часть2, начало истории тут
— Раздевайтесь, трусы тоже снимайте, — медсестра протягивает мне одноразовый медицинский халат, и даже не думает отворачиваться.
…Ступорнуло, зачем раздеваться догола, чтобы прооперировать всего-навсего коленку?
Это моя первая операция в жизни, но, чтобы не показывать свою вопиющую неопытность (мужику под 60, а он не в курсе), я храбро оголяюсь и не спеша, солидно накидываю халат.
Настоящий провал ожидал Штирлица, когда он вошел в операционную.
— А что это у вас? Смартфон? Нет, тут этого не положено, вы разве не в курсе? Я отнесу его в палату. И халат снимайте.
Голый волосатый мужик в одном белом компрессионном чулочке, лежит на столе, вокруг деловито шныряет медперсонал, все в перчатках, повязках и шапочках. Собирают какие-то железные конструкции и подсоединяют к страдальцу всякие капельницы, измерялки пульса и прочие приборы. Слава богу, накрыли стыдобу простыней.
Ворочается противная мыслишка: «Голый, потому что, если тут ласты склею, чтобы сразу в морг, без переодевания раздевания… вот что задумали демоны!».
Эпидуралка начинает действовать, ниже пояса ничего не чувствую, даже ЕГО… ну ладно – его.
Приносят ширмочку и вешают у меня прямо перед глазами, становится вообще скучно.
Как же так! Я думал, доктор начнет копаться в коленке, и мы вместе, как два благородных джентльмена будем смотреть на огромный монитор, он мне все откровенно расскажет и покажет, а потом коллегиально решим, что делать.
Я же ему сразу заявил, что хочу минимально, вот совсем чуть-чуть, на пол шишечки, а то и вообще ничего не делать, только посмотреть и зашить обратно. А теперь видна только ширмочка, и потолок в крупную шахматную клетку.
Между тем суета заканчивается, и входит Доктор с поднятыми руками, ассистенты одевают ему какой—то особый фартук. Фартук…вспоминаю брутальных продавцов в мясной лавке, их ловкие волосатые ручищи с огромными ножами. Неожиданно огромный кругляк светильника гаснет, а из небольшого плеера, что на шкафу в дальнем углу операционной, начинает играть музыка.
Занятно. Меня будут резать в ритме ритм энд блюз? Доктор, что-то там готовит за ширмочкой, отсюда виден только голубой колпак на затылке. Я жду первых прикосновений к колену, чтобы сказать ему заранее заготовленную фразу «Док, ну что там видно? Вы помните по МИ—НИ—МУ—МУ!»
Ничего не происходит. Для разнообразия пытаюсь пошевелить пальцами правой оперируемой ноги, и понимаю, что не могу. Или не хочу?
Проходит еще минут пять, ну, когда они начнут-то? Наконец терпение заканчивается: «Док, вы когда входить начнете, мне все расскажите?»
Ветерок оживления проносится по лицам анестезиолога, ассистента хирурга, парня, который собирал железки, а теперь скучает в углу операционной, и самого хирурга. Он поворачивается ко мне, и улыбаясь говорит: «Так все уже, заканчиваем»
— Как заканчиваем?
— Все сделал, все у вас хорошо.
— Блин! А сколько отрезали то?
— Примерно 1/3 мениска. Вы очень вовремя к нам пришли, хрящ сустава в более-менее приличном состоянии.
— Треть мениска?! И с 60% оставшегося мениска я буду бегать? Это как это! — я чувствую себя обманутым и обделенным на целых 30% своей сверхценной и нужной плоти.
— Не волнуйтесь, я вам потом все нарисую и объясню. Бегать сможете, — голова доктора опять исчезает за синей ширмочкой.
«Блин, ну как так можно. Без меня — меня разбирают на части”, — пытаюсь про себя сердится, но не получается, что-то гипнотическое и успокаивающее было в реплике доктора. Стокгольмский синдром...
С другой стороны, неплохо, что вообще ничего не почувствовал. Ладно, что скандалить теперь, ну отрезал уже и отрезал.
***
Сестра заглядывает в палату каждые полчаса и предлагает обезболивающего, в вене торчит катетер, и он неприятен самим фактом наличия. Обезболивающее мне не нужно, нога не болит, даже через пару часов когда анестезия проходит, все равно не болит, по крайней мере, если сильно не сгибать. Не сгибаю.
У меня тут кровать трансформер, и пульт управления. Превращаю ее в удобную оттоманку, чтобы открыть ноутбук, и позадавать вопросы утубу и яндексу. Вопросы у меня ожидаемые: «бег после резекции мениска», «осложнения после артроскопии», «реабилитация после операции на коленном суставе».
Странно, но кажется, что теперь после того, как мениск как ноготь запросто отстригли, весь интернет сговорился и отовсюду лезут страшные предсказаниями и пророчества. Почему я раньше этого не находил? Ни за что бы не подписался на операцию.
Особо лютует ютуб, каждый второй ролик о том, что не надо отдаваться хирургам, а вот есть волшебные упражнения, которые восстанавливают мениск. Какой-то парень накануне запланированной операции повстречал врача, который якобы по секрету сказал, что операция нужна, только если коленку начало заклинивать, и заклинивать не менее трех раз за год.
Вот как! А я-то паникер, ведь ничего не болело, и приседал, и ходил нормально, ну подумаешь, бегать не мог, и только то, из-за этого под нож?
Делаю из трансформера обычную кровать, и с печальными мыслями засыпаю. Утро вечера мудренее, доктор обещал все объяснить.
***
Утром, обнаруживаю, что могу ходить и довольно уверенно ходить. Отека нет. Утуб решил не теребить, много фуфла. С огромным аппетитом съел аскетичный больничный завтрак: пшенка- печенька- чай, и сел в трансформере ждать дока и выписки.
Ждал почти до обеда. Доктор пришел, немного ошалелый, видимо опять кого-то резал. Щупает ногу, объясняет как на дому делать перевязку и какое упражнение надо делать для восстановления: поднимать и напрягать.
— Вы вчера обещали мне все рассказать и нарисовать, - говорю я.
Сергей Щетинин, а именно так зовут доктора, начинает терпеливо все объяснять.
Разрыв у меня был радиальный, в белой (внутренней зоне) мениска которая не обладает регенеративными свойствами, потому что белая, нет в ней капилляров и все. Края разрыва завернулись, и именно поэтому сустав щелкал. С помощью специальных кусачек, ту часть мениска, которая уже истрепалась и мешала движению хрящей удалили. Все обработали плазмой, чтобы получился гладкий ровный край.
Рисует картинку мениска, и что отрезали.
— Хорошо, что разрыв не через весь мениск, не до капсулы. Если бы вы дальше бегали, то точно порвался бы пополам.
— А почему это надо было резать, нельзя было сшить?
—Потому что сшивание хорошо проходит в красной зоне мениска, и только на свежих разрывах. А у вас не тот случай, просто не срастется и все. Кроме того, сшивание это уже не две дырочки в коленке как при артроскопии, а артротомия - полноценная операция с вскрытием капсулы сустава, которая требует полгода восстановления.
«Бегать буду?» — не унимаюсь я.
— У вас все нормально, есть отек хряща, но сам хрящ в норме, восстановитесь. Проколем еще через месяц Ферматрон, это такой препарат, который покрывает защитной пленкой хрящи. На полгода-год снимает нагрузку на хрящ, и все будет хорошо.
— Какова вероятность, что восстановлюсь до исходного состояния, - спрашиваю и сам удивляюсь своей наглости.
— В вашем случае 98%, - доктор излучает оптимизм и уверенность.
Договариваюсь с доктором о более подробном интервью о связках и менисках (профессиональная деформация), и уже через час выписываюсь.
Осторожно с палочкой ковыляю до машины, сажусь за руль и еду домой. У меня красивые белые компрессионные чулки, которые носить еще две недели, и выписной эпикриз с подробными инструкциями.
Для моего случая инструкции явно перестраховочные: две недели хождения с тростью? Да я уже на следующий день не чувствовал в ней потребности.
Но стараюсь не выпендриваться и берегусь согласно пугливому эпикризу.
Поглядим дальше, сбудутся обещания доктора или как.
BTW
из 3 операций на коленях/плече, никогда не требовалось ))
а по делу - скорейшего восстановления! это адский труд без перерывов на "не могу/не хочу" ))
зы: когда массированно перебрали колено второй раз, я большую часть манипуляций смотрел по монитору подвесному, типа можно было, там общая картинка была, без мяса. Правда часа через 3, как спинальный наркоз начал издалека отпускать, меня ловко вырубили через катетер в вене ))