Горнолыжные склоны под Санкт-Петербургом мало кто назовет горами, в лучшем случае - холмами. Однако на этих "шляпах" тренируются и вырастают классные спортсмены, с той, правда, оговоркой, что раз горы маленькие, то и мастера на них такие же - не старше юниоров. В горнолыжной спортшколе олимпийского резерва Ленобласти есть чемпионы как России, так и международных первенств. По признанию ее главного тренера Андрея Новожилова, ради этого ему с подопечными приходится по полгода сидеть за границей и утюжить вечные ледники.
- Когда появилась областная спортшкола?
- Школа существует больше 35 лет. Сначала в Кавголове - там есть база Института физкультуры им. Лесгафта, где и культивировался местный горнолыжный спорт. Но наша спортшкола росла отдельно: открывались отделения в Можайском, Юкках и Токсове, а затем в Коробицыне, когда его начали осваивать. Теперь главная наша база как раз там, на курорте Снежный. Был еще филиал в Энколове, но мы его закрыли. Кстати, в Петербурге своей олимпийской горнолыжной школы нет. Я сам начинал в областной спортшколе и в итоге в 1980-х оказался среди кандидатов в горнолыжную сборную страны. То была легендарная команда -- Жиров, Андреев, Цыганов, Макеев, Каминский. Главным тренером был нынешний председатель Российского олимпийского комитета Леонид Тягачев.
За результаты спортшколе присвоили звание специализированной школы олимпийского резерва. Это нужно было заработать на первенствах и чемпионатах страны, вырастить своих кандидатов и мастеров спорта. Этим же летом, после последних реорганизаций в комитете образования Ленобласти, нас ввели в состав центра дополнительного образования "Ладога", который объединил все спортсекции, ансамбли, кружки. Мы стали его филиалом, и в какой-то степени это урон. У нас было громкое имя, помогавшее искать спонсоров. Без них в нашем специфическом и дорогом виде спорта не обойтись.
В спортшколе занимается около трехсот областных ребятишек от 7-8 до 10 лет. Сейчас, кстати, глава Приозерского района Сергей Яхнюк вышел на нас с предложением открыть еще один наш филиал на новом горнолыжном комплексе Игора. Набор идет каждый год, потому что многие уходят: кто-то испугался, кому-то надоело. А за кого-то испугались родители. Те же, кто успешно тренируется, со временем переходят в нашу юношескую команду и их уже тренируют в Коробицыне два тренера -- Лидия Бурдакова и Наталья Иванова. Там же каждый сезон мы проводим 6-7 отборочных стартов в состав нашей сборной, которая ежегодно выступает на турнире "Олимпийские надежды". В прошлом году четыре наши воспитанника попали на юниорский чемпионат мира в Италию, а на зимней спартакиаде учащихся России вся наша команда вошла в сборную Северо-Запада, которая стала победителем.
- Хотите сказать, Ленобласть - лучшее место для тренировок?
- И так, и не так. Наши склоны хороши для начальной подготовки и тренировок юношеской команды. В юношеской команде "культивируются" главным образом технические дисциплины - слалом и слалом-гигант. Для них склоны Снежного очень хороши. Впрочем, при любой возможности мы стараемся выехать в Скандинавию, потому что к рельефу вредно привыкать. Что же касается дальнейшего роста, то здесь однозначно приходится тренироваться за границей. У нас есть еще своя "взрослая" команда - юниорская. Сейчас в ней одиннадцать талантливых ребят, возрастом от пятнадцати до двадцати. Им приходится выступать также и в скоростных дисциплинах - супергиганте и скоростном спуске. На коротких склонах поднять мастерство до уровня чемпионата мира или хотя бы FIS'овских стартов уже невозможно. (FIS - Международная лыжная федерация. - Ъ). Поэтому подготовку к этому сезону мы начали 15 мая в Коробицыне со сбора по общефизической подготовке, а в июне выехали на ледник в Австрию. В июле вернулись на Снежный, а в августе опять в Австрию. Сентябрь снова провели в Ленобласти, а в ноябре, когда в Европе нигде не было снега, нам удалось найти его в Швеции. В декабре же команда выехала на Урал в пайон Абзаково-Банное для участия в Кубке России.
- Почему ваша команда обыграла, например, команду из того же Кировска, где под боком настоящие горы?
- Сейчас в Кировске плохие условия. Плохие склоны, плохой снег. Мировой уровень требует искусственного снега и подготовленных склонов. По естественному снегу старты никогда не проводятся, сверху обязательно сыпят искусственный. Требования FIS обязывают, чтобы и первый, и сотый участник стартовали приблизительно в равных условиях.
- Чем ваша подготовка отличается от других?
- Мне трудно судить, как тренируются команды других регионов. Но у нас у всех сейчас главные трудности - с финансами. Есть основное желание - побольше стоять на снегу, но заранее спланировать всю программу на год просто невозможно.
- Какие еще горнолыжные школы сильны в стране?
- Очень сильная школа Санкт-Петербурга - например, при Охта-парке (правда, мы их сейчас немного "поджали"). Там очень много ребятишек, причем талантливых ребятишек. Вот у них немного больше возможностей выезжать в горы - из-за финансового положения родителей. Я забыл сказать, что наши областные дети и экипировку, и весь тренировочный процесс получают абсолютно бесплатно. Все выезды, сборы, питание и снаряжение оплачивает спортшкола. Что касается России, то очень хорошо котируется Камчатка, Урал, Сибирь - например Красноярск. Ну, еще Москва, разумеется. Я думаю, все дело в том, что в крупных мегаполисах проще найти спонсорскую поддержку. Наша спортшкола очень тесно работает с Федерацией горнолыжного спорта Ленобласти. Нам повезло, мы единственная горнолыжная школа и все внимание уделяется нам.
Спонсирует нас, к примеру, корпорация "СОДИС-строй", поскольку ее генеральный директор Константин Аввакумов является вице-президентом федерации. Они второй год подряд полностью экипируют нашу юниорскую команду. Еще есть компании "Евросиб", Meat-Land, банк "Таврический", которые оказывают финансовую помощь в проведении сборов и участии в соревнованиях FIS. Многие из спонсоров и материально помогают, и сопровождают нас на сборах и соревнованиях. Ну и, соответственно, нельзя забыть про курорт Снежный, где для нас по будням с утра до вечера предоставлены подготовленные склоны. Спортсмены там же живут на прекрасной базе.
- Во что обходится учебный процесс?
- Экипировка на ребенка до 10 лет обходится примерно в $500 в сезон - пара лыж плюс ботинки. Вместе с расходами на организацию сборов набегает до $800-1000. Спортсмен из юношеской команды требует уже гораздо больше. Это уже две пары лыж на сезон, вместе со всеми поездками и прочим (берет калькулятор и считает. - Ъ) набегает около $7 тыс. У юниоров же только на одну экипировку надо... вот смотрите, почти $10 тыс. Это профессиональные ботинки, костюм, палки. Плюс восемь пар "цеховых" лыж, которые вручную делаются в Австрии. Восемь - это потому, что по две пары - тренировочные и стартовые на каждую из дисциплин. Скажем, если в году у нас 365 дней, то как минимум 260 из них мы на сборах. Если расходы на каждого спортсмена оценить лишь по сто долларов в день, получится $26 тыс. А нужно еще прибавить инструмент, лыжные мази, зарплаты тренерам, и получится, что в год на каждого спортсмена юниорской команды требуется не меньше $40 тыс. Такая вот, довольно простая арифметика получается.
Звездный состав
В 1976 году Леонид Тягачев был назначен главным тренером горнолыжной сборной СССР. А в 1980 году его команда в составе Александра Жирова, Владимира Андреева, Владимира Макеева, Валерия Цыганова многократно занимала призовые места на этапах Кубка мира, одержала три победы в слаломе, в слаломе-гиганте и в скоростном спуске и по итогам сезона была признана лучшей в мире. Тогда же 33-летний Тягачев был назван лучшим тренером планеты.
Достали! Сейчас наши в полной ж, а Тягачев и еще дальше!
Я видел как второй состав Австрияк делает на нашу сборную. Только Австрияки едут на сноублейдах, а наши на спусковых лыжах! Это позор!
Хватит транжирить деньги налогоплатильщиков на бездарных спорсменов и тренеров, а главное систему!
Посмотрите и вдумайтесь - как шагнули лыжи за последние 10 лет?! Это шок!
Техника скольжения, материалы, методы, взаимоотношения между участниками спорта высоких достижений!
У нас все тот же Тягачев из 1976 года и Наши из 1980... Тьфу и больше ничего!