Избранный в мае этого года президентом Федерации горнолыжного спорта и сноуборда России (ФГССР) Леонид Мельников рассказал о том, каким образом он со своей командой собирается добиваться улучшения спортивных результатов, что будет на олимпийской трассе "Роза Хутор" и кто составит конкуренцию нынешнему костяку национальной команды.
- Леонид Васильевич, в новом кресле обосновались?
- А кресло у меня то же, что и было, и кабинет тот же самый, как сами заметили. И кофе не изменился.
- Комплекс "Горный воздух" на Сахалине с сезона-2014/15 будет принимать этап Кубка Азии. Это достижение?
- Это первые соревнования континентального уровня на нашем Дальнем Востоке. И Сахалин дебютирует в их приеме. Комплекс на острове готов - как в спортивном плане, так и в логистическом. Перед тем как подать заявку в FIS, мы провели там Кубок России в качестве тестового мероприятия, курорт "Горный воздух" получил необходимый опыт, а официальные лица из Японии и Кореи дали положительную оценку. Если "кубковый дебют" пройдет нормально, остров закрепит за собой этап Кубка Азии.
- Лидеры сборной России выступят на Дальнем Востоке?
- Пока рано говорить о том, кто будет в заявке команды, ведь календарь находится в процессе верстки. Соревнования могут сойтись по времени с другими, поэтому позднее расставим приоритеты.
- Россия проведет юниорский чемпионат мира по горнолыжному спорту 2016 года, который пройдет в феврале-марте на горнолыжном комплексе "Роза Хутор" в Сочи…
- Да. Эти соревнования официально утверждены в календаре FIS предстоящего сезона.
- Что изменится по сравнению с предыдущими годами?
- Идей и мыслей много, и в основном они касаются регионального развития, наши традиционные горнолыжные регионы должны работать лучше и формировать новое поколение российских горнолыжников.
- Во время нашей предолимпийской встречи вы указали на то, что с тренерскими кадрами у нас дела не очень.
- В этом направлении ведётся активная работа. В рамках сборной страны мы наработали методики подготовки, которые дают результат, и теперь их необходимо перенести в регионы. Юные горнолыжники должны сразу привыкать к правильной технике катания, чтобы, когда они заявят о своем таланте и заинтересуют штаб национальной команды, нам не приходилось их переучивать. Оттого региональная политика - приоритет работы федерации. Кроме того, мы не отказываемся от сотрудничества с зарубежными специалистами, чей современный опыт полезен для наших тренерских кадров.
- Главная сложность в едином методическом направлении?
- Дело в другом: нужно технически увязать контроль над системой подготовки и саму систему с календарем соревнований.
- И все же имеется и приток отечественных тренеров в сборную?
- После Игр-2014 в Сочи мы привлекли к работе много российских специалистов. Но пока делать выводы об их реальном уровне я не стану, потому как теперь они должны продемонстрировать себя на международной арене. Да, ребята проявили себя в регионах, но принцип "лучших – в сборную" не может быть стопроцентно эффективным. Он провоцирует конфликт интересов, так как зачастую за покинувшим свою школу тренером никого нет, и это спортивное учреждение как бы "оголяется". Вот чтобы не возникало разрывов между сборной и регионами при логичной "утечке" талантливого тренера, нужна учебно-методическая база, которую мы и собираемся внедрять.
- "Роза Хутор" будет задействована в рамках серьезных состязаний помимо юниорского чемпионата мира?
- После этого важного для нас турнира мы намерены сохранить на "Розе Хутор" этап Кубка мира, но в этом плане есть определенные сложности: календарь Кубка мира сформирован до 2017 года. Думаю, в 2018 году мы сможем организовать его проведение там. В середине октября в Цюрихе соберутся на заседания комитеты FIS, и тогда появится ясность по этому вопросу. Помимо этого, в 2015 году мы планируем организовать на "Розе Хутор" чемпионат России. Для FIS необходимо, чтобы горнолыжный курорт регулярно принимал серьёзные соревнования, чтобы претендовать на постоянный международный статус.
- Насколько дорого провести российское первенство на олимпийских трассах?
- "Роза Хутор" – наш давний и добрый партнер, с которым у федерации полное взаимопонимание, так что думаю, общими усилиями и при поддержке министерства спорта мы осуществим задуманное.
- Назовите базовые места сборов команд.
- В России это Подмосковье, "Озеро Круглое", Новогорск, а также Сочи. Там проходит физподготовка. Помимо этого в июле на леднике в Швейцарии мы тестируем экипировку и оборудование, в августе команды отправятся на снег в Южную Америку.
- Разделение горнолыжного спорта и сноуборда на две отдельные федерации не скажется на качестве подготовки?
- У горнолыжников программа подготовки утверждена, финансирование сохраняется на прежнем уровне. Что касается сноуборда, то вскоре эта федерация должна получить официальную аккредитацию.
- Не создает проблемы подвешенное состояние, ведь на данный момент сноуборд – ваша зона ответственности?
- Пока это так, но мы, как и раньше, вместе работаем в одном офисе, да и проблем во взаимоотношениях между нами не было и нет.
- На бюджете горнолыжной сферы разделение не скажется?
- Все знают, сколько стоит спорт. После Олимпийских игр структура управления нашей федерации (горнолыжной части) существенно преобразовалась, поэтому и бюджет будет оптимизирован. Конечно, он сократится, так как сноуборд будет функционировать отдельно, и нам не нужно будет готовить команды и проводить соревнования по этому виду спорта.
- Но одно дело, когда команда готовится к домашней Олимпиаде, государство щедро. А сейчас-то что? Не рекомендуют вам вместо Чили слетать в Мурманск?
- Мы же не заявляем календарный план "от фонаря", и министерство спорта выделяет средств не столько, сколько захочет, а в соответствии с единым планом, где каждая цифра наглядно прописана и на каждую есть своя аргументация. И все это проходит в контексте целевой комплексной программы развития горнолыжного спорта до 2018 года (ЦКП). Поэтому логика "дать денег или не дать" в этом случае нереальна.
- Финансировать будет министерство спорта?
- Да, а также Олимпийский комитет России (ОКР) и наши партнеры.
- Партнеров не тяжелее заинтересовывать после зимних Игр?
- Надеемся всех сохранить и привлечь новые компании.
- Костяк первой сборной России изменится в грядущем сезоне?
- Костяк сохранен, у ребят вернулся в строй после перелома ноги Саша Андриенко, обстановка в команде меня радует. Чемпионка Универсиады прошлого года в скоростном спуске Валентина Голенкова тоже восстанавливается после аналогичной травмы, приступила к физическим нагрузкам, но о лыжной подготовке речь в ее случае пока не идет. Надеемся, что до Нового года она тоже встанет на лыжи.
- Кто мог бы "освежить" национальную команду?
- Первый состав пополнили два молодых спортсмена - Артём Бородайкин и Максим Стуков, в женскую команду, специализирующуюся на технических дисциплинах, мы пригласили молодую талантливую Кристину Крюкову, которая, надеемся, усилит там внутреннее соперничество. В "длинных" видах конкуренцию более опытным горнолыжницам составит Дарья Овчинникова. Но сейчас я бы не стал говорить о том, что эти молодые ребята и девочки завтра начнут обыгрывать Александра Хорошилова или Елену Простеву. Пока это лишь предпосылки.
- Промежуточная задача перед сборной стоит?
- Общая задача – выглядеть достойно во всех стартах, где мы участвуем. А конкретных задач в ближайшем сезоне несколько. Во-первых, завоевание медалей на Универсиаде. Во-вторых, успешное выступление на юниорском первенстве мира, борьба за высокие места. В-третьих, побороться за хорошие результаты на детско-юношеском олимпийском фестивале и, наконец, продемонстрировать очевидный прогресс в соревнованиях Кубка мира и постараться проявить себя на чемпионате мира в США, где мы вновь будем рассчитывать на главных лидеров нашей команды.
Источник