Друзья, пока все ожидают снег и точат канты, хочу поделиться отчетом по летнему трекингу в Приэльбрусье и на Домбае. Все равно контента интереснее нет:)
Даты поездки 24.08-01.09. Ездил с женой и 8-летней дочкой.
Поездка не была запланирована заранее и стала достаточно спонтанной, связанной с переносом отпуска. До этого хотели поехать на Ладожские Шхеры, но не срослось.
Поэтому было принято решение прыгать в машину, пока не начался учебный год, и прокатиться по Кавказу.
Итак, 24 августа, 5.15 утра, выезжаю из Москвы, лечу по М4 и в 20.30 паркуемся у отеля в Минеральных водах. Дорога по М4 прекрасная, остался кусочек в 100км, который уже начали переделывать в платку, асфальт везде хороший или очень хороший.
В планах на следующее утро добраться до Терскола и попасть на экологический фестиваль на Эльбрусе, куда за несколько дней до поездки мы записались участниками, чтобы привить ребенку любовь к чистоте в горах, ну и получить бесплатные скипассы на подъем . Быстрый ужин и спать, завтра ранний подъем.
25 августа, в 8 утра выезжаем от отеля и в 10.30 уже паркуемся на новой стоянке между Терсколом и Азау. Парковку сделали большую, мест всем хватает. От парковки до Азау ходят бесплатные шатлы в режиме нон-стоп, как только один заполняется, то сразу же уезжает и на его место становится другой. Так что проблему хаоса на парковке КСК решили.
Минусом остается, что эта единственная парковка платная, стоит 300 рублей на день. Ну и высадку пассажиров могли бы сделать на самой поляне, а не на последнем повороте до нее, идти по хаотичному рынку вверх метров 100 все равно приходится.
Зарегистрировались на Фест, нам выдали скипассы, мусорные мешки, перчатки и отправили убираться. Мы решили поехать, конечно, на Гара-Баши, там виды для уборки самые лучшие
Прогулялись по леднику, собрали пару мешков мусора.
Честно говоря, добровольцами проблему мусора на Эльбрусе не решишь. Большая часть хлама – это остатки металлоконструкций, которые можно утаскивать только тракторами в силу их веса и габаритов.
Ну и очередной раз я ужасаюсь, какими вагончиками заставлен весь Эльбрус. Их количество постоянно растет, выглядит ужасно. Притаскиваешь строительный вагончик, ценой 100тыс рублей на гору и сдаешь в нем койко-места по 2000р с носа за ночь. 2 недели он окупается и это убожество далее работает на владельца. Как такие вещи разрешены в национальном парке – большой вопрос. Похоже, делятся.
Что касается организации экофеста, тут к КСК у меня тоже есть вопросики. На фестиваль зарегистрировалось 2тыс человек. При этом ограничивать продажу скипассов обычным туристам никто не собирался. В итоге это привело к нехилым очередям. Мы приехали достаточно поздно, поэтому наверх мы стояли не более получаса на Азау и минут 5-10 на Кругозоре. А вот обратно на Гара-Баши выстроилась очередь на спуск на 2 часа (!). Ну мы то не дураки, спустились пешком за 10 минут к старой креселке и уехали вниз на стульчиках.
Потом пообедали на Мире, посмотрели на огромную очередь страждущих спуститься вниз туристов и мокнувших под дождем, который к этому времени начался, пошли в старую канатку и спокойно спустились на маятнике, нигде не стоявши.
Странные люди, подумал я, вот тут есть канатка, а они мокнут час под дождем… Или не опытные…
На следующий день, 26 августа у нас был запланирован подъем на Чегет, но, посмотрев прогноз погоды, я решил его перенести и было принято решение сходить на Девичьи Косы. Прогноз предполагал дождь, поэтому мы нормально подготовились по одежде. Утором было облачно, но с неба ничего не капало.
Маршрут к Девичьим Косам теперь входит в перечень трекинговых маршрутов Приэльбрусья, поэтому на входе поставили будку и продают билеты за вход в нац.парк Приэльбрусье. Я уточнял еще до поездки, билет действует на протяжении 5 дней. Тоже мне подтвердили и в кассе, что по этому билету я могу 5 дней посещать другие трекинговые маршруты Приэльбрусья.
Кроме пары установленных туалетов типа сортир и вбитых табличек, что это за маршрут, я так и не понял, за что берут деньги. Правда, сделали еще площадку со столиком и видом на водопад, может за это. По дороге ездят экскурсионные джипы и воняют дизелем. Хороший «эко» маршрут :/
Примерно за 2 часа дошли до водопада, успели сделать несколько снимков и налетело облако. Кстати, у водопада встретили Игоря Комарова и поздоровались, он выгуливал каких то туристов.
Попив чайку и поев шоколадных батончиков, пошли вниз, так как начинался дождь. И тут я оценил среднестатистического горного туриста Приэльбрусья.
Куча народа идет просто в футболках или каких-то кофтах, многие с мелкими детьми. Ни рюкзаков, ни плащей. На ногах кроссовки или даже сандали. Таких процентов 90. А набор высоты, между прочим, около 650 метров. И если внизу +20 или даже теплее, то у водопада +15. А когда дождь и ветер, то вот совсем не жарко. Ужаснулся от бородача, который поперся туда с 2 детьми, одетых в футболки где то 3 и 6 лет и с закутанной в платок женой, до цели они, похоже, не дошли, так как на обратном пути мы встретили их бегущих вниз от дождя.
А премию «мать года» от меня получила барышня, которая надела на своего сына лет восьми одноразовый взрослый плащ, а, чтобы он не парусил, она завязала его поверх рук сына рукавами в узел. Так он шел до первого падения вниз головой, ведь с завязанными руками, когда на тебя сверху надет мешок, очень сложно устоять или хотя бы смягчить падение при помощи своих рук.
У меня даже дочь включила режим троля, угарая от экипировки «горных туристов»
Утром, 27 августа, мы проснулись от яркого солнца. Из окна квартиры были видны вершины Когутаев на фоне ярко синего неба. Было принято решение срочно выдвигаться на Чегет, пока не набежала очередь на канатки.
Как оказалось, мы очень своевременно приехали на Чегетскую Поляну и в 8.40 вторыми, встали в очередь в кассу, которая открывается в 09.00, к моменту открытия кассы в очереди стояло человек 50.
Поднялись наверх, прогулялись к Куриной лапе, пофотографировались на фоне Эльбруса.
Потом спустились к Пирожковой, съели второй завтрак и пошли к озеру Донгуз-орун-Кёль, ранее я туда не ходил. Маршрут очень простой и недолгий, до смотровой с видом на озеро пол часа хорошим шагом, лучше идти в кроссовках, но, если вы хотите спуститься к самому озеру, вас ждет очень приличный по углу обратный набор высоты.
Хотели пообедать в кафе Ай, заказали там суп, прождали пол часа, а наш суп даже не начали готовить. При том, что каждые 10 минут я подходил и спрашивал, когда будет, а мне отвечали, что скоро. Поругались с ними, забрали деньги и попали в очередь на спуск, минут на 30. Это «легендарное» кафе никогда не посещал и не буду посещать, никому и не рекомендую, сплошное разочарование. Зайти разве что для фото. В итоге пообедали в Когутае и поехали в Кисловодск, так как на следующий день у нас было запланировано посещение урочища Джилы-Су.
По дороге я хотел купить баранину, чтобы вечером ее замариновать и на следующий день приготовить на мангале. Оказалось довольно большой проблемой, только в четвертой или пятой мясной лавке по дороге к Баксанскому кругу оказался барашек, у всех только говядина. В довесок взяли еще пару перепелов.
Переночевав в гостевом доме в Кисловодске рано утром выдвинулись в Джилы-су. Зная, что погода обычно хорошая утром, рекомендую вообще с рассвета выезжать. Часам к 11 Эльбрус уже затягивает и открывается он только после заката.
По дороге к Джилы-су нас остановили на въезде в нац парк и заставили повторно оплатить его посещение, так как на билетах написано «за вход на территорию нац парка», а мы выехали с территории и снова заехали с другой стороны. Хамство, хотел позвонить в нац парк, но в месте, где обдирают на билеты не работает связь, так что пришлось отдавать мзду.
Далее еще по 100р взяли с носа на въезде в само урочище. За что, тоже не понятно. Но это лучше, чем парковаться на обочине и идти 1 км по асфальту в каждый конец пешком.
Мы планировали дойти до Поляны Эмануэля или даже до Немецкого аэродрома, но поднявшись, поняли, что смысла в этом нет. На Эльбрусе плотно висело облако и никаких видов мы бы там не увидели.
Прогулявшись по окрестностям, покормив сусликов и пообедав на очень красивом обрыве, пошли обратно. Нужно было еще найти красивое место под лагерь, чтобы проснуться с видом на Эльбрус.
И тут я удивился окружающему меня контингенту в очередной раз. Вокруг офигенно красивые горы, люди на машинах с палатками. Есть множество грунтовых дорог, подняться по которым можно даже на легковушке, откуда открываются бомбические виды. А все стоят внизу, рядом с этим урочищем друг у друга на головах с сортирами в поле и видом на соседнюю палатку или скалу. Странные люди.
А ужинали мы бараньим и говяжьим шашлыком и жареным перепелом под бутылку красного. После ужина открылся красавец Эльбрус, мы запалили костер в мангале из привезенных из Москвы дров, поужинали и легли спать.
А утром были уже такие виды
На следующий день был запланирован переезд на Домбай с дорогой через перевал Гумбаши.
На перевале поднялись повыше, пообедать на горе с видом, ко мне из соседней кашары подъехал местный паренек 12 лет на карачаевском скакуне и предложил прокатиться. Давно я не сидел в седле и, за 300 рублей давно не получал столько удовольствия, ибо оказалось, что его конь скаковой, он на нем выступает на соревнованиях и за 15 минут конь меня подушатал)) Все время срывался в галоп, только и держи его.
Также по дороге была сырная пещера
После сырной пещеры мы заехали в Карачаевск и на заводе купили свежайшего пива и лимонада.
А к вечеру мы приехали в Домбай. У нас было на выбор 2 ущелья на 2 дня.
На следующее утро план был такой, мы решили подняться на канатке на первую очередь, оттуда спуститься по трассе и сходить к Чучхурском водопадам.
Решение было такое себе. Спуск вниз по Лесной трассе нас довольно сильно подушатал, а, когда мы поняли, что в заповедник можно заехать на машине, мне стало прям обидно. Можно было не идти по 5км в каждый конец пешком, а доехать до поляны под водопадами, а оттуда уже ходить.
В итоге, за день мы навернули 14 км, причем, сначала сбросили почти 500м с верха первой очереди, потом набрали 350 метров, а потом опять сбросили 350 метров. Мне то пофиг, а ребенок очень устал.
Сам водопад симпатичный, но он зажат в ущелье и козья тропа к нему, где не идешь, а почти лезешь оставляет не самые приятные впечатления.
Устав как собаки, отправились пить кто карачаевский лимонад, а кто пиво) А ужинали мы в ресторане Базилик. Очень вкусно готовят, но очень плохое обслуживание. Но главное, что обошлись без ротавируса))
Последний горный день в поездке.
Выбирали между несколькими маршрутами, решили, в итоге, сходить на Алибекский водопад. Не повторяя вчерашней ошибки, решили ехать дотуда, докуда может доехать машина. На въезде пропуск в загранзону оформлять уже было не нужно, так как он был оформлен днем ранее, но нужно заплатить за эко-маршрут (в Домбае каждый маршрут оплачивается отдельно), допом взяли еще за машину, уже не помню сколько, рублей 400 вроде.
Дорога для паркета сносная, правда небольшой кусочек пыльника я таки оставил там. На машине доезжаешь до Альплагеря Алибек, далее пешком.
Вообще через водопад мы хотели пройти кольцевой маршрут, но под водопадом оказался снесенным мост через горную речку, а самостоятельно через такой поток лезть не хотелось, поэтому пришлось возвращаться от водопада обратно наверх и идти по основной тропе дальше к леднику. Дошли до смотровой, место очень красивое.
На обратном пути от альплагеря заехали на кладбище альпинистов. Очень камерное место, рекомендую к посещению.
Ну и после нас ждала долгая обратная дорога домой, ночевка в Ростовских степях, покупка арбуза, ящика помидоров, баклашки с маслом. Но к горам отношения это уже не имеет.
Нормально так