Предолимпийская деревня
В эпоху Интернета кажется, что можно, не вставая со стула, получить любую достоверную информацию, побывать в любом месте и узнать все и обо всем. Но так ли это на самом деле? Насколько можно доверять прочитанному и увиденному на экране? Ярчайший пример — народная энциклопедия Wikipedia, где статьи на всевозможные темы создаются не авторитетными учеными в своей области, а коллективом добровольцев. Так же и с новостями. Что же действительно сейчас происходит в Сочи, как меняется Красная Поляна, как движется олимпийская стройка? В СМИ можно прочитать любые ужасы на эти темы. Но всегда лучше увидеть собственными глазами, чем слепо верить незнамо кому.
Этой зимой в Красной Поляне проходят предолимпийские старты в различных дисциплинах. На Газпроме — беговые лыжи и биатлон, на Роза Хутор — все, что связано с горными лыжами и сноубордом. Т. е. проходят старты международного уровня на уже готовых под эти нужды трассах и стадионах. Именно на этих же склонах и трассах и пройдет Олимпиада в следующем году.
Подготовка склонов к данным соревнованиям плохо совместима с обычной туристической работой курорта. Поэтому практически весь сезон, с конца января, по конец марта, Роза Хутор имеет статус «закрытого курорта». Не видя, что происходит «за закрытыми дверями», рядовым горнолыжникам остается лишь лицезреть стройку и грязь внизу в долине, фотографиями которой уже переполнен Интернет.
Ехать в этом сезоне в Красную Поляну просто покататься — сомнительная затея. На неидеальный сервис и почти европейские цены в этом году наложилась и колоссальная стройка. И стройка там имеет несомненно более высокий приоритет, чем обслуживание туристов. В принципе, оно и понятно, сроки сдачи объектов поджимают и они куда важнее прибыли от притока туристов, несравнимой с размерами текущих инвестиций.
Что же можно сказать о Горной Карусели, принявшей в этом году основную массу лыжебордеров? Куча проблем... Ведь, казалось бы, приехав откуда-либо с горнолыжного курорта, хочется рассказывать друзьям и знакомым о том, как здорово ты провел время, как классно покатался и отдохнул. И по-хорошему, именно этого должен хотеть и сам курорт, чтобы люди, побывавшие на нем, рекламировали его сами. Но вряд ли кто-то сможет бескомпромиссно порекомендовать Горную Карусель...
Очереди в кассу, отключение электричества, недостаточное оснежение 2-ой очереди, которая в итоге вообще бывает закрыта для катания (по трассам!). Ну, или грязюка в районе строительной дороги. Казалось бы, что сложного — положить пару досок, чтобы не утопать в жиже по щиколотку?!
В этом году работает новая зона катания «Цирк-2». Широко, красиво, мягкие кресла с колпаками... но только не едут. Почему-то на курорте установили кресла с неотцепляемыми зажимами, т. е. система состоит из единого троса, крутящегося на одной скорости. Тогда как все современные подъемники уже давно делают с дополнительным тросом, крутящимся медленнее, для осуществления комфортной посадки-высадки. На мой чистосердечный вопрос канатчику: «Оно всегда так медленно крутится?» получаю в ответ: «Ну да, это же не Роза Хутор».
И это сравнение не случайно. Роза Хутор действительно выступает в роли флагманского горнолыжного центра страны. Европейский менеджмент делает свое дело и курорт старательно развивается, чтобы соответствовать высоким стандартам, принятым в Альпах. Но проблема заключается в том, что далеко не у всех есть понимание того, к чему надо стремиться, нет в голове образа альпийского курорта как образца для подражания. Очень многие в своих суждениях отталкиваются от горнолыжек Домбая, Приэльбрусья, Кировска и Шерегеша. Можно смело сказать, что по сравнению с ними Роза уже на миллиарды лет впереди. Но поедут ли сюда столичные любители Майрхофена, Трех Долин или Червинии? Хочется верить, что да, но для этого еще многое нужно сделать.
Сейчас первое, с чем столкнется рядовой посетитель Роза Хутор — это информационный буклет. Помимо подробной схемы трасс (а это далеко не две сине-красные макаронины) он содержит кучу полезной информации, телефонов, подсказок, где что найти. Оформлено ярко и красиво — в лучшем европейском стиле.
Далее. Уже на самой горе наверняка вам бросится в глаза многочисленность парка ратраков. Многими из них управляют приглашенные ратракисты из США, Новой Зеландии. Потому что под международные соревнования не достаточно просто проехаться туда-сюда — получится трасса в Канте. По полной работает и система оснежения. В силу требования иметь автомобильную дорогу непосредственно у спортивного объекта, фристайл-зона (хафпайп, акробатика, могул) была построена в нижней зоне курорта — на высоте 1000 метров. Да, в момент проведения соревнований лесок вокруг выглядел голо, но все склоны были подготовлены на высоком уровне. Это отметили все спортсмены.
Если для беговых лыж теплая погода не страшна, то для фристайла и спусковых дисциплин это может стать серьезной помехой к проведению стартов. Что и случилось в этом году, когда в результате сильного потепления был отменен этап по слоупстайлу. А вот хафпайп, могул и акробатику провели. Какой же отклик можно услышать от зарубежных спортсменов? Например, Nate Abbot, редактор американского Freeskier magazine, дал очень положительную оценку соревнованиям в пайпе и мероприятию в целом (источник раз и два). Пайп был качественно подготовлен, даже несмотря на сложности с погодой: температура около нуля, то дождь, то снег. Да, из мягкого пайпа не вылетишь супервысоко (хотя, глядя на проезды парней, кажется, что куда уж выше). Но это, пожалуй, была единственная «претензия› к мероприятию. При этом стоит учесть, что нынешняя зима в разы менее снежная и теплая, чем прошлая. Беголыжники же отмечают красоту места, где построена трасса, пейзажи вокруг. И вообще, судя по всему, приехавшие спортсмены остались весьма довольны предолимпийскими стартами. Конечно, их смущает стройка внизу, служба безопасности и пограничники с оружием. Но при все при этом они позитивно оценивают происходящее, фоткаются на iPhone с теми же пограничниками.
Но параллельно с зарубежными гостями нам самим что-то мешает позитивно взглянуть вокруг. Мы готовы сливать в Интернет любую чернуху, не важно, достоверную или нет. Чего, например, стоит история с Эриком Поллардом! Команда фрискиеров Nimbus Independent приехала на съемки своего очередного фильма в первой половине февраля. Съемки должны были проходит на закрытом уже к тому моменту курорте Роза Хутор. В один из первых дней Эрик, выполняя трюк невдалеке от трассы, при плохой видимости, не успел оттормозиться и шлепнулся на нее с трех метров. В результате чего сломал ногу. Дальше последовала история с его эвакуацией, осложненная тем, что в это же самое время на курорт приехал Медведев...
Новость довольно быстро распространилась в сети, но почему-то в процессе перевода с английского на русский ратрачный след «cat track» превратился в ратрак... Ну и давай дальше мусолить, что за курорт такой, где люди в ратраки врезаются, а потом их и спасти по-человечески не могут. Конечно, грустно, что вообще эта история имела место. Эрик поломался на пике сезона, можно сказать, по глупости. Грустно, что приезд официального лица стопорит регулярную работу служб курорта. Но все это — не вина Роза Хутор, это, скорее, штамп действительности. Для проезда членовозов перекрывают не только дорогу в Красной Поляне, но и проспекты в Москве, плюя на тысячи граждан.
После того как Эрика увезли на операцию в Германию, Нимбусы вернулись к съемкам. А по их окончанию выражали всяческое восхищение местом и благодарили людей, организовавших их приезд на Розу. Но разве об этом напишут в СМИ?
Как удается европейцам и американцам позитивно смотреть на вещи, в то время как мы все время ищем какие-то изъяны? Во всем можно найти сильные и слабые стороны, грязь и красоту. Вопрос на чем сфокусироваться.
Если вы обращали внимание, любое упоминание об Олимпиаде 2014 содержит слово Сочи, но вовсе не Красная Поляна. И в этом есть некоторая двусмысленность. Для зарубежных спортсменов, зрителей, да и просто для людей, далеких от горных лыж, Сочи никак не может увязаться с зимними видами спорта. Смотришь на карту — берег моря, смотришь погоду — все время лето. Вот у всех и появляется куча вопросов, что же происходит. А с другой стороны, Красная Поляна, деревня практически у самых подъемников, как будто и впрямь обделена вниманием олимпийских строителей: дорог нет, только центральная магистраль, постройки разномастные, но в основном это частные двухэтажные дома, магистральный газ только-только проводят, электричество отключается время от времени. В общем, типичная деревня. Но и в деревне есть свои радости:).
Что же можно сказать про горнолыжный кластер в целом? Нельзя пока выносить окончательных суждений, потому что на данный момент это действительно катание (и нахождение) на стройке. Сложно, конечно, многие решения по строительству назвать продуманными и логичными. Кому, например, нужны эти огромные жилые кварталы после Олимпиады? Почему мягкость горных пород выяснилась только в процессе строительства, а не на этапе проектирования? Но, тем не менее, спортивные объекты строятся, инфраструктура налаживается. Будем надеяться, что Олимпиада послужит хорошим толчком для развития региона и горнолыжного спорта в частности. Будем критичными к происходящему, но через призму позитивизма.
Спасибо Тане Молчановой и SKI.RU за то, что сделали эту поездку возможной.
Текст и фото: Андрей Арсеев (при поддержке Halti).
- 2
Слово "п..ц" вылетало из моих уст не единожды за поездку. Но не хочется ставить крестов, хочется увидеть те края после Олимпиады. Хотя вряд ли кто-то из местных жителей скажет, что Олимпиада принесла им много хорошего.
- 11
- 5
- 1
Я насчёт Розы Хутор не совсем согласен с автором - за склонами уход безобразный, схемка, которй так радовался автор, сильно неадекват реальности.
и оптимизм внушает
а все накладки - естественные болезни роста
косяки и у австрияков случаются
вон люди сгорели в цельамзе
и ничего
никто им это в морду не тычет каждый раз
когда в разговоре всплывают
слова "горы, лыжи, подъемники"
- 432
- 88
- 33
"Горнолыжный кластер - все тоже хорошо, кроме цен. Я, правда, туда не езжу, потому что дорого, смысла нет", - высказал свою точку зрения "Прайму" вице-президент Союза архитекторов России Максим Перов.
О дороговизне говорили и другие эксперты, отмечая, что пока не будут существенно снижены цены на транспорт и проживание, ожидать существенного роста туристических потоков в Сочи не приходится, а значит и шансы на быструю окупаемость туробъектов стремятся к нулю".
Читать далее: http://riarealty.ru/news/20130226/399764667.html#ixzz2NPe a5Ucv
- 2
Цены на жилье сейчас, конечно, неоправданно высоки. Но к след году его будет построено столько, что, возможно, будет сдвиг в положительную сторону. Посмотрим...
Кроме того, в качестве основных посетителей курорты рассматривают ближайшие регионы, Ростов, Краснодар, Ставрополь, Адлер, нежели Москву. И это, по моему, весьма здраво!
- 432
- 88
- 33
всегда вспоминаю классический анекдот
"у англичанина спросили, что надо сделать, чтобы вырастить настоящий английский газон.
- Просто стригите и поливайте его, - ответил англичанин.
- И всё?
- да, и так 300 лет"
вечно наша власть пытается показать, что наша раша на европ. уровне, пытаясь пустить пыль в глаза - ну по типу арабских султанов. Вместо того, чтобы постепенно приводить всё (вкл. население) к цивильному житью-бытью. ... В результате, очередня золотая стройка века, куча денег в офшорах у "прилипал", х... народу.
- 2
Вот еще хорошая ссылочка: Ресторан на Поляне: интервью с шеф-поваром Кристофом Эстрадом
- 9
- 3
- 5
Так что строит наше государство распрекрасное огромную проблему, обогощая чиновников и вообще всех кто там к кормушке приближен, разумеется за деньги налогоплательщиков. И решать проблему потом будут наверное тоже за наши деньги и также будут воровать. Одно обидно... Такие горы в такой срач превращают (((