Дорога. От Одессы до Брашова мы доехали за 11 часов. График примерно такой - из Одессы выехали в 6.30. На границе в Болграде были в 9.00 Украинская и молдавская таможни – где-то час (очереди не было, но была пересменка + всякие вялые зацепки, типичные для границ). Молдавский таможенник дал добрый совет заезжать в Румынию через Кагул. Я совет послушал, но ему не последовал, а поехал через Вулканешты в Джорджюлешть (минут 40 по территории Молдовы, очень важно не пропустить поворот направо через километров 7 за Вулканештами на Слободзию-Маре, иначе попадешь снова на Украину в Рени). Очередь была – две машины. Но после нас через минут 15 понаехало сразу где-то машин десять, видно с ренийской таможни.
Проблем на молдавско-румынской никаких, молдаване работают четко, запускают сразу по 7-8 машин. Тем не менее, еще час ушел на обе. Румыны просят показать ваучер и зеленую карту.
![]() |
В 12 часов въехали на территорию Румынию. Есть два пути на Брашов. Первый от Бузэу напрямик на Брашов по узкой и горной дороге. Второй – с Бузэу через Плоешти, Синаю, в Предеяле поворот налево на Рашнов и на Пояну-Брашов. Второй путь длиннее километров на 25, но меньше горных и узких дорог. Когда готовился к поездке, долго думал, как мне ехать, советовался с молдаванами, слушал разные мнения. Решил, что буду определяться на месте. Несмотря на то, что по телевизору постоянно передавали о заносах в Румынии и Болгарии, я как от дома по асфальту выехал, так и по асфальту, не пересекая ни одного сугроба, доехал до Пояны-Брашов. Основные дороги в Румынии чистят до блеска, и ям на них очень мало.
В 2001 году я уже ездил через Румынию в Болгарию (через Констанцу), но в этот раз все равно поблукал в Галаце и немного в Браиле. В Галаце нужно ехать так – все время прямо с таможни по трамвайной линии, затем как бы упираешься в перекресток, где трамвай прямо, а машине дороги нет (или по трамвайной линии), поворачиваешь налево, едешь с километр до указателя направо на Браилу, повернув доезжаешь до большого круга, и там четыре дороги. Так нужно ехать на северо-запад (представьте, что едете с юга)! Т.е. левее, но не совсем налево. А потом все время прямо, даже если дорого петляет. Вам нужно попасть на дорогу, расположенную на дамбе. Есть и другая дорога на Браилу (на кольце на юго-запад), но это объездная дорога, там можно заплутать. Я на нее попал, когда ехал назад, не знаю как. В тумане дело было.
В Браиле легче вроде ориентироваться, там только нужно уйти вправо на перекрестке недалеко до выезда, если поедете прямо, то попадете в Констанцу. Если увидите слева супермаркеты всякие, то Вы едете в Констанцу. Туда лучше летом.
Итак, без проблем доехал я до Бузэу, время 3 часа, дорога чистая, чего мне гор бояться. И рванул прямо на Брашов. Очень удобно через Бузэу – все время прямо. Дорога там сложная, узкая, петляющая, много деревень, потом (за Нехою) очень красивый дикий участок километров 15 над огромным озером, виадуки и т.д. Я вспомнил почему-то фильм «Золото Макенны». Дорога Бузэу – Брашов заняла 2,5 часа. Быстрее не проедете. Не рекомендую ехать по ней в темноте, т.к. на дороге много упавших камней, и дорога, как я сказал, диковатая. Нужно сказать об особенностях езды по Румынии. Скорость в населенных пунктах – 50 км/час, за ними – 100. Нарушать не рекомендуется, штрафы начинаются от 100 долларов (вроде как за ремень). Нельзя во время движения разговаривать по мобильному. Полиции много, но просто так не останавливают. Средняя скорость по Румынии – максимум 60 км/час. От границы до Брашова получилось 5,5 часов. Думаю, что можно доехать за 5 часов, но не быстрее. По километражу до Брашова – 605 км, из них 310 по Румынии.
В Брашове нужно ехать по указателям Poiana-Brashov. Они отдельно висят, белого цвета. Только не ездите по указателям Metro! Их много и все показывают в разные стороны. Заедете в поле. Метро и остальные супермакеты (Selgros и Carefur) находятся на выезде на Бухарест, так и надо ехать по указателям Bucuresti.
От Брашова до Пояны-Брашов 15 минут по горной дороге. В 17.45 мы были в Пояне, и еще 45 минут искали отель! Днем указатели видны, но уже стемнело, а узкая дорога в сторону не казалась заслуживающей внимания. Несмотря на наличие карты, отель найти не удавалось. Звонок не ресепшен принес ответ на румынском языке, в котором я не силен. Я так устал, что хотел лечь в сугроб отдохнуть, но мне повезло, послушался жену, и решился поехать по не заслуживающей внимания дороге. Так, так и да! Увидели отель, о котором я буду говорить отдельно.
![]() |
[page]
Прежде чем перейти к катанию, еще хотел бы рассказать о некоторых вещах. Обмен валюты – только по паспорту, хоть 1 доллар! Делают ксерокопию, заносят данные в компьютер. В Пояне-Брашов официанты, работники прокатов, лыжные инструкторы, гиды и на ресепшене говорят по-английски. Некоторые инструкторы говорят по-русски. А так по-русски никто не знает ни слова. Нужен английский. Более того, если где-то в сторону, то столкнетесь с тем, что и английского не знают. В Румынии больше распространены, как иностранные, - французский и итальянский. Я начал учить румынский по разговорнику, научился говорить цифры и некоторые слова, но все равно на заправке на просьбу заправить treizece litru (30 Литров) мне заправили бензина на 30 рум. Лей! И я никак не мог объяснить этой даме, что мне нужно 30 литров, а не 8! Пока не подошел парень – заправщик и не объяснил ей. Заправляться нужно на Rompetrol и не нужно на Lukoil. То же, кстати, и в Молдове. Заправлять нужно бензин fara plumbum (без свинца). Я попытался вставить в бензобак Eko, но в мой "Опель" такой пистолет не залазит, - бензин со свинцом (на Украине, хоть мы и не в Евросоюзе, но бензин без свинца). Бензин стоит где-то 1 Евро – литр.
Что еще, покушать в Пояне достаточно дорого. Ресторан на двоих - минимум 100 рум. Лей (200 грн.). В баре может быть 50-60 лей. Когда ездили в Синаю, то перед дворцом Пелеш в отеле Бастион есть ресторан Бонапарт. Там обед стоил 60 лей, что очень хорошо. В принципе, в Румынии все дорого, в супермаркетах особенно ничего не купишь, покупали фрукты и т.д. Вина очень хорошие. Лучшие говорят – Prahova. Я пробовал разные – мне все понравились. Бутылка в супермаркете стоит 15-20 лей. Водка – двух видов Stalingrad и Stalinskaya. Делают в Румынии, как они пишут, по русским рецептам. Стоит как вино, и даже дороже. В Метро заходил по украинской карточке и паспорту (обязателен). Женщина что-то ввела в компьютер и выдала разовый пропуск на посещение. На выходе спрашивают persoanne или фирма. Я не фирма, я персона. В Selgros заходили, увидели, что при расчете дают карточки и даже не пытались.
Много пишут в интернете о безопасности в Румынии. Много цыган. Слышал от друзей и родственников о методах румынских цыган (наглые нападения средь бела дня толпой с попыткой отобрать, вырвать и т.д.) Был осторожен. Когда выходил из машины, закрывал ее, или изнутри закрывала жена. Но в Пояне цыган бояться не нужно. Но надо считать сдачу.
Я после катания пошел в банк BCR менять валюту. Даю 200 Евро, говорю, что 100 меняю. Долгая процедура, ксерокопия паспорта, проверка по компьютеру, дают мне 360 лей, а курс 3,61. Возмущаюсь, получаю 1 лею и довольный собой иду в гостиницу. Пишу СМС жене, чтобы набирала ванну, принимаю ее, и очень, очень собой доволен. Тут как током прошибло, выскакиваю, вытираюсь, заглядываю в бумажник. А сдачу 100 Евро я-то не взял!!! Запрыгиваю в одежду, чешу в банк. Милая такая румынка, ничему не удивляясь, проверяет кассу, при этом говоря «если я была не права, я заранее извиняюсь, очень много клиентов и т.д.» Проверка окончена, и я получаю свою сотню. Ей посоветовал все-таки быть внимательнее. Но в невнимательность в данном случае не верю даже на 1%. Так что, будьте бдительны. Хотя в той же Румынии разовое ограничение на снятие денег в банкомате – 1000 долларов, а в Польше или России – 100. Т.е. мой банк не считает Румынию криминализированной страной. Что правда, молдаване рассказывали, полиция в Румынии очень серьезная, ее румыны сильно боятся. Туристу, если есть необходимость, не нужно стесняться туда обращаться. Вот только как быть, если английский не знают?
![]() |
Экскурсии, если Вы на машине, можно делать самому. Посмотреть Брашов вечером – очень красиво. До замка Бран – 25 минут езды от Пояны. Работает до 4-х часов, рекомендую приезжать не позже 3-х. В понедельник не работает. В замке никакого упоминания о Дракуле нет, но вокруг процветает бизнес на Дракуле, вплоть до живого артиста в страшной маске, который бросается на прохожих. Но съездить надо. Вход – 12 лей с человека, еще просят за право фотографировать. Я не платил, но фотографировал. По пути, кстати, в Рашнове, есть крепость, красиво смотрится вечером. Мы туда не поднимались, т.к. не совсем понятно было, а как туда забраться.
![]() |
И конечно, ездили в Синаю, в Пелеш. Въезд на автостоянку – 10 лей, что дороговато. Оставили машину на второй стоянке перед кирпичом. Но самые смелые, я видел ехали на третью стоянку, почти у дворца. Вход тоже 12 лей, за право фотографировать без вспышки просят 30 лей. Я не платил, но и не фотографировал (полно людей и служителей). На выходе купил за 15 лей книжку, там рассказ о дворце и фотографии. Да, экскурсия на английском, самого не пускают. Для румын отдельный вход. Показывают только второй этаж, а доступ на третий открыт только раз в месяц – последний вторник (но не летом!). Понедельник – выходной.
[page]Но самое главное - катание! Скажу сразу, Пояна-Брашов - лучше чем Закопане, и даже чем Словакия. В одном месте очень много трасс, на разный вкус и разной сложности, не надоедает даже за неделю. То так поехал, то так съехал. Есть как бы две зоны, откуда начинаются подъемники, если лицом к горе: левая и правая (основная). Внизу в обоих зонах есть трассы для начинающих, причем в левой она покруче и побольше, а в правой совсем детская.
Существенная очередь на подъемник наблюдалась только 5 января в субботу. Именно в субботу приезжает много румын. В воскресенье их уже меньше. В будние дни – об очередях можно не думать вообще. Но даже в субботу стоял в очереди наверх в левой зоне полчаса. Не считаю это чем-то криминальным.
![]() |
Очень хорошо, что попал первый раз на гору в ясный день и изучил все ответвления. Потом опустился на три дня туман (один день даже не пускали наверх), и иногда было сложно найти дорогу. Если поехали в первый раз и попали в туман, ищите молдован, которые Вам подскажут, куда съехать. Кстати, два года назад для молдован ввели визы в Румынию, и их стало значительно меньше. Наверно поэтому и очереди стали меньше.
С правой зоны наверх, кроме гондолы, поднимаются кабинки по 8 человек, где можно сидеть. Я ими пользовался, сидишь, ноги отдыхают. Наверху для тех, кто не хочет спускаться вниз, есть один бугель. В будние дни я приходил к 9 часам на трассу, так это даже немного рано. Как правило, гондолы начинали работать в 9.30, а трасса наверху и кабинки – не раньше 10. Да, нужно иметь ввиду, что те, кто поднимается посмотреть окрестности без лыж, должен это делать с левой зоны, т.к. именно эта гондола поднимается выше всех. Обратно тоже гондолой, что интересно, оплата внизу на выходе. Для того, чтобы спускаться сверху в левую зону, нужно держаться вправо и не пропустить указатель на склон Bradul.
![]() |
Оплачиваются пункты, которые продаются в разном количестве. Важно не переборщить. Подъем наверх – 8 пунктов, маленькая трасса в левой зоне и трасса наверху – 3 пункта, детская трасса в правой зоне – 1 пункт. Как средний лыжник я за день проезжал 40-50 пунктов, но если Вы ас и с горы съезжаете за пять минут, то Вам может быть понадобится 100. Я за шесть дней катания проехал где-то 240 пунктов, причем два дня я катался только до обеда (два дня не катался вообще). Наверху есть бар (но там не кормят, только пьют) на станции гондолы с правой зоны. Еще есть на голубой трассе (под мостик) кафе, там дают обед с 12 часов. Можно питаться и внизу.
Как я говорил, есть проблема с русскоговорящими инструкторами. В левой зоне я взял жене некоего Эмиля (50 лей в час), такого деда с пропитым лицом. Начали они вроде бы неплохо, я уехал, через 10 минут смотрю, они идут пешком. Оказывается, вся учеба заключалась в том, что Эмиль говорил налево и направо, пока жена моя не упала лицом в сугроб. Привело это к тому, что в следующий раз она пошла кататься в последний день! В правой зоне оказался инструктор по имени Антон (40 лей в час), который именно учил. А еще лучше брать англоговорящего, чтобы кто-то переводил. Или учите язык!
Я не сказал о ценах. Прокат старого снаряжения стоит 30 лей, нового – 40. 180 пунктов подъемника стоили 250 лей. Если покупать по 10 -20 пунктов, то 1 пункт будет выходить в 2 лея. Курс Вы знаете: 1 Евро – 3,6 рум. лей (а 1 лей – 2,05 гривны, удобно считать).
Недалеко от мест катания, если приезжать пораньше, всегда можно найти бесплатные нычки для парковки. Когда мне надоело ходить пешком из отеля, то я поехал на машине. Минус – нужно думать, а стоит ли пить рюмку или стакан горячего вина.
![]() |
Ну и отель. Ехал я через турфирму «Атлантик-Трэвел», которую я считаю хорошей. Два года назад от них ездил в Закопане. Помогают с визами. Но по части отелей – не дорабатывают. Работают по маркетинговому принципу Генри Форда – мы можем покрасить Ваш автомобиль в любой цвет, если это цвет – черный. У "Атлантик-Трэвел" только одно предложение одного отеля. И никакого выбора. Конечно, так дешевле и проще. Но это для студентов. А я закончил вуз более 20 лет назад. К сожалению. В Закопане был слабенький отель, но хоть терпимый. В Пояне нас поселили в вилле «Кассандра». Первое: заходим в номер 22 – нет окон. Есть мансардное окно высоко в потолке (а сверху нависает отель Замок Дракулы, зановесок нет) и маленькое окошко в ванной. Оказалось, что мы последние приехали, поэтому нам достался этот номер. Номер без окон не соответствует заявленным 4 звездам, в этом я убежден. Но это еще цветочки.
Отель сделан таким образом, что заснуть в нем можно только тогда, когда ляжет спать последний человек! Акустика потрясающая! А живут-то все наши (принцип «Атлантик-Трэвел» – мы выкупаем весь отель)! А наши то - хамы! Пооткрывали двери в общий тамбур, там резвятся 5-6 детей до 12, а они пошли куда-то бухать. После пяти дней этого ада, нас переселили в другой корпус с балконом, окном и видом. Наше жлобье поразъехалось. Три дня было очень хорошо. Но в последний день в субботу приехали румыны! И до часу ночи играли в лото, а мне в 6 утра вставать и 10 часов потом ехать! Короче, в час ночи я начал орать на румын, что даю им две минуты, на то, чтобы разойтись (орал я на английском, кто-то из них понимал и переводил), если не разойдутся, то вызываю полицию. Они разошлись. Я, кстати, действительно пытался набрать 955 (полиция) с мобильного, но не получалось. Рекомендую узнать сразу, как это делается.
В «Кассандру» ни за что больше не поеду. Еще минусы: однообразный завтрак (каждый день мясная и сырная нарезка без горячего), неудобный подъезд и мало места для парковки. «Кассандра» расположена в яме, где много частных еще более убогих вилл, многие из которых пустуют в разгар сезона (нет молдаван?). Я прошелся по отелям, взял визитки, есть дорогие по 110 Евро номер, но можно найти и дешевле (75, 60 и др.). Буду требовать у «Атлантик-Трэвел» компенсацию за пять дней в номере без окон, а заплатил за девять ночей 690 Евро (76 Евро за ночь).
Я много ездил, всегда есть какие-то нелады, но это первый раз, когда от неладов остался неприятный осадок.
Но хоть я и кричал румынам в последнюю ночь, что никогда больше не приеду в Румынию и всем отсоветую, думаю, что поеду, и Вам рекомендую. Для меня большое преимущество по сравнению со Словакией и Польшей – возможность доехать за день на машине, да и виза пока стоит всего 10$ и делается в Одессе.
Даты поездки: 4-13 января 2008 года.
Автор: Паша