Немного подредактированная заметка про лыжи в январском номере журнала "Техника Молодёжи" от 1941го года
Еще в далекие времена русский народ довольно широко применял лыжи в быту и на войне. Так, в конце XV века вдоль замерзших рек далеко на север, на Угорскую землю, шла русская лыжная рать. В XVI веке атаман Ермак на лыжах вел своих казаков «на встреч солнца» по снежным просторам Сибири. В начале XVII века, когда польские интервенты осадили Троице-Сергиевскую лавру (ныне город Загорск), воевода Скопин-Шуйский выслал против завязшей в снегах польской кавалерии тысячу лыжников.
У А.С. Пушкина в «Истории Пугачева» несколько раз упоминается о лыжах. Так, например, Пушкин рассказывает, что в боях с войсками Екатерины II «лыжники Пугачева успели зайти в тыл Михельсону и отрезать от него обоз».
В годы гражданской войны в глухой тайге пробирались на самодельных лыжах сибирские партизаны. В 1922 г. ленинградские курсанты проделали знаменитый тысячекилометровый лыжный рейд к Кимас-озеру под руководством героя карело-финского народа Тойво Антикайнена. Этот поход решил участь белокарельской авантюры.
В боях с финской белогвардейщиной наши лыжные отряды не раз совершали смелые рейды. Разведчики на лыжах пробирались по лесам, становились настоящими следопытами. Пройдя по лыжне, оставленной врагом, они уверенно говорили: «Вот здесь шел солдат с ручным пулеметом, а здесь — другой, с пулеметом-коротышкой «суоми»: правый след у него везде глубже». Известный спортсмен Владимир Мягков, получивший звание Героя Советского Союза, совершил немало подвигов, прорываясь на лыжах в глубокий тыл врага.
Лыжи придают пехоте вездеходность и быстроту. Лыжные отряды не зависят от дорог. Они могут совершать переходы по глубоким снегам, внезапно появляться и так же стремительно исчезать.
Нередко на пути лыжника встают холмы и горы, круто обрываются склоны, поросшие лесом, прорезанные канавами или оврагами. Для хорошего лыжника и здесь нет препятствий. Лыжи подчиняются ему, и он уверенно чувствует себя в любой обстановке. Но это умение ходить на лыжах по горам дается далеко не сразу.
Жители гор с давних времен выработали свою доморощенную горнолыжную технику. Охотники ойроты, съезжая с больших склонов, обычно опирались на толстые палки с изогнутыми лопастями. Действуя палкой как рулем и тормозом одновременно, лыжник менял скорость и направление спуска.
Конец XIX века принес поворот в лыжной технике. Близ нынешней столицы Норвегии Осло, на горе, которая славилась своей крутизной, проводились соревнования по скоростному спуску. Местные жители продемонстрировали свои довольно неуклюжие спуски верхом на палках. После этого судья выпустил на старт гостя из Телемаркена. «Чемпионы» смотрели на него с удивлением. Безумец, он даже не взял с собой палки! Он вышел на старт, держа в руке лишь маленькую еловую ветку. Прямой и легкий, он ринулся вниз. Он мчался все скорее и скорее, а в конце горы присел у снежного обрыва и, как птица, взвился в воздух. Зрители вскрикнули от испуга. Но телемаркенец спокойно приземлился на снежный склон и покатился дальше, заканчивая стремительный спуск. Внизу он широкой дугой развернулся на равнине и остановился, взметнув клубы снежной пыли.
Так историки лыжного спорта описывают день поражения старой техники и торжество новой. Горнолыжная техника с тех пор непрерывно совершенствовалась и не раз претерпевала существенные изменения.
Горные лыжи — один из самых увлекательных видов спорта. Однако это искусство требует известного мастерства.
Прежде чем пойти на лыжах в горы, необходимо привести в порядок все снаряжение. В наше время горнолыжники повсеместно отказываются от пьекс (они плохо держат лыжи), от слишком длинных палок (мешают на спусках), от меховых рукавиц и шапок (в них жарко и тяжело).
На голове лыжника легкий картузик. Шерстяной свитер предохраняет его от холода. Поверх свитера надета свободная куртка из плотной материи для защиты от ветра. На руках брезентовые рукавички, под которыми могут быть шерстяные варежки (но только не перчатки). Так рукам будет тепло, а варежки не промокнут от снега. Длинные брюки заправлены в просторные, хорошо смазанные жиром ботинки. Легко, тепло, удобно!
Длинные и узкие гоночные лыжи, которые еще недавно были в ходу у большинства наших спортсменов, хороши только для накатанной лыжни. Горные лыжи делаются короче и шире. В среднем их ширина составляет 70 миллиметров в середине и доходит до 90 миллиметров у носка. Носы лыж круто загнуты, чтобы избежать поломок при переходе с горы на равнину. Толстая в середине, лыжа заметно сточена к носу. Это придает ей лучшую обтекаемость. Горные лыжи рекомендуется окантовывать металлом. В скользящую поверхность врезаются стальные или латунные полоски. Окантованные лыжи не стираются у ребер и хорошо идут на любом снегу, не разъезжаясь даже на жестких обледенелых склонах.
Бамбуковые палки с широкими кольцами и длинными штычками должны быть не выше уровня плеч. Лучше выбирать тонкие легкие палки. Даже при диаметре в 2 сантиметра прочность бамбуковых палок будет вполне достаточна.
Особенно важно хорошо пригнать крепление. Для ходьбы по проторенной лыжне на равнине достаточно крючковатой пьексы и носкового ремня. Но горы требуют жесткого крепления. Лыжи с таким креплением послушно подчиняются каждому движению ступни на поворотах; в то же время пятка лыжника сохраняет возможность свободно подниматься по вертикали.
Существует множество видов жестких креплёний. Некоторые из них вместо обычного ремня, охватывающего пятку, снабжены пружинным пяточником. Пружина здесь играет роль предохранителя. В случае падения лыжника на сильном ходу пружина растягивается, и лыжа соскакивает с ноги.
В современных креплениях металл все больше вытесняет кожу. Так, например, в креплении «кандахар» нет ни кусочка кожи. Стальной пружинящий тросик в проволочной оплетке опоясывает весь ботинок от пятки к носку. У пальцев нога плотно зажата скобами.
Немалое значение имеет и удачно подобранная лыжная мазь. Лыжники учитывают все: сухой рассыпчатый снег при морозной погоде, зернистый фирн после оттепели, мокрый свежий снег или мокрый зернистый — все они требуют разной смазки лыж. Парафин обеспечивает скольжение в оттепель; воск - основа мазей для сухого снега. К этим основным элементам мази прибавляют жиры для пластичности, различные специи против отдачи, то есть скольжения лыж назад. Специалисты знают множество рецептов для составления различных мазей. Но достаточно применять три-четыре сорта мазей, чтобы уже значительно улучшить скольжение лыж в различных условиях, в зависимости от снега и погоды.
Но вот вы в полном снаряжении на крепко пригнанных лыжах стоите перед спуском. Не бойтесь первых неудач. Поборите инстинктивное желание, оттягивать корпус назад при спуске. И главное, с самого же начала приучите себя к правильной, уверенной стойке.
Много лет назад лыжники ездили в прямой стойке, с «деревянными» коленями и сомкнутыми лыжами. Пришедшая затем на смену «арльсберговская», глубокая стойка узаконила сильно согнутые колени, наклоненный вперед корпус и широко разведенные лыжи. Центр тяжести понижался, возрастала устойчивость, но, выполняя повороты при такой стойке, лыжник неизбежно сбавлял ход. Два-три года назад в лыжный обиход вошла новая, так называемая «рациональная стойка».
Мягко согнутые, «пружинящие» колени, слегка наклоненный вперед корпус, ступни, раздвинутые на 10—15 сантиметров одна от другой, — вот основное положение рациональной стойки. Правильность этой стойки легко проверить: прямая линия должна соединять по вертикали глаза, колени и носки ног. Тело работает, как эластичная пружина: вверх и вниз. Временами, например, пересекая бугор, лыжник переходит в более глубокую стойку, а затем снова несколько выпрямляется. Рациональная стойка позволяет применять всевозможные повороты, в том числе и скоростные, которые совершаются на любом ходу почти без снижения скорости.
Но для начинающего лыжника скоростные повороты — дело будущего. Сначала он должен усвоить элементарный прием торможения, так называемый «плуг». Для этого лыжник во время спуска постепенно разводит пятки лыж и сводит носки, оставляя вес тела равномерно распределенным на обе лыжи. Чем шире угол этого плуга, тем сильнее торможение.
Этот же плуг является исходным положением для простейшего поворота. Достаточно, например, спускаясь плугом, переложить вес тела на правую ногу — и лыжи повернут налево. Это очень надежный и спокойный поворот. Существует и ряд других сравнительно простых приемов для поворота. Можно поставить под углом только одну лыжу, например левую, и тогда, перенося на нее центр тяжести, вы повернете направо. Это поворот «из упора». Если вы отведете наружу носок правой лыжи и в то же время нагрузите левую, вы тоже повернете направо. Это «христиания-ножницы». На сильном ходу опытный лыжник может повернуть в любую сторону, даже оставляя лыжи параллельными. Это так называемая «чистая христиания», для выполнения которой требуется четкая работа всего корпуса. Этот изящный поворот дается далеко не сразу, но зато овладевший им лыжник сможет легко менять направление на быстром ходу, сохраняя скорость.
Нет предела для совершенствования в горнолыжной технике! Достаточно новичку овладеть первыми поворотами, достаточно почувствовать, что лыжи начинают его «слушаться», — и он уже не остановится в своем развитии, в стремлении испытать всю прелесть разнообразных видов горнолыжного спорта.
Может быть, его привлечет «слалом» — спуск с препятствиями. Длинный склон сбегает к равнине. Десятки цветных флажков образуют всевозможные фигуры на снегу — «змейку», «шпильку», «диагональ». Побеждает тот, кто проедет скорее других, не сбив ни одного флажка и точно выполнив все фигуры. Слалом требует безукоризненной техники, смелости и точного и быстрого расчета движений.
Иные цели преследует скоростной спуск, который обычно устраивается на большом, сравнительно прямом склоне. Здесь у лыжника одна задача: выжать наибольшую скорость. Спортсмен мчится, сильно пригнувшись к лыжам, чтобы уменьшить сопротивление встречного потока воздуха. Такой спуск длится считанные минуты, но требует огромной выносливости. Мышцы предельно напряжены. Скорость достигает 100-120 километров в час.
Высоко над всеми вершинами Европы возвышается двуглавый Эльбрус. Больше чем на 51/2 километров поднялся он над уровнем моря. В 1939 г. первый советский лыжник совершил скоростной спуск с самой его вершины. В прошлом году этот великолепный спуск повторила лыжница. Это были чемпионы лыжного спорта Вадим Гиппенрейтер и Галина Таежная.
Исключительно эффектна и третья разновидность горнолыжного спорта — прыжки с трамплина! Отрываясь от края трамплина, человек парит в воздухе, пролетая десятки метров, как будто он обрел крылья. Высокая техника сочетается здесь с предельной смелостью и ловкостью спортсмена.
Горные лыжи всесторонне развивают спортсмена, закаляют его тело и волю. Особенно важное практическое значение имеют путешествия на лыжах с длинными переходами, с ночевками на снегу, с преодолеванием крутых склонов и подъемов. Это подлинная школа мужества и выдержки.
Проведенная у нас в прошлом году первая стокилометровая лыжная гонка показала, что организм натренированного лыжника приобретает огромную работоспособность и выносливость. Каждый участник похода, длившегося около восьми часов, израсходовал столько же энергии, сколько затрачивает тысяча человек для подъема пешком на пятый этаж. И организм лыжников прекрасно справился с этой нагрузкой.
Человек, овладевший горными лыжами, не знает усталости и колебаний. Для него не существует плохой погоды и трудных условий. Он не будет стоять в раздумье перед решительным спуском. Смело ринувшись вниз, уверенно преодолевая препятствия, он всегда будет первым у цели — мирной или боевой.
Красиво, а главное правильно сказано! Проверено на себе! Встал на лыжи только в этом году и понял, что теперь меня не остановить! Втянул в это дело своего 6-ти летнего сынка, теперь всю голову мне выносит "Ну когдааа следующая тренировка?"