+4

Правила судейства соревнований по фрирайду

Вероника Лента автора 14 Января 2016 (07:37) Просмотров: 1070 2
Мне часто задают вопрос: а как вас судят?
Вот так.
 


Перевод с сайта www.freerideworldtour.com 
(прим.редакции - возможно текст устаревший, перевод от 2009 г)

ПРАВИЛА СУДЕЙСТВА

1. Вступление

По определению, термин «фрирайд» противоречит слову «соревнования». Некоторые райдеры отказываются участвовать в соревнованиях из-за этого противоречия или просто потому, что не хотят, чтобы их оценивали.
Тем не менее, для многих райдеров фрирайд и соревнования вполне сосуществуют вместе. Они хотят сравнивать себя с другими райдерами время от времени и чтобы кто-нибудь решал, кто же продемонстрировал наилучший проезд.
Вот почему нам нужны судьи.

Когда речь идет о фрирайде, все мы знаем, что рельеф разный и есть разные способы выразить себя на этом рельефе. Цель этой системы судейства – позволить любому стилю катания победить при любом состоянии снега. Является ли сильной стороной райдера спуск по крутому склону, амплитудные прыжки, технические трюки или скорость – проезд в любом стиле должен иметь возможность победить, если в данный конкретный день райдер продемонстрировал самый выразительный проезд, используя свои сильные стороны.
Райдеры не должны адаптировать свое катание к системе судейства; система судейства должна быть адаптирована к любому катанию.

Итак, каким образом можем мы создать систему судейства, которая одновременно была бы и справедливой и не предусматривающей ограничений?

Фрирайд сталкивается с такой же дилеммой, как и другие спортивные дисциплины, такие как серфинг, скейтбординг, фристайл. Эти, условно спортивные дисциплины, - все они прошли через свой собственный опыт, и интересно наблюдать, что все они пришли к похожим системам судейства. Это системы судейства, где «общее впечатление» оценивается, в основном, бывалыми райдерами, уважаемыми молодым поколением, основанные, главным образом, на эмоциях, нежели на механических описаниях критериев. Настоящее руководство – это незавершенная работа; оно будет развиваться и меняться, чтобы лучше приспособиться к нашему спорту и райдерам.

Общее впечатление
В прошлом мы пытались оценивать каждый из критериев: линия, непрерывность движения, контроль, прыжки. Был либо один судья на каждый критерий, либо каждый судья давал баллы за каждый из критериев. Баллы складывались вместе, чтобы вычислить итоговый результат. Ниже перечислено множество причин, по которым мы в настоящий момент используем критерий «общее впечатление».

1. Когда был отдельный судья по каждому из критериев, для Главного судьи было намного труднее контролировать каждого судью, использовавшего всю шкало оценок по данному критерию. Если бы судья, отвечающий за критерий «непрерывность движения», оценивал бы всех райдеров между 4 и 7, а судья «по прыжкам» от 2 до 9, то судья «по прыжкам» имел бы гораздо больше влияние на результат. Идея судейства нескольких судей, каждый из которых дает оценку по каждому из критериев, должна была усреднить результаты, чтобы быть наиболее справедливой.

2. Когда каждый из судей ставил баллы по всем критерия, случилась бы аналогичная ситуация. Один из критериев имел бы большую ценность, поскольку использовать полную шкалу при оценке прыжков легче, чем оценивать контроль, непрерывность движения или линию. В результате райдера, катающегося в стиле «steap and fast» (по очень крутому склону и очень быстро), но почти без прыжков, сложно было оценить высоко.

3. Фактически, критерии слились воедино. Расщепление на элементы больше запутывает, нежели облегчает судейство. Чтобы принять решение, судья каждый раз должен себя спрашивать, как быстро, с большими ли прыжками и насколько контролируемо едет райдер по сравнению с тем, по какому крутому склону он едет, насколько раскованно и в каких снежных условиях это происходит. Отдельный критерий, структурированный в сознании, - ключ к хорошему судейству по «общему впечатлению».


2. Формат судейства и судейский протокол
2.1 Судейские протоколы:
На судейских протоколах рядом с именами райдеров – градуированная линейка от 0 до 10 с десятью отметками внутри каждого деления, дающая судьям шкалу из 100 возможных вариантов оценок. Судьи ставят свою оценку цветной ручкой на «линейке». Эти градуированные «линейки» расположены на судейском протоколе вертикально, чтобы помочь судье, который ставя 5.4 скрупулезно регулирует свое судейство путем быстрого сравнения с другими близко расположенными оценками. Рядом с оценочной «линейкой» - графа «Итог», где судья пишет итоговый результат в цифрах.
Наконец, рядом с итоговой графой есть графа для комментариев, где каждый судья может добавить комментарии относительно линии спуска, скорости, прыжков, «уборок»…

2.2 Шкала оценок:
Очень важно, чтобы судьи использовали всю шкалу оценок и не боялись давать высокие баллы за хорошие проезды и низкие баллы за плохие проезды. Нет ничего хуже, чем судья, застрявший между 4 и 6.5 и просудивший так все соревнования.

2.3 Выставление первых оценок:
В основном, все райдеры будут оценены в сравнении с баллами, данными первому спустившемуся райдеру. Чтобы дать правильную оценку первому райдеру, судьи должны быть к этому готовы.
Они должны проверить склон, проанализировать возможные линии спуска и предположить, где могли быть самая сложная или самая безопасная линии на склоне.
Они должны быть информированы о снежных условиях; знать, будет ли сильный слаф (струящиеся потоки снега, похожие на маленькие лавинки, не способные засыпать, но способные сбить с ног лыжника или сноубордиста ), совершенный паудер, корка, ледяные или каменистые участки.
«Открывающие» лыжники используются для того, чтобы сориентировать судей.
Главный судья должен убедиться в том, что все судьи согласны с оценкой первого райдера, и может санкционировать обсуждение, если мнения различаются. Если спуск первого райдера очень плохой, судьи ждут первый «нормальный» спуск. Все последующие спуски должны быть оценены в соответствии с первой оценкой.

2.4 «Одна минута» судейства
В большинстве случаев судьям требуется около одной минуты, чтобы выставить финальную оценку. Это очень много, если все судьи согласны, но очень мало, если необходимы изменения. Главный судья играет ключевую роль, вмешиваясь, только если это необходимо и при наличии веских аргументов, чтобы избежать потери времени.

0-10 секунд. Первые 10 секунд используются судьей, чтобы решить, около какого балла он собирается ставить оценку (от 4 до 5, или от 6 до 7). От судей требуется сделать отметку ручкой на судейской шкале около оценки, которую они хотят поставить. Главный судья немедленно смотрит, все ли судьи единодушны по поводу проезда, который они только что видели, или нет.
Если два судья поставили близкие друг другу оценки, а один не согласен с такой оценкой, Главный судья может попросить несогласного судью пересмотреть оценку. Если мнение Главного судьи соответствует мнению двух судей, которые поставили близкие оценки, он может попросить третьего судью поставить оценку более близкую двум другим. Если мнение Главного судьи совпадает с мнением судьи, оставшегося в меньшинстве, Главный судья может либо оставить все как есть, либо позволить трем судьям обсудить спорный проезд.

11-55 секунд. В отсутствие реакции Главного судьи остальные судьи продолжают более точно выставлять свою оценку, осознавая, что другие судьи придерживаются сходного мнения. Судья сначала отмечает оценку на градуированной «линейке», затем заполняет графу «комментарии», затем сравнивает этот проезд с последним близким по оценкам спуском и, наконец, выставляет окончательный результат в графе «Итог».

55-60 секунд. Главный судья сообщает итог Секретарю соревнований.

2.5 Утверждение результатов Главным судьей
К концу соревнований судьи определяют итоговые результаты и рейтинг. У них есть 20 минут, чтобы оценить результаты и им разрешено изменить оценки при наличии явных ошибок. Это не время, чтобы обсуждать, был ли райдер 5м или 6м, это время проверить, не случилось ли так, что тот, кто должен быть на 5м месте, каким-нибудь образом оказался на 13м.
В случае если судьи не согласны, Главный судья окончательно определяет итоговый результат.
Совместно с организатором соревнований Главный судья подписывает и утверждает Итоговый Протокол результатов.

2.6 Количество райдеров
Разный подход будет к судейству соревнований уровня FWT (Основной Фрирайд-Тур) с 20ю райдерами и соревнований уровня FWQE (Серия квалификационных соревнований) с 90 райдерами на старте. Во время соревнований уровня FWT судья должен по возможности помнить все проезды в деталях и судить, сравнивая проезд, с проездами каждого из райдеров.
Во время соревнования уровня FWQE невозможно запомнить все спуски. Судьи должны быть максимально сконцентрированы, использовать их «линейки», чтобы сравнивать близкие результаты и затем сравнивать комментарии в соответствующей графе, чтобы максимально точно выставлять оценки.

2.7 Оборудование для наблюдения за проездами райдеров
Судьи используют бинокли, телевизионный экран или собственные глаза, чтобы судить. Важно, чтобы все судьи использовали одинаковое оборудование для наблюдения, чтобы избежать конфликтов. Если судьи используют бинокли, все они должны быть с одинаковой степенью увеличения.

3. Судьи и роль Главного судьи
3.1 Состав судей

Каждые соревнования уровня FWT имеют два состава судей: один для лыжников, другой – для сноубордистов. Каждый состав судей состоит из трех судей и одного Главного судьи. Итоговые оценки трех судей складываются вместе. Главный судья баллы не выставляет. Его функция – контролировать и помогать остальным судьям. Соревнования уровня FWQE не должны быть исключением, несмотря на один состав судей (лыжники и сноубордисты), который судил бы райдеров обеих категорий.

3.2 Ответственность
Судьи должны действовать ответственно и уважительно по отношению к райдерам. Спортсмены относятся к соревнованиям очень серьезно. Работа судьи – это гарантия качества.

3.3 Единообразие
Самое важное качество для судьи - это возможность оставаться сконцентрированным на судействе в течение многих часов, чтобы дать каждому райдеру одинаковые шансы и поддерживать судейство на одном уровне.

3.4 Дискуссии
Дискуссии между судьями должны быть сведены к минимуму. Главному судье позволяется обращаться персонально к судьями либо привлечь всех судей к обсуждению, если это необходимо.
Главный судья должен проверить, что все судьи работают отдельно друг от друга и не сравнивают результаты.
Если судья пропустил какой-то момент из-за того что «потерял» райдера на несколько секунд, ему разрешается спросить Главного судью, что он пропустил.

3.5 Непрерывность соревнований
Главный судья должен поддерживать непрерывность процесса соревнований. Торопить медленных судей и сохранять соревнования действующими.

3.6 Шкала оценок
Обязанность Главного судьи - следить, чтобы судьи использовали полную шкалу оценок, особенно после того как поставлены первая высокая и первая низкая оценки. Главный судья обеспечивает соблюдение согласованности в судействе каждого проезда.

3.7 Совещание судей
Судьи должны быть на месте проведения соревнований, по крайней мере, за один день до первого возможного дня соревнований. К моменту совещания, проводимого Главным судьей и организаторами, они посещают место соревнований, судьи устанавливают судейскую палатку, изучают склон и получают представление о снежных условиях. На соревнованиях уровня FWT обязательно присутствие, по крайней мере, Главного судьи в судейской палатке, пока горный гид, за день до проведения соревнований, спускается по склону, на котором будут проводиться соревнования. Если возможно, Главный судья должен либо сам, либо попросить одного из судей спуститься по склону вместе с горным гидом, чтобы лучше почувствовать снежные условия.

3.8 Подведение итогов после соревнований
Главный судья после окончания соревнований организует совещание по подведению итогов, чтобы улучшить зрелищность соревнований в будущем.
Главный судья и остальные судьи остаются в распоряжении райдеров, чтобы ответить на возможные вопросы и выслушать их впечатления о судействе на соревнованиях.
Главный судья остается в распоряжении прессы, чтобы объяснить систему судейства и прокомментировать оценки райдеров.
Затем Главный судья посылает краткое резюме его видения соревнований и комментарии к судейству техническому представителю менеджмента FWT, которые помогут усовершенствовать систему судейства в будущем.

4. Критерии судейства и дополнительные сведения
4.1 Критерии
Существует пять основных критериев, на которые судьи должны обратить внимание, и в отношении которых они должны ответить на много вопросов:
1. Линия спуска: оригинальная ли линия, легкая, в крутых ли местах, с большими ли прыжками, хорошо продуманная или много траверсов.
2. Непрерывность спуска: достаточно ли быстро едет райдер в зависимости от того, на каком участке склона он находится? Едет ли райдер по своей линии без каких-либо сомнений? Замедляет ли он скорость слишком сильно и делает ли невынужденные остановки перед прыжками? Потерялся ли он и ищет ли свою линию?
3. Контроль: контролирует ли райдер свой спуск все время? Контролирует ли он себя в воздухе? Контролировал ли он приземления? Делал ли он управляемые, плавные повороты в крутых, узких местах или соскальзывал вниз?
4. Прыжки: насколько большим был прыжок? Как райдер подъехал к месту прыжка? Что произошло в воздухе? Насколько хорошим было приземление?
5. «Уборки»: Падения должны сказаться на «общем впечатлении» от проезда.

Существует различные примеры того, как должны быть оценены падения:

No Fall Zone:
Судьи должны обратить особое внимание на то, где произошло падение. Если райдер допускает ошибку в месте, где подвергает свою жизнь опасности, он должен быть строго наказан. Райдеры должны понимать, что невынужденный риск в фатально опасный местах не поощряется.

Изменение состояния снега:
Райдеры могли упасть, потому что они столкнулись с неожиданным изменением снежных условий. Судьи должны ответить на следующие вопросы, чтобы решить, как они накажут райдера за такое падение: «Случилось ли это в no fall zone и должен ли был райдер быть более осторожным? Смог ли быстро встать без ущерба непрерывности спуска? Было ли это рядом с финишной линией, в месте, где райдер просто доезжал до финиша?

Остановки при приземлении:
Иногда райдеры решают приземлиться таким способом, что они останавливаются сразу после приземления, поскольку нет пространства, куда можно упасть после приземления. Это считается падением? Судьи должны спросить себя: «Было ли это сделано предумышленно? Была ли другая возможность приземлиться без остановки?» - чтобы решить наказывать ли райдера за это и насколько строго.

Приземления прыжков:
Это всегда будет самая сложная часть судейства. Как судить приземления справедливо, но без ущерба развитию спорта и в то же самое время не поощряя райдеров совершать рискованные, но не чисто приземляемые прыжки?
Важно, чтобы райдеры чувствовали, что риск приносит пользу, только если он успешен, когда они видят свои оценки. Но падения не должны приносить аналогичные баллы в результате.

Чтобы судить приземления справедливо, нужно ответить на несколько дополнительных вопросов, которые помогут судьям решить, насколько строго они накажут райдера за падение при приземлении:
- Потерял ли райдер контроль в воздухе или он только не смог хорошо приземлиться, даже не смотря на то, что находился в совершенной для приземления позе?
- Потерял ли спуск непрерывность? Смог ли райдер продолжить движение без потери скорости или райдер окончательно остановился?
- Смог ли райдер проложить движение сразу или ему потребовалось метров пятьдесят, чтобы собраться и продолжить дальше контролируемый спуск?
- Перевернулся ли райдер через голову? Сколько раз?
- Приземлял ли кто-то такой же прыжок перед этим?
- Было ли приземление настолько хорошим, насколько это возможно, учитывая снежные условия и высоту прыжка?
- Имело ли место падение в no fall zone?
Очевидно, что не могут быть наказаны одинаково прыжок с 3метровой скалы в сравнении с прыжком с 15метровой скалы или приземление прыжка в 720 в сравнении с обычным прямым прыжком. Дифференциация наказаний за падения – есть полная оценка, которая лежит внутри общего впечатления от проезда.

4.2 Наблюдение судьи за проездом
Чтобы судить проезд в момент, когда на него смотришь, хорошо представлять шкалу термометра. Температура (оценка) растет или падает в зависимости от поведения райдера на склоне. Таким образом судья может определиться с оценкой сразу в конце спуска. Затем он может отметить оценку в протоколе и начать вспоминать, что он только что увидел, чтобы быть более скрупулезным в своем судействе.

4.3 Ограничение времени
Не смотря на то, что скорость – важный аспект спуска, минимальный временной лимит, влияющий на результат, не устанавливается. Судьи просто снижают оценку, если чувствуют, что райдер провел слишком много времени на склоне. Судьи смотрят проезд райдера от начала до конца и выставляют оценку.

4.4 Линия финиша
Все райдеры должны пересечь финишную линию, чтобы получить оценку. Сноубордисты должны пересечь финишную линию со сноубордом, одетым, по крайней мере, на одну ногу.

4.5 DNS, DNF, NS:
DNS: Райдер, внесенный в список участников, но не появившийся на старте, получает отметку DNS (не стартовал) в итоговом протоколе. Он не получает никаких рейтинговых баллов.

DNF: Райдер, которые не может финишировать из-за травмы, получает отметку DNF (не финишировал) в итоговом протоколе. Он не получает никаких рейтинговых баллов.

NS: Райдер, который теряет лыжи во время спуска, получает отметку NS (нет оценки) в итоговом протоколе. Все райдеры, получившие отметку NS в стартовом протоколе, делят между собой последнее место и получают рейтинговые баллы FWT , соответствующие последнему месту. В соревнованиях с 20ю райдерами, в котором 4 райдера потеряли лыжи , 4 райдера поделили 17е место, но все они получает рейтинговые баллы, соответствующие 20му месту.
Чтобы быть на подиуме, необходимо получить оценку. В случае, если оценку имеет менее 3х райдеров, на подиуме будет только один или два райдера. Если все райдеры теряют лыжи во время проездов, победителя не будет. Все райдеры получат рейтинговые баллы, соответствующие последней позиции. (Например, все райдеры получают рейтинговые баллы, соответствующие 7му месту, в соревнованиях, где участвует 7 райдеров и все они теряют лыжи).




5. Правила обучения судей
Это руководство для судей также может быть основой для методики обучения судейству, которая была разработана совместно с Советом райдеров (PFB – Pro Freeriders Board). Цель методики обучения судейству – улучшить общее качество и взаимодействие системы судейства как на уровне Основного Фрирайд-Тура (FWT), так и уровне Квалификационного Фрирайд-Тура (FWQE). Методика обучения судейству состоит из серий тестов для будущих FWT-судей, которые должны будут судить проезды на соревнованиях прошлых лет и/или судить реальные соревнования, чтобы стать сертифицированными FWT-судьями.

Перевод Вероники Сорокиной
+4
0  
capdim    14 Января 2016 (17:11)   #
мдяяяяя, не столько субъективно по судьям, но вот понравилось:
0-10 секунд. Первые 10 секунд используются судьей, чтобы решить, около какого балла он собирается ставить оценку (от 4 до 5, или от 6 до 7). От судей требуется сделать отметку ручкой на судейской шкале около оценки, которую они хотят поставить. Главный судья немедленно смотрит, все ли судьи единодушны по поводу проезда, который они только что видели, или нет.
Если два судья поставили близкие друг другу оценки, а один не согласен с такой оценкой, Главный судья может попросить несогласного судью пересмотреть оценку.
Если мнение Главного судьи соответствует мнению двух судей, которые поставили близкие оценки, он может попросить третьего судью поставить оценку более близкую двум другим. Если мнение Главного судьи совпадает с мнением судьи, оставшегося в меньшинстве, Главный судья может либо оставить все как есть, либо позволить трем судьям обсудить спорный проезд.

11-55 секунд. В отсутствие реакции Главного судьи остальные судьи продолжают более точно выставлять свою оценку, осознавая, что другие судьи придерживаются сходного мнения. Судья сначала отмечает оценку на градуированной «линейке», затем заполняет графу «комментарии», затем сравнивает этот проезд с последним близким по оценкам спуском и, наконец, выставляет окончательный результат в графе «Итог».

55-60 секунд. Главный судья сообщает итог Секретарю соревнований.
0  
Alevs    14 Января 2016 (17:44)   #
Дополнение от 2014 года с видео-примерами