Ребята затронули тему про денежные поборы и интриги в СШОР и ДЮСШ. Классический вопрос: "Где деньги, Зин?".
Ничего не скажу про все это, я больше профессионал в горнолыжной подготовке и во фристайле. Соревнования, потренироваться от души, да, ко мне. Знаю всех, кто вкладывает свою энергию в развитие горнолыжного спорта, потому что с пеленок на кантах стою. Общие ориентиры для всех могу дать. Заодно, затрагиваю тему некоторых результатов работы, которую проделала, за что и привыкла получать финансирование.
Правильно ли оно, могут ли спортивные школы собирать с родителей деньги? Пока вы думаете, дети растут, время идет, а мысли могут превратиться в прокрастинацию.
Начну со своего детства. Это детская горнолыжная школа в городе Миасс, горка в центре города, система подготовки спортсменов начинается от 7 лет и далее по возрастанию.
Как обычно, НП 1 года, 2, и далее по "правилам". Соревнования, путевки в детские спортивные лагеря, городского типа, все это было за символичные, но деньги. Часть расходов государство покрывало. И для такого ребенка как я, на тот момент было достаточно до 8-9 лет заниматься со всеми, в общей массе, в свое удовольствие.
В какой-то момент, помню, началось нытье тренера, что денег для поездки на соревнования нет. Выделяют, но только на троих человек. И брал он чаще девочек из бедных семей, было в нём какое-то чувство жалости к ним, мол, одна без отца, у второй он алкоголик. У девчонок мамы придут и начнут ныть, да жаловаться на тяжелую судьбу. А у меня отец помощник прокурора города, потом юрист в Лукойле. Так и говорили: "За Виолетту папа заплатит". Я показывала результат, а финансирование на соревнования все равно выделял отец. Мне было обидно, что он и так много работает, старается для семьи, а мои успешные результаты все равно не облегчают ему задачу. Что ж за несправедливость такая, что результат есть, а деньги тем, кто жалуется и ноет, вместо того, чтобы работать.
Но девочки, признаться, старались и какая-то конкуренция внутри команды у меня все же была до определенного возраста. Потом покупались лыжи за свой счёт, периодически я отвоевывала свои же лыжи у тех, кто на них покушался покататься. Выйдя на уровень лидера в области, стало понятно, что надо идти дальше. Тренер расти со мной явно не планировал, а когда мы предлагали, реагировал агрессивно на предложения что-то менять, ждать его перемен было некогда. Тогда отец был вынужден сам со мной ездить по России на соревнования и частично тренировать.
Потом я отобралась в сборную Магнитогорска, к Дрозду Алексею и Тальянову Виктору. Родители вкладывали очень много средств в сборы, соревнования, инвентарь, смазку, в тренеров, моя задача была только тренироваться и показывать результат.
Какое-то время спонсировала "Новая Лига". А потом меня пригласили в сборную Москвы, тогда же в команду РГШ-Столица к Приходченко Дмитрию и Трихичеву Сергею, Саяпову Талгату в ски-кроссе. Я выступала в двух видах спорта - горные лыжи и фристайл, около года. Выгодный спортсмен, и там, и там результат приносит. Что очень сложно, плотно расписывался график тренировок, надо иметь мощную внутреннюю мотивацию...
Следом сборная России по фристайлу, ски-кросс и окончательный переход уже на международную арену. Тренерами были австрийцы, словенцы и лучшие российские специалисты. Спонсоры были лет с 13, выигрывались гранты, помощь была, но основная - родителей. Есть спортивный результат - есть поддержка. Так и в Сборной России. Все зависит от результата. Хочется зарабатывать деньги спортом - становятся профессиональным спортсменом. Я зарабатывала с 7 лет, достигла того, что хотела и пошла дальше.
Поработала тренером в государственной спортивной школе. Мне сразу сказали, что инвентарь, сборы, соревнования, спортивное оборудование для тренировок приобретается на деньги родителей, у спортивной школы финансирования на это нет. Я собрала более 50-ти детей, помогла родителям приобрести инвентарь со скидками, нашла самое экономное оборудование для тренировок, организовывала бюджетные сборы, благодаря "связям" со владельцами ГЛК, договаривалась со скайтеком и батутными комплексами.
Родители готовы были платить за "новое" и "нужное", а я была готова работать на результат за 16 500 руб. в месяц от государства. Мне это надо было для опыта, долго работать в гос. школе не планировала. Через какое-то время начались интриги внутри СШОР, манипуляции на рабочем месте, попытки заставить начать кому-то что-то "вылизывать", поступали предложения о зарплатах в конвертах, в этот момент я подписала заявление об увольнении и пошла создавать свой спортивный клуб.
Для того, чтобы внедрить новую методику тренировок, мне не нужно спрашивать разрешения у директора, просить, чтобы дополнительно выделили средства на финансирование того, что еще не включено в список оборудования для тренировок и ждать несколько лет обещанного. Я была "неудобной", "какой-то не такой" и "странной". Действительно, странно работать за такие деньги. Скайтек, например, относительно новая разработка. Теперь сама могу дать себе разрешение пользоваться ей или нет, внедрять в него новую фишку или нет, включить в процесс тренировок новые методики или нет.
В моём детстве таких возможностей не было. В некоторых спортивных школах работают по тем, советским схемам и деньги выделяют так, как было принято раньше. Бюджет постоянно сокращают, не воруют, а кто-то должен встать и пойти, найти средства, новыми способами, четко ставить задачи, видеть цель, куда идет команда СШОР или ДЮСШ, сколько нужно финансирования, на какие цели, сколько получают после достижения результатов, куда потратят и тд. Стратегия. Но есть ли такая цель, если в конвертах кормят? Так же проще, легче.
У меня выработалась аллергия на те места, где ноют, лишь бы не развиваться, ничего не делать, сидеть в "стабильности" и не изучать что-то новое. Как показывает опыт, если энергия человека не направлена на благое, то она тратится на деструктивное.
Если у человека есть выбор кому платить, как он когда-то был у моих родителей, то все зависит от цели, которая стоит у того, кто платит.
Безусловно, есть достойные руководители, кто идет по светлому пути, добивается результатов благородными методами, умеет договариваться, обосновывать свои требования, расходует бюджет целесообразно и обоснованно, видит перспективных спортсменов, поощряет по справедливости, учитывает спортивный принцип и исключает личное отношение, чтобы всегда принимать решения объективно и взвешено, рационально, хладнокровно, взяв на себя полностью ответственность за любой результат, грамотно подбирая команду под свои цели, начиная со спортсменов, заканчивая сотрудниками спортивной школы. Я очень люблю общаться с энергичными и целеустремленными руководителями, с ними получается очень грамотная работа на результат.
Как вычислить тех тренеров, с кем будет толк?
Подкатки, которые практикуют тренеры имеют смысл, но только в том случае, если работа идет на конкретный результат. Многие родители ко мне обращались, некоторые "анонимно", чтобы избежать ревности со стороны основного тренера, такое бывает. С кем-то мы спокойно созваниваемся и обсуждаем план тренировки спортсмена без участия родителей, важно понимать куда его двигать и не сбиться с намеченного пути, что вполне нормально для качественной работы. Иметь план работы в детском горнолыжном спорте - это нормально. Даже в любительском, так или иначе, понятно, куда человека вести. А уж в профессиональном подавно, еще больше деталей и подробностей, сплошной анализ.
Спросите меня, на крайний случай, уточню ваши цели, желания, перспективы, помогу определиться, в каком бы городе вы не находились. Бывает, что в месте, где живет ребенок, нет тренера, который доведет до уровня сборной или он не настолько "в кондиции", или нет подходящей команды со здоровой конкуренцией, надо выяснять по каждому отдельному случаю. Дискомфорт есть, а деньги собирают, тогда надо что-то придумать для комфорта, что сложно в условиях неизвестности. Мало ли, обманут, вдруг ребенку перестанет нравиться и все вложенные средства уйдут зря. Сомнения надо откидывать. Про систему ЕВСК могу сказать, что она была, есть и будет, перемен не намечается. Из перспектив финансирования детского горнолыжного спорта, есть шанс изменений в положительную сторону, но когда придет это время, ваши дети, если имеются, уже могут вырасти. Живем здесь и сейчас и исходим из возможностей.
Выбирать с кем работать - это нормально, наша жизнь одна и мы вправе решать, кому и как доверять своё драгоценное время.
Если у родителей ребенка нет денег, то ничего не получится, будь он трижды талантлив. Советскую систему, пусть и очень не совершенную развалили, а новую не создали.