в Синаю, в Пелеш. Въезд на автостоянку – 10 лей, что дороговато. Оставили машину на второй стоянке перед кирпичом. Но самые смелые, я видел ехали на третью стоянку, почти у дворца. Вход тоже 12 лей, за право фотографировать без вспышки просят 30 лей. Я не платил, но и не фотографировал (полно людей и служителей). На выходе купил за 15 лей книжку, там рассказ о дворце и фотографии. Да, экскурсия на английском, самого не пускают. Для румын отдельный вход. Показывают только второй этаж, а доступ на третий открыт только раз в месяц – последний вторник (но не летом!). Понедельник – выходной.
[page]Но самое главное - катание! Скажу сразу, Пояна-Брашов - лучше чем Закопане, и даже чем Словакия. В одном месте очень много трасс, на разный вкус и разной сложности, не надоедает даже за неделю. То так поехал, то так съехал. Есть как бы две зоны, откуда начинаются подъемники, если лицом к горе: левая и правая (основная). Внизу в обоих зонах есть трассы для начинающих, причем в левой она покруче и побольше, а в правой совсем детская.
Существенная очередь на подъемник наблюдалась только 5 января в субботу. Именно в субботу приезжает много румын. В воскресенье их уже меньше. В будние дни – об очередях можно не думать вообще. Но даже в субботу стоял в очереди наверх в левой зоне полчаса. Не считаю это чем-то криминальным.
Очень хорошо, что попал первый раз на гору в ясный день и изучил все ответвления. Потом опустился на три дня туман (один день даже не пускали наверх), и иногда было сложно найти дорогу. Если поехали в первый раз и попали в туман, ищите молдован, которые Вам подскажут, куда съехать. Кстати, два года назад для молдован ввели визы в Румынию, и их стало значительно меньше. Наверно поэтому и очереди стали меньше.
С правой зоны наверх, кроме гондолы, поднимаются кабинки по 8 человек, где можно сидеть. Я ими пользовался, сидишь, ноги отдыхают. Наверху для тех, кто не хочет спускаться вниз, есть один бугель. В будние дни я приходил к 9 часам на трассу, так это даже немного рано. Как правило, гондолы начинали работать в 9.30, а трасса наверху и кабинки – не раньше 10. Да, нужно иметь ввиду, что те, кто поднимается посмотреть окрестности без лыж, должен это делать с левой зоны, т.к. именно эта гондола поднимается выше всех. Обратно тоже гондолой, что интересно, оплата внизу на выходе. Для того, чтобы спускаться сверху в левую зону, нужно держаться вправо и не пропустить указатель на склон Bradul.
Оплачиваются пункты, которые продаются в разном количестве. Важно не переборщить. Подъем наверх – 8 пунктов, маленькая трасса в левой зоне и трасса наверху – 3 пункта, детская трасса в правой зоне – 1 пункт. Как средний лыжник я за день проезжал 40-50 пунктов, но если Вы ас и с горы съезжаете за пять минут, то Вам может быть понадобится 100. Я за шесть дней катания проехал где-то 240 пунктов, причем два дня я катался только до обеда (два дня не катался вообще). Наверху есть бар (но там не кормят, только пьют) на станции гондолы с правой зоны. Еще есть на голубой трассе (под мостик) кафе, там дают обед с 12 часов. Можно питаться и внизу.
Как я говорил, есть проблема с русскоговорящими инструкторами. В левой зоне я взял жене некоего Эмиля (50 лей в час), такого деда с пропитым лицом. Начали они вроде бы неплохо, я уехал, через 10 минут смотрю, они идут пешком. Оказывается, вся учеба заключалась в том, что Эмиль говорил налево и направо, пока жена моя не упала лицом в сугроб. Привело это к тому, что в следующий раз она пошла кататься в последний день! В правой зоне оказался инструктор по имени Антон (40 лей в час), который именно учил. А еще лучше брать англоговорящего, чтобы кто-то переводил. Или учите язык!
Я не сказал о ценах. Прокат старого снаряжения стоит 30 лей, нового – 40. 180 пунктов подъемника стоили 250 лей. Если покупать по 10 -20 пунктов, то 1 пункт будет выходить в 2 лея. Курс Вы знаете: 1 Евро – 3,6 рум. лей (а 1 лей – 2,05 гривны, удобно считать).
Недалеко от мест катания, если приезжать пораньше, всегда можно найти бесплатные нычки для парковки. Когда мне надоело ходить пешком из отеля, то я поехал на машине. Минус – нужно думать, а стоит ли пить рюмку или стакан горячего вина.
Ну и отель. Ехал я через турфирму «Атлантик-Трэвел», которую я считаю хорошей. Два года назад от них ездил в Закопане. Помогают с визами. Но по части отелей – не дорабатывают. Работают по маркетинговому принципу Генри Форда – мы можем покрасить Ваш автомобиль в любой цвет, если это цвет – черный. У "Атлантик-Трэвел" только одно предложение одного отеля. И никакого выбора. Конечно, так дешевле и проще. Но это для студентов. А я закончил вуз более 20 лет назад. К сожалению. В Закопане был слабенький отель, но хоть терпимый. В Пояне нас поселили в вилле «Кассандра». Первое: заходим в номер 22 – нет окон. Есть мансардное окно высоко в потолке (а сверху нависает отель Замок Дракулы, зановесок нет) и маленькое окошко в ванной. Оказалось, что мы последние приехали, поэтому нам достался этот номер. Номер без окон не соответствует заявленным 4 звездам, в этом я убежден. Но это еще цветочки.
Отель сделан таким образом, что заснуть в нем можно только тогда, когда ляжет спать последний человек! Акустика потрясающая! А живут-то все наши (принцип «Атлантик-Трэвел» – мы выкупаем весь отель)! А наши то - хамы! Пооткрывали двери в общий тамбур, там резвятся 5-6 детей до 12, а они пошли куда-то бухать. После пяти дней этого ада, нас переселили в другой корпус с балконом, окном и видом. Наше жлобье поразъехалось. Три дня было очень хорошо. Но в последний день в субботу приехали румыны! И до часу ночи играли в лото, а мне в 6 утра вставать и 10 часов потом ехать! Короче, в час ночи я начал орать на румын, что даю им две минуты, на то, чтобы разойтись (орал я на английском, кто-то из них понимал и переводил), если не разойдутся, то вызываю полицию. Они разошлись. Я, кстати, действительно пытался набрать 955 (полиция) с мобильного, но не получалось. Рекомендую узнать сразу, как это делается.
В «Кассандру» ни за что больше не поеду. Еще минусы: однообразный завтрак (каждый день мясная и сырная нарезка без горячего), неудобный подъезд и мало места для парковки. «Кассандра» расположена в яме, где много частных еще более убогих вилл, многие из которых пустуют в разгар сезона (нет молдаван?). Я прошелся по отелям, взял визитки, есть дорогие по 110 Евро номер, но можно найти и дешевле (75, 60 и др.). Буду требовать у «Атлантик-Трэвел» компенсацию за пять дней в номере без окон, а заплатил за девять ночей 690 Евро (76 Евро за ночь).
Я много ездил, всегда есть какие-то нелады, но это первый раз, когда от неладов остался неприятный осадок.
Но хоть я и кричал румынам в последнюю ночь, что никогда больше не приеду в Румынию и всем отсоветую, думаю, что поеду, и Вам рекомендую. Для меня большое преимущество по сравнению со Словакией и Польшей – возможность доехать за день на машине, да и виза пока стоит всего 10$ и делается в Одессе.
Даты поездки: 4-13 января 2008 года.
Автор: Паша