Помимо годного фрирайда, который при наличии снега и знания маршрутов в Приэльбрусье гарантирован, хочу поделиться своими наблюдениями о том небольшом прогрессе, который медленно, но неумолимо преследует это место.
Мне, как периодическому посетителю данного региона, со стороны прогресс виден, несомненно. Причем, в отличии от завсегдатаев, посещение раз в несколько лет и делает данный прогресс более заметным.
Итак, на что можно обратить внимание за последние годы?
Из катательной инфраструктуры:
- Верхняя очередь (до 3850) канатной дороги на Эльбрусе (2017г, если не ошибаюсь). Позволяет катать фрирайд через маршруты, ранее недоступные без пешей или ратракторной заброски (выход на хребет обсерватории)
- 2 новые трассы от верхней очереди канатной дороги до станции Мир. Трассы «синие», довольно широкие и комфортные. Вторую трассу открыли только в этом году
- Расширение трасс Мир-Кругозор. За последнюю пятилетку были проведены земляные работы по расширению узких мест, созданию новых участков трасс
- Обновление кресел на Чегете. Металлические стулья с цепочками заменили на пенопопы
- Трасса на Чегете от верха канатной дороги до кафе Ай. Выглядит как дорога, но ее даже ратрачат
- Попытки ратрачить Чегет от кафе Ай вниз вдоль опор. В этом году, говорят, даже до Чегетской поляны ратрак как-то проехал. Сам видел только вельвет верхние метров 200 вдоль опор, который в какой то момент превращался в легендарные бугры.
- Зона бэби-лифта на Азау. Можно ставить людей на уровне первых шагов на лыжах, зону отгородили сеткой
- Многодневный скипасс на Эльбрусе. Смысла в многодневности особо нет, кроме как в очереди утром не стоять (скидка минимальная). Но зато, наконец-то, можно пластиковую карту возвращать (залог 100 р возвращают). В 19 году залога не было, соответственно карты никто не возвращал, что приводило к дефициту карт
Из общественной инфраструктуры:
- Тротуар в Терсколе. Уже 2 года как. Он, правда, завален снегом и по нему пройти невозможно, но зато он есть :)
- Множество новых гостишек. Не буду перечислять, что именно нового открылось, но в этом году я останавливался в гостинице Эверест в центре Терскола (не реклама, но хочу прорекламировать). Пока все новенькое, есть скирум, сушилки, кухня, где можно себе готовить. Я бы поставил 9 из 10 с учетом особенностей региона. Правда, все понравилось, а я очень привередлив.
- Новая точка общепита на Мире. Не заходил, но там какая-то будка новая стоит.
Это то, на что я обратил внимание. А теперь хотелось бы поговорить о том, что является трешем, но это называют «особенностью региона»:
- Общий план застройки отсутствует. Застройка хаотичная, все «втыкают» строения как удалось договориться. Теперь по Терсколу из-за заборов пройти кое-где проблематично. Ну и внешний вид оставляет желать лучшего
- Отсутствие нормальной парковки на Азау. Нет, там есть несколько паркингов на грунте, но нет централизованной, нет даже остановки с разворотом, где могли бы останавливаться такси. В итоге стоит тачка ГИБДД за метров 150 до поляны Азау у которой все высаживают туристов и они прутся по грязной дороге в гору. Это, честно говоря, трэш. У Чегетской поляны чуть получше, но смысл тот же - хаотичная грязная парковка
- Через одно место организована посадка на подъемник. Канатчики подначивают людей «проходите-проходите» через турникет, когда зона посадки битком, что приводит к толкучке. Также отдельно хочется отметить бестолковость пересадки на Кругозоре, когда много людей, надо спуститься вниз по лестнице, а потом подняться вверх по лестнице. Это ошибка проектирования, которую не исправить
- Собственно, трансфер и такси. Рынок регулируется самим рынком, что приводит к абсолютному трешу
В этом году ездили - заранее договорились с трансфером из МинВод через одного из агрегаторов, который осуществляет трасфер. По факту нам на троих пригнали микроавтобус, должна была быть легковая машина. Водитель нас посадил и поехали. По дороге мы что-то говорим про ценник и водитель говорит, что ему надо заплатить 4500 р (договаривались при заказе на 3000, когда поменяли машину, я даже уточнил, что цена не изменится). Мы говорим водителю, что договаривались на 3000, он останавливается и отказывается ехать дальше, пока мы ему не заплатим 4500. В итоге мы (клиенты) около часа разруливали данную ситуацию, вместо того, чтобы это сделал водитель с его компанией-партнером, у кого мы делали заказ. Конечно, лишнее мы не заплатили, но осадочек остался, настроение нам испортили, да и время мы потеряли. На обратную дорогу нам дали машину – старую Волгу, у которой за 15 км до аэропорта пробило колесо, а запаски у водителя нет (!!!). Тоже разрулили, водитель кого то вызвал, кто нас подвез, лишнее мы тоже не заплатили, но это треш! Если бы мы опаздывали на самолет, а колесо бы пробили где-нибудь у Баксана, чтобы мы делали не представляю.
2 года назад тоже было приключение, заказывал я трансфер за неделю до поездки, когда позвонил за пару часов до вылета убедиться, что все нормально, меня просто кинули и сказали, что машина не приедет. Так что считаю это большой проблемой, даже после заказа трансфера в проверенных местах, ничто не гарантирует, что все будет хорошо, так как исполнитель заказа может быть дураком на букву "м".
Сами такси, которые ездят Чегет-Азау – это те же водители, на тех же жигулях, что и 10 лет назад. Верхние багажники они так и не купили, доски и лыжи торчат из багажника, проложенные тряпкой, что вполне характеризует общее настроение рынка перевозок. Яндекс тут работать не может, ни один из водителей не сможет исполнить его требования, автопарк древний и ушатанный, хотя цена 200-300р за 3-4 километра не маленькая.
- Проблемы с нормальным алкоголем. Нет цивилизованных магазинов, что такое ЕГАИС в Приэльбрусье не слышали, соответственно найти что то непаленое – дело случая. Так что крепкий алкоголь лучше везти с собой, а вот пиво мне местное нравится.
- Нечем заняться с детьми. Да и в принципе апрески ограничено. Кроме «экотропы», по которой катаются квадроциклы, кафешек и бань, можно на лошади покататься (в этом году не знаю, раньше конюшня рядом с Терсколом была) и больше ничего. И кататься с маленькими детьми я бы на Эльбрусе не рисковал - нет выделенных трасс для новичков и всегда можно попасть под «лома».
И, конечно, я обязан тут сказать про план развития региона в связи с покупкой Курорта Эльбруса КСК. В соответствии с планом развития, должны в ближайшую пятилетку закинуть канатку на Приют11 и вывести канатные дороги на Ледовую Базу и хребет у обсерватории. Это приведет к легкодоступности фрирайд маршрутов через ущелье Терскол, Гара-Баши, Волчьи Ворота и т.д., что приведет, естественно к быстрому разбитию склонов и ухудшению фрирайд возможностей региона. Но зато должно прибавиться трасс, так что может появится смысл приезжать на Эльбрус еще и по трассам погонять.
Резюмирую: Приэльбрусье развивается не так быстро, как Поляна или Архыз, но с вливанием бюджетных денег, уверен, этот процесс пойдет гораздо быстрее. Есть фундаментальные проблемы, связанные с историческими особенностями и местным колоритом, которые вряд ли КСК удастся решить, но свой клиент тут есть и будет, не так много у нас «высочайших вершин Европы». А мы продолжим туда ездить за хорошим фрирайдом, вкусной шурпой и высокогорным воздухом. Но всегда будем держать в голове "особенности".
Тема туалетов не раскрыта... (а их там толком на горе нет!) и ЭТО БОЛЬ, госопда уважаемые