Про Ольгу, про Алтай и немного скитура

Xo4yHaIOra Лента автора ср. 2 Октября 2024 (11:02) Просмотров: 145 4

Поговорим про Ольгу? Не про любую другую о которой вы знаете среди своих подруг, сестёр или любимых. А именно о той, что является двуглавой вершиной Талдуринского ледника на Алтае. Есть Ольга Восточная, есть Ольга Западная, а есть Ольга Першина - одна из ключевых фигур, с чьего позволения нам с товарищем удалось отправится к двум другим.

Ладно, начну с начала, пока совсем вас не запутал в этой «чехардой» имён.

И так, на дворе конец мая 2023 года.
Я (Олег меня зовут) недавно вернулся из очередной экспедиции с Южно-Чуйского хребта, где с командой раскатывали никем ранее не тронутые горы и кулуары. А мой друг и напарник по подобного рода приключениям - Алексей, пропускал скитур сезон, поскольку у него в семье недавно произошло пополнение. Таким образом лыжи и ледоруб пылились в углу, в угоду детским игрушкам, пелёнкам и домашним хлопотам.

Приехал я к другу домой, навестить семейство, и отдохнуть в тёплый майский выходной день.
Ну собственно, стоим мы рядом с мангалом, жарим шашлык, и говорим о горах. Я делюсь впечатлениями о весенних приключениях, он же внимательно слушает и крутит мясо. Как только зашел разговор о ближайших планах, я поделился мыслями о поездке в июне на Эльбрус, с целью съехать с него и Казбека. После чего Алексей негромко прервал меня:

-«Зачем  на Эльбрус? Есть мысли поинтереснее, в духе авантюры».

В общем идея была такая: с 1 июня вставала ясная жаркая погода почти на целую неделю. До Республики Алтай нам час езды. Далее около 400 км по Чуйскому тракту, и мы перед началом маршрута в Талдуринскую долину вблизи Южно-Чуйского хребта. Дальше многочасовой «дичайший» офф-роуд, по фантастическим местам, затем 5 км пешком с рюкзаками, и после чего мы окажемся  у подножья Талдуринского ледника (там всё называют Талдурой). Бьём лагерь, и в альпийском стиле на скитуре идём к одной из вершин горы Ольга, штурмуем её по 2Б, съезжаем, возвращаемся домой.
И на всё про всё - три дня!

- «Как идея?» - спросил Алексей меня

- «А тебя Оля отпустит?» - ответил я, спросив про его супругу

- «На три дня думаю отпустит. Это не неделя. А я уже «копытом бью» в горы хочу».

Мне было, сложно отказаться от такой авантюры. Мало того что это будет по сути экспедиционный марафон, так ещё и гора никем ни разу «не катана». Только в альпинизме хожена.  Ну а Эльбрус с Казбеком подождут. Тем более Алексей, является нашим идейным вдохновителем и высококлассным организатором для воплощения самых сложных экспедиционных задач. Задумать, спланировать и реализовать – это я его одна из главных супер способностей.

И вот спустя пару дней мы, не дождавшись рассвета прыгнули в УАЗик со всем снаряжением и отправились в очередной трип.

Дорога тянется по Чуйскому тракту, который проходит через весь Алтай, красуясь своими неповторимыми пейзажами. Но мы едем с конкретной целью и головой особо не вертим, часики то тикают. Тем более что на Алтае мы уже «свои», успевая каждый сезон исколесить по Чуйскому тракту раз 10-15. Так что за годы приключений, каждый куст и скала взгляду знакомы. Тем не менее восхищаться мы так и не перестаём.  Красотища же вокруг.

К 18:00 свернули с трассы, и двинули по гравийке доехав до последнего населенного пункта - поселка Бельтир, отмотав к тому моменту 550 км. После него, любой намёк на цивилизацию заканчивается, и дальше весь путь идёт вдоль реки Талдура, пробиваясь через наледи, броды, валуны, грязь, снег ... Очень сложная задача для УАЗика, но ему не привыкать. А в совокупности с грамотным водителем в лице Алексея, продвигаемся успешно преодолевая, все ловушки этих труднопроходимых мест.

Чудесным стечением обстоятельств, или же всё таки за счет точного расчёта и опыта, преодолев все преграды и трудности бездорожья, к 23:00 мы оказываемся у предельной точки «Кызыл-Маны». Дальше возможности проехать нет. Следовательно, настало время отдохнуть. Выпиваем по пару банок пива, доедаем остатки домашней пиццы, что взяли с собой в дорогу, и на боковую. Позади маршрут, который обычно преодолевают за два-три дня, потому силы уже на исходе.

День второй
Ледник

В 6 утра, после кофе, мы набивали рюкзаки снаряжением и конечно же пивом, готовясь к пешему маршруту под ледник. Идти не долго, часа 3-4. И даже 35 кг за спиной, привычный для нас вес не создающий особого дискомфорта. Единственный нюанс, на что уходило драгоценное время, так это съёмка. Видео с камеры, видео с дрона, фото и так далее. Мы разумеется не блогеры, но материал с каждой поездки, стараемся привезти в нужном количестве.

Короче побежали. Алексей как всегда впереди, я как вечный «опоздун» пытаюсь всё снимать. И уже к обеду мы стоим под ледником, где ставим палатку, обедаем, и наконец цепляем Камуса. Наш лагерь располагается на высоте около 2500 м, и сегодня нужно будет ещё дойти до отметки в 3200 м под Ольгу, чтобы осмотреть склоны, наметить путь подъёма, и успеть назад к ужину. В общем идём вверх, любуемся, на дворе 2 июня лето, а кругом зима и снег в 20-и градусную жару. Мы дошли до намеченной точки, посмотрели склон по которому нам идти и ехать, полетали дроном и хорошенько всё отсняли.

Вершины у горы Ольга - две. Восточная 3739 м и Западная 3750м. Разделяются они в середине плечом, с которого остаётся порядка 100 м. Главное определится к какой вершине хочешь повернуть.
Чего сказать про маршрут 2Б? Он совершенно не популярен среди альпинистов. Есть рядом гребневая 1б-2а, где спокойно ногами всё ходится, в обход сераков и лавин. И вот её то как раз большинство и предпочитают.

Но нам надо идти там где будем съезжать вниз, что бы за время тропёжки изучить склон, кондицию снега, и трещины что лучше объехать или перепрыгнуть.

В общем осмотревшись и наметив маршрут, начали спуск к палатке. Хорошо катанули по фирну прямиком до лагеря, где плотно поужинали, и легли спать. Завтра на штурм.

День третий
штурм

В горах рано утром ждёшь только одного - пока встанет солнце. Каждый кто морозил зад...цы в палатке на высоте, прекрасно знает что в 4-5 утра, пока стоишь даже в самом теплом пуховике и чистишь зубы, не получается избавится от мысли - «зачем мне всё это», и «что я здесь делаю».
Благо мой мозг за годы пребывания в таких ситуациях научился адаптироваться. И теперь наравне с вопросом «зачем?» Он всегда повторяет «да затем!,», - отводя мой взор в сторону горы. И так часто это делает, что ответ повторяешь себе как мантру. Пока не отпустит.

Сегодня было так же. Но как то повеселее что ли, ведь в пять утра мы уже скребли замерзший снег скитурными кошками, ожидая когда немного потеплеет. При этом я успевал запускать дрон, снимал рассвет, и мы постоянно шутили всю дорогу.

Лично мне шлось хорошо лидером, темп держал чуть выше среднего. Акклиматизация была отличной за весенний сезон. А вот Лехе было по тяжелее. Но к моему удивлению он пёр как танк, отставая от силы всего метров на 20.
Хотя удивляться тут нечему, ведь уже как 15 лет, сезон за сезоном, Алексей проводит в горах Алтая, занимаясь альпинизмом и скутуром. Общая физическая выносливость и профессиональная адаптация, дают ему возможность легче переносить высоту, даже несмотря на то, что почти целый год он не был в больших горах.

Подойдя под гору, вышло то самое долгожданное солнышко. Вышло и начало адски нас жарить. Да так что приходилось в кепку зачерпывать снег надевая на голову, чтобы не свалиться от перегрева. Сковорода там знатная, скажу я вам. И так будет всю стенку, пока не вылезешь на плечо почти у вершины.

Снега на склоне с избытком и слёживается он уже как несколько дней. Регулярно растапливаемый днём на солнце, и замерзающий в лёд ночью. Обычное явление в начале лета. Ввиду чего «мокрухи» уже по всему склону, как знак мнимой безопасности.
Тем не менее что должно сойти, уже сошло. А что не сошло, будет мокрым и медленным, таким образом всегда есть шанс проскочить. Ведь ходили такое уже и не раз, так что данные по шурфу чего-то нового нам не рассказали.

Мы решили «вытропить» всю стенку в скитуре до самого верха, ну а там на плече, скорее всего оденем кошки и закинем скиутр на рюкзак, после чего пойдём к заветной Ольге Восточной.

Я двинул лидером тропить (аклимуха же и все дела). Чем выше шли, тем сильнее менялся снег. К моему удивлению с увеличением уклона, снег становился более глубоким чем в нижней, более пологой части. Но учитывая его тяжесть за счет мокрой структуры, я чувствовал, как нет-нет, а из-под сплита так и норовит выскочить мокруха. В общем тропил аккуратно, и держал ухо востро. И так почти до 3600 м, пока угол уклона склона не увеличился до 45 градусов. Когда в момент движения я всё-таки даванул под собой лавину, и нога с «лыжей» пошла вслед за ней, сорвав меня с тропы. Дальше всё на рефлексах - лицом к склону, ледорубом задержание, оттормозил упираясь «лыжами» в склон.
Повисел в таком положении секунд 20, перевёл дыхание воткнул бур для станции, и вскоре вылез обратно.
Ничего критичного, всё было ожидаемо.

Посмеялись немного с Лехой, над тем что я тропу поломал, но дальше уже не было смысла идти на камусах. Лыжа за счет своей площади и размера, даёт ощутимое давление на склон при таком угле и кондиции снега, что может спровоцировать повторную лавину.

Надели кошки, закинули лыжи на рюкзак – и направились к бергшрунд. Надо пролезть трещину, ну а там уже полегче будет.

К нашему удивлению, разлом был забит снегом очень плотно. Пролезли спокойно, значит так же и удастся съехать - без прыжков и лишней суеты. К тому моменту Алексей уже шёл лидером, а я замыкал неустанно фотографируя всё вокруг. И если бы не «дьявольская» жара, можно сказать двигаться вверх было бы сплошным удовольствием.

Выйдя на плечо, ожидаемо задул ветер, сменив пекло на лютый мороз.
Мы немного под оделись, и решили поснимать с дрона красивые виды вокруг, открывающиеся с плеча.

Я достал «птичку», собрал, запустил и стал наблюдать как он улетает от нас, совершенно не поддаваясь ни на какие команды. Интересное ощущение, смотреть в экран телефона на пульте, следя за тем как твой дрон сошел с ума и летит на бешеной скорости в каменную стену противоположной стороны горы. Пока в момент не происходит столкновение и обрыв связи.

Затем как по учебнику - отрицание, гнев, осознание, принятие.

Вот так мы потеряли весь отснятый материал, так как запасные флешки я с собой не брал. Конечно же мы предприняли попытки сходить к противоположному краю горы и отыскать остатки от дрона, и даже вылезли на свисающую скалу что была над обрывом, куда он упал в пропасть. Но осмотрев всё и оценив временной ресурс, поняли что будем спускаться туда и вылезать - до самой темноты. И не факт что удастся что то найти.

Короче «поматерились», потеряв около полутра часов, и отправились на вершину.

Дальше всё как-то проще, что ли. Зашли на вершину Ольги Восточную в 15:00, полюбовались видами за остатками чая. Встегнулись кто на чем катается, я в сплитборд, Алексей в лыжи. И сделали первопроезд с вершины вниз, попутно пуская мокрухи. Причём ехали до самой палатки, где нас ждало пиво и кока кола (надеюсь не стоит рассказывать, что это один из мотивирующих факторов, для большинства восходителей и ски-альпинистов).

С 16:00-18:00 мы уничтожали запасы еды и напитков, что принесли с собой, восстанавливая силы и закрывая «углеводные окна». Пока ближе к началу захода солнца, не приступили к сбору лагеря.

По сути сегодня уже тот самый «третий день» по лимиту Алексея. Ведь именно на столько, его супруга Оля, отпустила нас в поход к другой Ольге с которой встретились сегодня. Только эта Ольга оказалась более суровой, очень горячей и одновременно чертовски холодной. В общем домой надо возвращаться.

Мы собрали лагерь, закинули рюкзаки и за два часа добежали до УАЗика, под наступление темноты. Естественно подустали за эти три дня, так как спим мало, а работаем много. Поэтому по темноте ехать домой обратно было не вариант. Тем более что и реки за световой день стали глубже, наледи расквасило, и грязь превратилась в болото. Нужно ждать утро, пока всё подмёрзнет.

День четвертый
назад из Талдуры

Подъём как день сурка. Кофе, завтрак и пока солнце не встало, надо «рвать» из долины вдоль реки Талдура. Но проще сказать чем сделать, ведь за два дня что мы были на леднике, июньское солнце поработало не только над нашим загаром, но и над маршрутом что предстояло преодолеть. Реки поднялись, а снежные наледи сильно протаяли.
Здесь конечно же для любителей офф-роуд, можно было бы отдельную статью написать, о том как два человека и УАЗик, тонули, вязли, буксовали стабильно каждые 20-30 минут. Как мы строили мосты, домкратили, Алекс ремонтировал вырванные опоры стоек в полевых условия и уплывали уносимые бурной рекой вместе с «буханкой». И я уверен, автолюбителям такая история пришлась бы по нраву. Но здесь всё-таки про скитур и немного альпинизма. Посему эту часть пропустим, поверив автору, что было совсем не просто : )

В общем из долины к ближайшему населенному пункту п.Бельтир, мы смогли выехать только под вечер. Таким образом, дорога назад заняла в разы больше времени, чем нам удалось это сделать в начале нашего приключения.

День пятый
домой

Чуйский тракт, Алтай, знакомая и любимая дорога.

Вечером мы вернулись домой из самого быстрого восхождения на Алтае, что нам удалось провернуть.  По сути из г.Бийск, мы съездили в соседнюю республику, забрались во «тьму тараканью», сходили гору, и от туда назад обратно в г. Бийск. И всё это своим ходом.

Конечно же немного не уложились в лимит, но мы всё равно остались довольны результатом проделанной работы.

Сходили на гору, съехали с вершины, выдержали натиск «офф-роуд трипа», и закрыли катальный сезон. Сейчас спустя год, мы уже успели сделать ещё пару интересных «проектов» в рамках Алтая. Но именно сегодня почему-то захотелось вспомнить про Ольгу и про тот марафон.

Короче, пусть будет пост здесь, вдруг кому-то окажется полезным и появится желание повторить. Всем скитур.
Команда AltaiSki.

Dulsiney    ср. 2 Октября 2024 (11:07)   #

СУПЕР!        Эх....

Где мои 17 лет?

Hock    ср. 2 Октября 2024 (13:01)   #

Как там раньше говорилось: креатив - не говно, автор - молодец, пиши ещё icon_smile.gif

lyolik    ср. 2 Октября 2024 (14:42)   #
Очень-очень круто!!!
Отличный трип, отличный рассказ, офигенные фотки!