Почти всю зиму 2014-2015 мы провели в путешествиях, времени на написание отчетов и даже на разбор фотографий не находилось совсем. Сейчас уже осень и писать отчеты точно поздно. Поэтому это будет не столько сочинение на тему «Как я провел зиму», а скорее воспоминания и небольшие зарисовки из мест, в которые хочется вернуться, с полезным бонусом в виде кратких описаний маршрутов и советов по логистике.
Внимание! Катание вне трасс ОПАСНО! Комплект лавинного снаряжения (датчик, зонд, лопата), аптечка первой помощи и навыки их использования, равно как и навыки ориентирования в т.ч. в условиях ограниченной видимости, обязательны! Катание по ледникам требует дополнительно наличия альпинистского снаряжения и умения проводить спасательные работы в ледниковых трещинах.
За эту зиму мы трижды посетили Приэльбрусье, где провели 4 очень насыщенных курса, два курса прошли в Гудаури и один в Хибинах. Выездные курсы чередовались с лекциями и занятиями в Москве – лавинные курсы, курсы Первой помощи, курс «альпинизм для фрирайдеров» и т.д.
Чтобы не перегружать читателей, воспоминания будут разбиты на несколько частей по районам.
Глава первая. Приэльбрусье
Новый год
Зимний сезон начался 31 декабря с катания по «домашней» для меня горы Чегет в рамках курса «Введение во фрирайд».
Снега было фантастически много для этого времени года, каждый день на склоны ложились очередные 30-40 см. Но и лавинная опасность тоже была очень велика - линии отрыва и трещины были видны по всем склонам и всем экспозициям.
Более-менее безопасными оставались только ближние - средние юга Чегета и Эльбрус (вдоль трасс).
А потом у нас и вовсе был настоящий праздник фрирайдера – 6 января был ПАУДЕР! Снег ВАЛИЛ! Валил не в «Терскольском», а в каком-то «Полянском» стиле. В течении дня 1,5 метра легчайшего пуха при полном безветрии. Катались вдоль опор канатки на Чегете, но следов не было – их начисто засыпало за 15 минут. С точки зрения снега, это точно был лучший день в сезоне!
Была и обратная сторона у этого праздника - за новогодние праздники в Приэльбрусье случилось 7 лавинных инцидентов, в лавины попали 11 человек. Благодаря невероятному везению и уникальным кондициям снега, среди них не было ни одного серьезно пострадавшего, все обошлось потерянными лыжами.
Многие красивые и интересные маршруты оказались недоступны в этих условиях, но все равно введение во фрирайд удалось! К тому же, было многократно отработано катание в условиях высокой лавинной опасности, и никого не пришлось убеждать в необходимости тренировок спасательных работ в лавинах.
Отличным завершением курса стал выход в долину Адыл-су к озеру Башкара и Башкаринскому леднику.
Этот маршрут очень красив, технически не сложен, и, что самое главное, безопасен и проходим в условиях недостаточной видимости и высокой лавинной опасности (как у нас и было). А еще эти места очень малопосещаемы зимой, и это отличная возможность вырваться с курорта и почувствовать себя в настоящих горах.
Краткое описание: автотранспортом в долину Адыл-су по направлению к А\л Джантуган до конца дороги. У КСП Шхельда – пограничный пост, где потребуется предъявить паспорт и пропуск в пограничную зону. Пропуска необходимо заказывать заранее - по ссылке.
Далее вверх по дороге, пройти через территорию А\л Джантуган, перейти через ручей и двигаться вверх по долине по старой грунтовой дороге. В месте, где дорога начинает подниматься серпантином по левому (по ходу движения) склону – уходим с дороги и двигаемся вдоль русла реки Адыл-су.
Внимание! Движение по дороге и далее по «летней тропе» зимой опасно – с левого склона сходят лавины, даже если он выглядит бесснежным.
Подойдя к концевой и боковой морене ледника Башкара двигаться забирая вправо, поднимаясь на концевую морену по центру долины. После подъема на морену открывается вид на озеро и язык ледника Башкара – до них 500-700 метров горизонтальной поверхности.
Подъем занимает 2-3 часа, в зависимости от количества снега, уровня и снаряжения группы. Снегоступы и/или скитурное снаряжение – обязательны. Набор высоты 270 метров. Дистанция около 3000 метров.
По пути и от озера открываются виды на основные вершины района: Вма-тау, Трапеция, Гумачи, Джантуган, Башкара, Улукара, чегет кара, Гермогенова, Вольная Испания, Бжедух.
Обратный путь – по пути подъема занимает от 30 минут до 1 часа.
Фотографии. С. Веденин, Мила Галковская, Сергей Медведев, Любовь Веденина.
Март
В марте прошли два курса подряд – Школа фрирайда и Лавинный курс.
Вроде бы тот же район, но прошло два месяца, и сколько отличий! Отличная погода и видимость, невероятно стабильный, но жесткий и раскатанный снег.
Традиционно раскатывали внетрассовые спуски Чегета и Эльбруса. Сходили в скитур в долину Когутай, отработали технику спасательных работ в ледовых трещинах и покатали Эльбрусские ледники.
Отработаны спасательные работы в лавинах – индивидуально и в составе группы, организация носилок и волокуш, организация бивуаков с помощью подручных средств и многое другое.
Лекции и разборы занятий занимали почти все вечера.
Но свежего снега, не смотря на прогноз, мы в этот раз так и не увидели.
Несколько фрирайдных и скитурных маршрутов Приэльбрусья
Скитур в долину Когутай
Маршрут начинается с Чегетской поляны вверх вдоль реки Донгуз –орун.
Примерно через 400 метров – перейти реку по камням на другой берег и двигаться в направлении узкого кулуара, ведущего из долины Когутай в сторону Чегетской поляны.
Начало подъема по кулуару, далее уйти направо (по ходу движения) в лес и продолжать движение траверсом вправо до широких лавинных прочесов. По ним вверх до большого выполаживания.
От выполаживания можно идти несколькими маршрутами – левый самый пологий и безопасный, правый самый короткий и крутой, на схема нарисован средний вариант – он достаточно безопасен и интересен.
Далее выход на огромное поле и по нему вверх и влево через моренный гребень, движение продолжается по характерному ребру в центре долины.
У это маршрута есть несколько вариантов в верхней части, но уклоны на всех вариантах значительные и надо очень внимательно отнестись к оценке стабильности снежного покрова.
Перепад высоты 800-1200 метров, длинна маршрута 3000-5000 метров. Время на подъем 3-5 часов. Спуск в верхней части по пути подъема, в нижней лучше забирать левее (по ходу движения) по лавинным прочесам с выездом на дорогу вдоль реки Донгуз-орун.
Фрирайд в ущелье Гарабаши
Маршрут начинается от станции канатной дороги Гарабаши (Бочки).
Ехать вниз левее (по ходу) скальной гряды вдоль ледника. С осторожностью проезжать крутые сбросы – восточные (правые по ходу склоны) лавиноопасны, рекомендованный порядок движения «по одному».
Далее по моренным гребням вдоль ледника с уходом влево в широкий кулуар в ограниченное вертикальными скалами ущелье. Возможен заход в ущелье сверху через узкий кулуар, но он гораздо сложнее и лавиноопаснее.
По ущелью в его первой половине – до левого поворота можно ехать по любой стороне, на повороте нужно перейти на правый берег и следовать по нему вдоль скал. Контролируйте скорость – дорога узкая и местами возможно образование льда. В нижней части ущелья на маршруте возможны камнепады с правой стены и камни под снегом.
Маршрут заканчивается на дороге 300 метрами ниже поляны Азау около учебного бугеля.
Длина маршрута более 5000 метров. Перепад маршрута 1500 метров.
Фрирайд по леднику Большой Азау!
Маршрут начинается от конца левой (по ходу вниз) скальной гряды. От станции Мир или Гарабаши подъем на ратраке.
Начало спуска между скальными грядами с последующим уходом вправо через правую гряду на ледовые поля.
По полям, выбирая участки с уклоном и без трещин вниз. Примерно в 500 метрах выще станции Мир забираем вправо в обход ледовых сбросов к озеру. От озера вдоль края ледника по моренным гребням вниз и влево. Переехать скальную гряду и спуститься на трассу Мир-кругозор.
В условиях плохой видимости ориентирование на маршруте проблематично.
Есть несколько выполаживаний, которые представляют сложности, особенно для сноубордистов.
Длина маршрута более 6500 метров. Перепад маршрута 1400 метров.
Следующей зимой мы обязательно вернемся в Приэльбрусье. Приглашаем всех на наши фрирайдные программы!
Фотографии. С. Веденин, Сергей Шашков, Антон Жиленко, Виктория Петрив, Сергей Медведев.