Несколько дней назад я опубликовал пост «О вреде горнолыжного отдыха» где изложил аргументы, доказывающие, какой вред приносит это увлечение. Кто-то усмотрел у автора признаки психического расстройства. Кто-то предложил мне отказаться от катания на горных лыжах. Кто-то стал уверять, что риски катания на горных лыжах, конечно, есть, но явно преувеличены и вполне могут быть снижены разными способами. Большинство критиков, не вдаваясь в аргументацию, ограничивались общим суждением, что жить вообще вредно и все мы когда-нибудь умрем. Ну и что никакие изыскания на данную тему не заставят их отказаться от катания на лыжах. Были, конечно, и более радикальные суждения, но как же без этого. Как вы знаете, и на горнолыжном склоне всегда найдутся люди, которые считают, что кто-то катается не там и не так, и что надо такого катальщика покрепче припечатать.
Нашлось и достаточное количество людей, которые включились в содержательное обсуждение этой темы. При этом не могу не отметить один позитивный комментарий, который написал mountainrider, ответив при этом на ключевой вопрос: «А зачем?»
«Мне пост понравился. И дочитал до конца без усилий над собой, несмотря на "многабукав". Удивлён, что некоторые восприняли текст совершенно серьёзно. Меня больше улыбнуло. Чувствуется какая-то незлая ирония и улыбчивая философия.
А лыжи люблю и не брошу только за то, что возвращают ощущение молодости. Поэтому и катаюсь 4 раза в неделю)) И как молодняк заявляю: автор, пиши исчо!»
Если бы можно было бы давать приз за лучший комментарий, я бы вручил его именно mountainriderу.
И, в связи с этим, мне вспомнилась одна история. В 1966 г. в СССР был опубликован сборник переводов «Физики шутят». Его авторами стали советские физики Ю. Конобеев, В. Павлинчук, Н. Работнов и В. Турчин, работавшие в г. Обнинске. Вдохновились авторы на это издание когда им в руки попал юмористический сборник «The Journal of Jocular Physics», изданный к 70-летию Нильса Бора, написанный физиками – друзьями и сотрудниками Бора.
Книга имела успех и в 1968 г. последовало расширенное издание. «Физики продолжают шутить». В нем, в частности, была статья «О вреде огурцов». Которая содержала следующую информацию:
«С огурцами связаны все главные телесные недуги и все вообще людские несчастья.
Практически все люди, страдающие хроническими заболеваниями, ели огурцы. Эффект явно кумулятивен.
99,9% всех людей, умерших от рака, при жизни ели огурцы.
100% всех солдат ели огурцы.
99,7% всех лиц, ставших жертвами автомобильных и авиационных катастроф, употребляли огурцы в пищу в течение двух недель, предшествовавших фатальному несчастному случаю.
93,1% всех малолетних преступников происходят из семей, где огурцы потребляли постоянно.»
Я не знаю, как комментировали читатели изложенные в статье факты и суждения. Советовали ли автору отказаться от поедания огурцов. Доказывали ли, что то же самое можно сказать и про помидоры. Ничего не могу сказать. Соцсетей тогда не было, подавляющее большинство комментариев оказывались устными и до нашего времени не сохранились.
Но, между прочим, советские физики не только обладали чувством юмора, но и увлекались горнолыжным спортом. В том же Обнинске, где была построена первая в мире атомная станция, инициатором катания на горных лыжах стал талантливый физик-теоретик Л.Н. Усачев. Увлекся он этим еще в горнолыжной секции МГУ, ну а потом продолжил в городе атомщиков. Вместе с товарищами-энтузиастами ездил кататься на Чегет, Терскол, Теберду и Кировск. Начинали тогда кататься, кстати, на немецких трофейных лыжах. Кроме горных лыж он увлекался еще и альпинизмом. И во время одного из восхождений, уже спускаясь с пика Ленина, провалился в трещину. В результате обморожения и начавшейся гангрены возникла необходимость ампутации. Он задал тогда вопрос врачу: «А я смогу кататься на горных лыжах?» На тот момент врачи оценивали вероятность того, что он вообще выживет в 2 процента. Но врач ответил: «Это зависит от вас». Ему ампутировали правую ногу ниже колена и пол-стопы левой ноги. Он выжил. И, более того, опять стал кататься на горных лыжах на протезе, который был сконструирован по его чертежам.
Но особенно ценно то, что Лев Николаевич не только предавался сам этому увлечению и проявил тут огромную волю и мужество. Как вспоминают его товарищи, однажды он провел собрание на Чегете, где перед двумя сотнями горнолыжников пообещал сделать все от него зависящее, чтобы помогать развитию горнолыжного спорта в стране. И, например, используя свои связи, положение лауреата Ленинской премии организовал производство креплений КЛС-2 на Казанском авиационном заводе. Ну а Обнинске организовал горнолыжную горку с бугельным подъемником, на которой учились кататься и тренировались обнинские горнолыжники. Несколько лет секцией горнолыжного спорта здесь руководил легендарный советский тренер Г.В.Черданцев.
Ну а закончить можно, наверное, известной фразой Мишеля Кларе, которую любил цитировать Лев Николаевич Усачев: «Горные лыжи сами по себе не являются счастьем, но они вполне способны заменить его.»
Эта фраза принадлежит Мишелю Кларе :)