
Вначале немного о терминологии.
В. С.: Нет понятия сноукэтинг. Есть сноукэтскиинг. Такая активность правильно называется «сноукэт скиинг» (snowcat skiing) и «сноукэт бординг» (snowcat boarding), в зависимости от вашего катального оборудования! Но в силу того факта, что сноукэтскиинг начинался, когда о сноубординге (snowboarding) еще даже не мечтали, термин связан именно с лыжами.
А. К.: Валентин, твой проект уже справил первый юбилей — пять лет, если перевести на человеческий возраст, то, наверное, это совершеннолетие. Ты доволен своим детищем?:
В. С. Привет, Саш, да вполне, детище растет, я его лелею. Пять лет катаемся и катаем! Искренне считаю, что детские болячки и проблемы позади, мы достигли определенного уровня зрелости, когда непонятно как решаемых вопросов не осталось. ;)
А. К.: Насколько развитие соответствует планам пятилетней давности? Все ли достигнуто? Насколько успешно выполнена твоя пятилетка?
В. С.: Если честно, то плана на пять лет и не было, были некие трудовые будни и мы просто работали. Каждый сезон приносил нечто новое! Звезд с неба не рвали, но и палец в рот не клали — делали то, что было нужно и то, что нам казалось логичным. Это, кажется, залог для любого бизнеса, нет? Говоря языком цифр — бизнес прибылен. Он сильно экзотичный, но, потратив силы на его систематизацию, мы выдохнули.

А. К.: Какие планы на следующую пятилетку?
В. С.: Работать будем, катать, кататься! Может быть, станем ездить и возить своих клиентов в другие горы (уже повезли! Шамони, не хухры-мухры!). Может, откроем свое турбюро, магазин, курсы, чем черт не шутит, может, франшизой станем «торговать»! ;)

А. К.: Кроме Приискового, есть ли еще какие-то задумки?
В. С.: Сильно думаем про второй пойнт. Где горы повыше и деревья потолще! Более того, такое место присмотрено! Еще более, более того, мы рассчитываем, что в этом новом месте будет хели! И мопеды! (Так мы называем снегоходы.) Но и прайс будет выше, место в целом будет более премиальным: по горам, по людям, по сервису…
А. К.: Насколько велика география фрирайдеров, приезжающих к тебе?
В. С.: От Петропавловска-Камчатского до Брюгге! Есть традиционные люди и банды, стандартно приезжающие в ПРИ в сезоне по несколько раз. У нас расклад по географии зависит напрямую от количества катальных дней в программе — на выходные приезжают «местные»: Красноярск, Кемерово, Новосибирск, Абакан, те, кто в радиусе 1000 км. На будни — те, кто подальше: Урал, Москва, Питер, средняя полоса страны. Из Находки (Вроде бы как? Находка?!) стандартно приезжают ребята (Привет, Андрей Геннадьевич!).

А. К. Каким ты видишь идеального клиента Приискового?
В.С. Обычный человек, райдер, которому интересны горы, отдых и люди на этой волне! В При, к слову, такая разношерстная клиентская аудитория (да и персонал!), что диву даешься! Но фрирайд и сноукэтскиинг не просто сближает и сглаживает, это совсем не обычно — видеть за одним столом (на склоне, в сноукэте, в бане) министра и скибома!

А. К.: Много ли райдеров, которые многократно приезжают к тебе?
В. С.: Регулярно оцениваем возвращаемость райдеров — это один из основных показателей! Примерно 70% людей в календаре у нас уже были. При том количестве предложений по горам, регионам, снегам, периодам это суперпоказатель! Он говорит, что у нас классно.
А. К.: Не собираешься ли делать сноукэтскиинг сетевым продуктом для других мест?

В. С.: Это мечта, но, боюсь, это невозможно. В мире нет подобных сетей. Во главе всех стоит некто, кто рулит и уйди этот человек, фирма/место сразу потеряет… Хотя всегда кто-то первый! ;)
А. К.: Одно время ты вроде подумывал о организации хелиски. Есть ли движения в этом направлении?
В. С.: Мы закрыли Приисковый как место для хели. Очень дорого и очень скромно. Хотя спрос регулярен. Забыть про хели очень сложно, хоть раз на нем побывав — работаем по пункту №4. Скоро все прояснится.

А. К.: Что ты думаешь о развитии Приискового как горнолыжного курорта, с подъемниками, подготовленными трассами? Есть ли такие планы у тебя или кого-то другого?
В. С.: Лично мне это не интересно. Чем глуше Приисковый как именно курорт, тем лучше для меня и сноукэтскиинга! Сам поселок развивается, строятся отели, магазины, парковки… Посмотрим! У кого-то другого могут быть другие мысли. Пока все тихо и мило.

А. К.: Насколько я слышал, то в Приисковом появились горнолыжники, которые используют для подъемов мотосани. Чувствуешь ли ты конкуренцию?
В. С.: Да, мы встречали несколько раз ребят, которые на мотосанях транспортируют 2-3 человека по накатанной нами снежной дороге и катают «наши» горы/склоны. Признаться, это носит настолько частный и местечковый характер, что нам не мешает. Нас беспокоит только безопасность (в т. ч. лавинная) этих катальщиков. Потерявшиеся, замерзающие, те, кого МЧС ищет вертолетами и, к сожалению, погибшие в Приисковом есть регулярно. На сегодня в списке к эвакуации числится 7 мопедов (снегоходов), брошенных хозяевами в тайге/горах. Мы оказываем услугу эвакуации мопедов.

А. К.: Растет и ширится движение снегокатчиков. Говорят, что в Приисковый съезжаются уже сотни любителей мотосаней. Что ты думаешь по этому поводу? Как идет сосуществование?
В. С.: Мопедчики! ;) У нас (В «Больничке», отель, — прим. А. К.) на постоянной основе тусуется богема мопединга! Ребята из Красноярска и Екатеринбурга. Мы даже им мопеды храним. Мопедное движение растет, тут бесспорно! К сожалению есть огромная прореха в этом направлении отдыха зимой! Их никто не тусует! Продавцы техники в лучшем случае примут ее на ремонт, а вот организовать курсы «как кататься» или «как спасаться» некому. Ну и в целом, если фрирайд-командой управляет гид, команда вооружена, обучена, связана, катает по схеме и т. д., целый набор условий, то снегоходчики каждый за себя! Покупка снегохода за 400-500 тысяч рублей и экономия на бипере 10-15 – обыденность… Печальная статистика поэтому на мопедной стороне. Что касается сосуществования — фрирайд-склоны редко когда катаются снегоходами. Те, кто хотя бы второй раз в При, уезжает в Алатау – там им рай!
А. К. Остается ли у тебя время на путешествия? Хобби?
В. С.: Времени, конечно, стало меньше. Путешествую в основном по наезженным маршрутам — мама в Сочи, друзья по стране, миру. Новый год в При и поеду! Январь — Шанхай, февраль — Гульмарг, март — Камчатка, апрель — Мончегорск… Хобби — парашютный спорт, скайдайвинг! Это очень прочищает мозги! Для качественного наоборот — чтение.

А. К.: Есть ли мысли, планы по развитию летнего Приискового?
В. С.: Летом, в июне, мы занимаемся летним снегом. Ставим безопорную канатку на 300 метров, готовим склон! Тренируем, живем и кормим Кемеровскую федерацию и школу по горным лыжам. Дети! Летние сборы! Будущим летом хотим провести летний телемарк фестиваль! С соревнованиями, бэккантри, пьянкой — все как полагается будет! :) Телемарк — это еще одно мое хобби, ставшее, наверное, уже сущностью…
А. К.: Я рад за тебя, Валя. Не многим удается превратить свое увлечение в профессию, образ жизни. Здесь пример такой удачной попытки. Всяческого везения в твоих начинаниях, продолжениях, осуществлении мечт и построении фрирайдового рая. А нам — почаще бывать в ПРИ!
Мне кажется, что Валентин прочно обосновался на глобусе российского фрирайдинга и сноукетинга. Судя по его словам, мы еще не раз услышим про новости от Вали из ПРИ и не только.

В. С.: Да, мы встречали несколько раз ребят, которые на мотосанях транспортируют 2-3 человека по накатанной нами снежной дороге и катают «наши» горы/склоны. Признаться, это носит настолько частный и местечковый характер, что нам не мешает. Нас беспокоит только безопасность (в т. ч. лавинная) этих катальщиков. Потерявшиеся, замерзающие, те, кого МЧС ищет вертолетами и, к сожалению, погибшие в Приисковом есть регулярно. На сегодня в списке к эвакуации числится 7 мопедов (снегоходов), брошенных хозяевами в тайге/горах. Мы оказываем услугу эвакуации мопедов."
Друг!Валентин!Хочу сказать , что безопасность в Вашей компании оставляет желать лучшего...
Когда я катался у Вас никто из гидов ни разу не проверил включен у меня бипер или нет.
На инструктаже утром Виктор (Рэм) сказал , что нужно включать его только когда выходишь из сноукэта.А когда в него садишься -выключать (зачем только я не понял-для экономии батареи???).
В итоге первый день я откатал с выключенным бипером .Эмоции так накрыли , что я по неопытности в лавинной безопасности вообще про него забыл.
Думаю в идеале после инструктажа утром лучше было бы проводить контрольную тренировку по поиску и откапыванию бипера на улице в снегу.А гидам переодически до начала спуска проверять "маячки "клиентов....
Также есть "жалобы" (не от меня, а от знакомых) на "обходительность" Светланы.Я понимаю , что многие из нас не подарок, но и формулу "клиент всегда прав" никто не отменял.
Но главное - это катание оно на 5+ .Остальное меня волнует в меньшей степени.Я готов спать на полу и питаться Дошираком...Главное какая каталка.А ради ТАКОЙ каталки к Вам стоит ехать .Спасибо тебе...!!!
P.S.:Группы неорганизованных лыжников на снегоходах,катающие "Ваши склоны "-это мы.
Большая удача , что "ваши склоны " еще никто не приватизировал .
Вот и пользуемся моментом , пока у Вас все места заняты , а кататься так хочется....-)-)