Вице-премьер РФ Юрий Трутнев, курирующий Северный Кавказ в новом составе правительства, в интервью РИА Новости коснулся темы незаконного строительства на горных курортах Кавказа. Часть интервью приведена ниже.
— Может ли на Северном Кавказе появиться программа "Кавказский гектар" по аналогии с "Дальневосточным гектаром"?
— Вы знаете, принципы, скажем, которые отработаны на Дальнем Востоке, вполне могут применяться, но копировать их не удастся и это не будет эффективно. Смотрите, на Дальнем Востоке население один человек на один квадратный километр, мы можем обеспечить там гектарами не только жителей Дальнего Востока, а всех жителей Российской Федерации. И даже если каждый житель России возьмет по дальневосточному гектару, то еще останется 30% от всей доступной к выдаче земли.
На Северном Кавказе сегодня освоено 78% земель, и мы на оставшиеся 22% кого пригласим? Поэтому, конечно, земля, особенно для таких плодородных областей, как Северный Кавказ, это одно из основных средств производства.
Обязательно буду добиваться, чтобы была проведена инвентаризация и мы имели информацию о свободной земле: сколько ее, в каких районах и каким образом она может использоваться. Эта земля должна распределяться, как и государственная поддержка, прозрачно и справедливо — на конкурсной основе, с понятными целями и задачами. Этого я на Кавказе не увидел совсем. Пока я увидел... я вот говорил о хорошем, но о нехорошем я тоже скажу.
Количество незаконного строительства на Кавказе просто запредельное. Мы приезжаем, смотрим нижнюю деревню на Эльбрусе. Она застроена вся вдоль, поперек и наискосок. Вообще не понятно, как. Я спрашиваю главу республики, неужели вообще никому даже в голову не приходило, что надо подумать о том, чтобы было красиво, чтобы были линии улиц, стиль, цветовые решения? Чтобы можно было развивать Эльбрус как конкурентный красивый курорт, в который будут люди приезжать. Тем более, мы говорим об Эльбрусе — это совершенно уникальный горный массив, самая высокая точка Европы. А мы эту территорию так старательно за предыдущие годы испортили деревней у подножия, в которую десять раз подумаешь, хочешь ли поехать.
Глава отвечает, что там все фактически незаконно. Люди как захотели, так и построили. У меня только один вопрос возникает: а что, никто не видел, как строили, закладывались здания? Это не видно было? Где в этот момент были все контролирующие органы? Чем они занимались? Они брали взятки за то, чтобы голову повернуть в другую сторону, когда это происходило? Мне не понятно.
А сейчас мы сталкиваемся с историей, что нужно взять бульдозер и снести все. Я не сторонник таких решений. Хоть люди что-то и сделали совсем неправильно, но они туда вложили свои деньги, построили гостиницы, ресторанчики. А нам что, гостиницы и ресторанчики не нужны рядом с Эльбрусом? Нужны. Поэтому я попросил провести ревизию и определить, где построены здания, которые уже никак нельзя вписать в общий проект развития нижней деревни: ветхие, старые, ненадежные, некрасивые. Там надо находить какое-то решение. Я бы все-таки это решение постарался сделать достаточно мягким. Не просто пройтись бульдозером, а предоставить людям какие-то другие участки. Они будут законными, и там уже люди спокойно построят гостиницы. Если нужны льготные займы, мы на это средства найдем. В конце концов, такое решение, наверное, надо обсуждать с председателем правительства Михаилом Владимировичем Мишустиным.
Я бы даже, если честно, пошел на то, чтобы в каких-то случаях частично компенсировать стоимость. В общем, надо искать какие-то выходы из этой истории, но нет варианта всех обидеть и все отобрать.
Мы не сможем дальше развиваться, потому что незаконно построенные здания все разбивают. Мы туда системных инвесторов, которые готовы строить гостиницы и развивать горнолыжные курорты как единый комплекс, не пригласим. Они не пойдут в этот самострой, это совершенно очевидно.
И это не только горнолыжных курортов касается, но и прибрежной части. Мне Минэкономразвития написало совершенно фантастическую информацию по поводу Прикаспийской особой экономической зоны. Они написали, что там построены незаконные здания, и, поскольку на эти здания никто не предоставляет разрешительную документацию, то развивать дальше особую экономическую зону нельзя. Фантастический город. Во-первых, давайте вспомним о том, что по законодательству Российской Федерации незаконные строения убираются, а тот, кто их построил, платит стоимость ликвидации. Там ведь вообще-то жестко. Давайте возьмем это как одну сторону, а как вторую сторону – все-таки найти более мягкое решение, без каких-то хирургических мер.
Для начала хотя бы удобный проезд и проход к подьемникам сделать - было бы уже очень неплохо.